Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ водного инструктажа ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «Слесарь
по ремонту строительных машин»
по теме:
« Разборка – сборка
кривошипно - шатунного механизма двигателей автомобилей ЗИЛ – 508.10, ВАЗ – 2106 и ВАЗ -21083
Разработал мастер П/О
морозюк А. а.
«МАКЕЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ. Ф.И. БАЧУРИНА»
Слайд 2 цель занятия:
« Формирование и закрепление общих
и профессиональных компетенций в процессе учебной практики (производственного обучения),
формирование практических навыков по разборке, сборке кривошипно - шатунного механизма изучаемых двигателей автомобилей».
Тема занятия:
« Разборка – сборка кривошипно - шатунного механизма двигателей автомобилей ЗИЛ – 508.10, ВАЗ – 2106 и ВАЗ -21083
Слайд 3Профессиональные и общие компетенции которыми, Вы должны овладеть на данном
занятии:
Слайд 4Материально-техническое оснащение урока
Двигатель автомобиля ЗИЛ – 508.10
Двигатель автомобиля ВАЗ
– 2106
Двигатель автомобиля ВАЗ – 2108
Учебно–техническая документация. плакаты
Инструкционные карты по
технологии разборки и сборки кривошипно-шатунного механизма изучаемых двигателей автомобилей».
Инструмент.
Слайд 5
Проверка теоретических знаний учащихся по теме занятия: «Сборка –
разборка КШМ двигателя»
Задания 1 уровня сложности – необходимо назвать наименование,
рассказать о назначение изображенной детали и составных ее частях
Слайд 7Назовите наименование и составные части данной детали
Слайд 8Назовите наименование и составные части данной детали
Слайд 9Назовите наименование детали
Слайд 10Назовите наименование и составные части данной детали
Слайд 13Закрепление знаний по технике безопасности
Слайд 23Изложение нового материала
Вспоминаем из курса теории, для чего служит кривошипно
- шатунный механизм двигателя автомобиля и из каких деталей состоит:
1.
КШМ автомобиля служит …..
2. КШМ автомобиля состоит ….
Слайд 24
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней, во вращательное
движение коленчатого вала.
Слайд 25Кривошипно-шатунный механизм состоит из:
Блока цилиндров
Головки
Уплотнительной прокладки картера
Поршней
Поршневых
колец
Поршневых пальцев
Шатунов
Коленчатого вала
Маховика.
Слайд 26Блок цилиндров - основная (базовая) деталь, к которой крепят детали
механизмов двигателя, выполняют в одной отливке с картером. Цилиндры в
блоке могут быть расположены в один ряд (ВАЗ) или V-образно в два ряда под углом 90° (двигатели ЗМЗ - 53 и ЗИЛ-130). Блок цилиндров с верхней частью картера двигателей ЗМЗ-53 и ГАЗ-24 отлит из алюминиевого сплава, а двигателя ЗИЛ-130 - из чугуна.
Полость между цилиндрами и наружными стенками блока называется рубашкой охлаждении.
Слайд 27Дли повышения износостойкости стенок цилиндров и упрощения ремонта и сборки
двигателя в блоки цилиндров запрессовывают вставные сменные гильзы из кислотостойкого
чугуна. Уменьшение износа верхней части гильз достигается установкой в них коротких износостойких вставок (у двигателей ЗМЗ длина вставки 50 мм. толщина
стенки 2 мм).
Слайд 28Шатунно-поршневая группа.
Поршень воспринимает при рабочем ходе силу давления газов
и передает ее через шатун коленчатому валу, а также совершает
вспомогательные такты.
Верхняя часть поршня, называемая головкой, снизу усилена ребрами. По окружности головки проточены канавки для установки поршневых колец. Нижняя, направляющая часть поршня (юбка) снабжена приливами (бобышками) с отверстиями, в которые устанавливают поршневой палец.
Слайд 29Поршни отливают из алюминиевого сплава, обладающего малой плотностью и хорошей
теплопроводностью. В поршни двигатели ЗИЛ-130 запрессовывают чугунную вставку, в которой
протачивают канавку для верхнего кольца, что повышает долговечность поршня.
В верхней части головки поршня некоторых двигателей протачивают узкую канавку, уменьшающую передачу теплоты к верхнему кольцу.
Чтобы нагревающийся поршень мог расширяться в цилиндре, не заедая, его устанавливают с зазором. Зазор между поршнем и зеркалом цилиндра уплотняют поршневые кольца. Юбку выполняют в виде эллипса, большая ось которого расположена перпендикулярно оси поршневого пальца. Такая форма юбки предотвращает стук при холодном двигателе и заедание за счет ее округления при нагреве. В отверстии для поршневого пальца имеются канавки для стопорных колец.
Слайд 30Поршневые кольца компрессионные и маслосъемные изготовляют из чугуна или стали.
Компрессионные кольца уменьшают прорыв газов из цилиндра в картер. Для
повышения износостойкости покрывают слоем хрома, поверхность остальных колец для лучшей прирабатываемости -слоем олова.
Маслосъемное кольцо снимает излишки масла со стенок цилиндра. На поршнях всех карбюраторных двигателей ставят по одному маслосъемному кольцу., В канавке для этого кольца выполнены сквозные отверстия.
Слайд 31Поршневой палец стальной, трубчатый. Он соединяет поршень с шатуном. Поверхность
пальца закалена с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ). При работе
палец проворачивается в бобышках поршня и втулке верхней головки шатуна. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами, установленными в выточках бобышек поршней; такие пальцы называют плавающими.
Слайд 32Шатун передает при рабочем ходе силу от поршня кривошипу коленчатого
вала, а при вспомогательных тактах, от кривошипа поршню. Шатун стальной.
Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной головки с бронзовой втулкой для поршневого пальца и нижней разъемной головки, закрепляемой на шатунной шейке коленчатого вала. Для направленного разбрызгивания масла на стенки цилиндра в нижней головке шатуна выполнено отверстие. Для уменьшения трения между шейкой вала и нижней головкой шатуна в нее вставляют тонкостенные вкладыши, образующие шатунный подшипник.
Слайд 33Коленчатый Вал состоит из коренных и шатунных шеек, соединенных щеками,
продолжением которых являются противовесы, разгружающие коренные подшипники от инерционных нагрузок.
С этой же целью шатунные шейки сделаны полыми. Шатунные шейки, число которых у рядных двигателей равно числу цилиндров, у четырехцилиндровых двигателей расположены попарно под углом 180°. К каждой шатунной шейке коленчатого вала V-образных двигателей крепит по два шатуна, соединяющие ее соответственно с поршнями правого и левого рядов цилиндров.
Слайд 34Поэтому шатунных шеек у таких двигателей вдвое меньше числа цилиндров.
У восьмицилиндровых V-образных двигателей шатунные шейки располагают под углом 90"
друг к другу.
К фланцу заднего конца коленчатого вала крепят маховик. Масло от коренных подшипников к шатунным поступает через каналы в щеках вала и грязеуловители, закрытые пробками.
На переднем конце коленчатого вала крепят распределительную шестерню и шкив привода вентилятора, а в торец вала ввертывают храповик, используемый для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой. Места выхода вала уплотняют сальниками.
Слайд 35Маховик - чугунный диск с тяжелым ободом. Он увеличивает инерцию
коленчатого вала и этим повышает плавность работы, облегчает пуск двигателя
и трогание автомобиля с места. На ободе маховика напрессован зубчатый венец для пуска двигателя от стартера. Маховик крепят несимметрично расположенными болтами, которые должны быть затянуты с моментом 140...150 H-M (И...15 кгс-м) и зашплинтованы.
Слайд 36Карта учета профессиональных умений
Слайд 37
Мы на нашем занятии изучаем устройство, проводим разборку и сборку
КШМ трех разных двигателей. Работаем в трех звеньях по 4
человека, согласно распределения.
Слайд 38Прежде чем приступить к практическому занятию, необходимо изучить порядок и
последовательность выполнения операций по разборке и последующей сборке механизмов КШМ.
Слайд 39Распределение по звеньям:
Первое звено изучает последовательность разборки и сборки КШМ
двигателя автомобиля ЗИЛ – 508.10
Рабочее место № 5, Двигатель №
8
Последовательность операций запоминаем по инструкционно – технологической карте..
Слайд 40Распределение по звеньям:
Второе звено изучает последовательность разборки и сборки КШМ
двигателя автомобиля ВАЗ - 2108
Рабочее место № 1, Двигатель №
9
Последовательность операций запоминаем по инструкционно – технологической карте.
Слайд 41Распределение по звеньям:
Третье звено изучает последовательность разборки и сборки КШМ
двигателя автомобиля ВАЗ - 2106
Рабочее место № 2, Двигатель №
3
Последовательность операций запоминаем по инструкционно – технологической карте.
Слайд 42
Контрольные вопросы для заключительного инструктажа про пройденной теме практического
занятия
Слайд 43 Что означает риска на днище поршня.
Слайд 44На какую сторону двигателя ЗИЛ – 508.10 устанавливаем данную деталь.
Слайд 45 Какие параметры кольца проверяем: