Слайд 1Дизайн упаковки
в рекламі та PR
Лекція 8
Слайд 2Упаковка – комплекс средств по подготовке предметов к перемещению и
хранению для обеспечения их сохранности, а также материалы, использующиеся для
этих целей.
Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. В узком смысле тара – нечто многоразовое, а упаковка – одноразовое.
Слайд 3 Функции упаковки:
защищать продукт от воздействий окружающей среды;
защищать среду от воздействий
продукта;
обеспечивать удобную транспортировку;
информировать о свойствах;
идентифицировать;
дифференцировать.
Слайд 4По назначению упаковка бывает: потребительская (штучная, первичная, вторичная или групповая),
транспортная и производственная. Предметом рекламного дизайна чаще всего является потребительская
упаковка.
Первичная упаковка содержит непосредственно продукт. Её обычно видят на магазинных полках.
Вторичная упаковка содержит некоторое количество единиц продукции (продуктов в первичной упаковке), используется при транспортировке и распределении.
Слайд 5 При проектировании формы упаковки продукта, предназначенного для более-менее массового производства,
нужно учитывать:
- эргономику размещения продукта внутри тары и обращения с
ним;
- необходимость экономии материалов;
- физические свойства продукта и материалов;
- экологический аспект.
Слайд 6Этапы конструирования упаковки
1. Выбор формы тары
Элементами корпуса тары обычно являются
простейшие геометрические формы, к которым так или иначе можно свести
проекции продукта.
Полученные варианты формы отбирают с учётом перечисленного выше, а также ориентируясь на данные анализа конкурентной продукции.
Слайд 7 Формообразующим и самым важным для упаковки является продукт: его форма,
свойства, путь от производителя к потребителю, особенности потребления.
Слайд 8Разные продукты подразумевают разные стратегии скрытия/открытия: какие-то продукты сами по
себе привлекательны, их стремятся показать. Другие – наоборот, не стоит
(или не принято) демонстрировать, поэтому их скрывают.
Пример продуктов из первой группы – готовая к употреблению еда и напитки, из второй – средства гигиены. Здесь важны не только требования сохранности продукта, но и стереотипы потребления.
Слайд 9Этапы конструирования упаковки
2. Выбор материала
Исходя из портрета целевой аудитории и
содержания её потребительского поведения, разработчик упаковки должен сделать её удобной
в использовании и легко утилизируемой.
Кроме того, упаковка должна соответствовать требованиям ГОСТ и ДСТУ относительно размещения в ней конкретного вида продукции.
Слайд 10Непродуманная или некачественная упаковка = потери продукта
Избыток упаковки = затраты
при производстве и утилизации
Материалы, используемые для упаковки: стекло, целлюлоза (картон,
дерево и т.д.), металл, пластик. Могут применяться в комбинации.
Важно продумать, что именно произойдёт с упаковкой после: рециркуляция, вторичное использование или помещение в отходы.
Слайд 11 В рекламе и маркетинге упаковка используется как ещё одна площадка
для размещения визуальных и текстовых материалов.
Этикетка – специфический элемент упаковки,
рекламно-информационное листовое издание небольшого формата, содержащее сведения о товаре и его производителе.
Слайд 12Этапы конструирования упаковки
3. Оформление этикеток
Здесь используем все методы композиции, колористики
и типографики, учитывая специфику размещения информации на упаковке.
Обязательным является стилевое
единство всех этикеток и акцентирование лицевой стороны с их помощью. Следует уделять внимание особенным характеристикам, которые могут выделить упаковку из общего ряда.
Слайд 13 Товарная маркировка - надписи для покупателя. Они должны быть сделаны
на языке страны покупателя.
Эти надписи должны содержать:
- названия нормативных документов,
требованиям которых должны соответствовать товары;
- перечень основных потребительских свойств товара (инструкцию), а для продуктов питания - состав, калорийность, содержание вредных веществ в сравнении с нормативными требованиями, противопоказания;
Слайд 14 - цену и условия приобретения товара;
- дату изготовления, срок службы
и срок годности;
- гарантийные обязательства изготовителя;
- правила и условия эффективного
использования;
- наименование и адрес изготовителя и лица, удовлетворяющего претензии потребителя;
- указание о сертификации товаров, которые должны быть сертифицированы;
- предупреждение о потенциальной опасности товара.
Слайд 15Рекламные функции упаковки:
- информирование аудитории о потребительских свойствах товара;
- привлечение
внимания (выделение из ряда);
- дополнительные сообщения, связанные с социальными ритуалами;
-
формирование эмоционально-эстетического контекста потребления продукта.
Слайд 16 Упаковка является наиболее «близким» к повседневности адресата каналом коммуникации. Восприятие
упаковки включает тактильные и визуальные ощущения и реализуется последовательно: «увидел
– потрогал – купил».
Использование фактур, стимулирующих тактильную активность, позволяет создавать менее яркое, зато более длительно закрепляющееся впечатление.
Слайд 17В отличие от прочих видов рекламы, направленных на то, чтобы
стимулировать аудиторию запланировать покупку, упаковка нацелена скорее на обеспечение импульсивных
покупок и поддержание лояльности к бренду.
Поэтому её функция – скорее общаться, а не информировать.
Слайд 18Элементы успешной упаковочной стратегии:
- упаковка становится частью процесса потребления;
- максимально
удобная форма упаковки не меняется;
- этикетка меняется в деталях, оставаясь
узнаваемой;
- информация на этикетке включает юмор, отсылки к контекстам восприятия сообщения и потребления продукта.
Слайд 19
Правила разработки упаковки по Л.Валлентину:
Упрощайте и усиливайте
Удивляйте
Рассказывайте историю
Создавайте 3D-дизайн
Сделайте упаковку
такой, чтобы она легко открывалась
Слайд 20
Правила разработки упаковки по Л.Валлентину:
Будьте лучшими в своей категории
Призывайте к
действию
Выбирайте подходящий материал
Устанавливайте контакт
Сделайте интересную оборотную сторону упаковки
Слайд 21
Checklist – дизайн упаковки включает разработку таких параметров:
оформление самого продукта;
форма
и общее впечатление, внешний вид;
графическое оформление и символика;
шрифт и удобочитаемость;
материал:
тактильные ощущения;
экология и устойчивое развитие.
Слайд 22 Література
Валлентайн Л. Креативность требует смелости: Упаковка как средство коммуникации. Кн.
2. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Ефремов Н.Ф. Конструирование
и дизайн тары и упаковки / Н.Ф. Ефремов, Т.В. Лемешко, А.В. Чуркин. – М.: МГУП, 2004.
Сокольников Ю. Всё об упаковке / Юрий Сокольников. – М.: Тигра, 2001.