Слайд 1Дизайн зарождается на стыке нескольких ветвей развития проектной культуры- массового
промышленного производства, инженерного проектирования и развития науки.
Слайд 4Пистолет викторианской эпохи.
В середине 19 века индустрия прокладывает путь к
мировому господству.
Нарушается привычный смысл формообразования, где накладной декор заменяет все.
Слайд 5Клодт- внуч племянник Клодта
Слайд 6Разрыв между смыслом и формой сопровождается другим процессом- упадком ремесел.
Слайд 8Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна:
ручной труд
примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство, учитывались все потребности
человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность.
Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один
человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.
Слайд 11Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века):
производство
создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века
индустриализации дизайнер стал создавать
прототипы изделий, которые с помощью
машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма
примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции
занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид.
Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного
производства, предварительно изучив технологию современного производства и
свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали
столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские
фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и
специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии начинает развиваться
индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный
подход, разделение труда, потоковость.
Слайд 12Печь- жаровня,модерн. Зингер зубоврачебное.
Слайд 13Чессел Макдаффи и скафандр изобрет.1911
Слайд 14С 60-х годов появляются общенациональные выставки
Лондон – 1761,1767
Париж 1763
Дрезден 1765
Берлин1786
Мюнхен
1788
Пионер- Петербург 1828!
Слайд 15Реклама1897 тренажер,замена лошади.1907- кадиллак
Слайд 18Рекламная продукция, возможность охватить большую аудиторию , предлагать по интресам
и кошельку, изучать и анализировать спрос – вот достоинства промышленных
выставок, где с объемом продаж не могли конкурировать коробейники и офени.
Слайд 20Открытие 1 мая 1851 года «Великой выставки»- первой, всемирной, промышленной
– показатель могущества Британии в производственной сфере. С 1861 года-
в Англии существует метрополитен. Размеры «Кристалл – паласа» символизировали могущество нации, интеллект – сроки и технические приемы сборки сооружения, а красота позволяла оспорить лидерство «французского вкуса» и французскую поговорку эпохи рококо – во Франции можно все подвергнуть критике и сомнению , кроме французского вкуса..
Слайд 21 К намеченному сроку-1850му году, архитекторами разных стран было представлено
245 проектов. Но ни один из них не прошел по
условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты. Условия конкурса предъявляли требование, гласившее, что здание должно отличаться «такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии».
Со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, управляющий садами в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса, используя при этом опыт строительства теплиц. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). Грандиозное здание из стекла и стали было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок - и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским.
Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне. Здесь же, в выставочной архитектуре, произошел сдвиг от живописности и украшательства к инженерии, что стало главной тенденцией развития всей архитектуры XX в. В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса - железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (примерно 720 см), монтаж готовых блоков. Дворец стал эпохальным сооружением, предвосхитившим новые методы строительства. Начиная с Хрустального дворца, всем выставочным павильонам дальнейших выставок придавали вид «дворцов». Они так и назывались - «Дворец сельского хозяйства», «Дворец электричества» и т. д., дворцы всех видов, всех эпох, в любом материале - от металла и стекла до злаков и овощей.
Слайд 22 К намеченному сроку-1850му году, архитекторами разных стран было представлено
245 проектов. Но ни один из них не прошел по
условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты. Условия конкурса предъявляли требование, гласившее, что здание должно отличаться «такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии».
Со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, управляющий садами в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса, используя при этом опыт строительства теплиц. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). Грандиозное здание из стекла и стали было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок - и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским.
Слайд 231851 хрустальный дворец. Джозеф Пакстон.
Слайд 24Джозеф Пакстон. Хрустальный Дворец, 1851 г.
Здание Промышленной выставки в Лондоне.
Слайд 25Это дворец для сказочного принца, - писал У.Теккерей. Ярмарка тщеславия.
По
такому же принципу работали изделия М. Тонета, которые были показаны
на этой выставке.
Слайд 27Размах павильона- 4 собора св. Петра в Риме. 6 месяцев-
33000 чугунных колонн. Главное – стенды, витрины и подставки.
32 страны-
6
месяцев работы- 6 млн. человек.
Новые экспонаты- машины, минералы, локомотивы,оборудование,предметы обихода и интерьера.
Слайд 29Секрет быстроты- спосб возведения по принципу конструктора- сборка. Это первое
металлокаркасное здание с несколькими типами деталей. Сооружение собирается из заранее
изготовленных модудей. Это была эволюция в строительстве- вместо возведения стен- монтаж, вместо неразборной кладки- сборка. Хрустальный дворец повлиял на строительство не только выставочных павильонов,но и пассажей,универмагов со свободной планировкой и внутренним светом.
Слайд 311855. Дворец индустриальной выставки в Париже
Слайд 37Техника как искусство -если антропоморфна
Всемирные выставки
Слайд 42Железный мост в Бордо. 1е сооружение Эйфеля.
Слайд 47Подвесная дорога В.Романова инженера
Слайд 49Елизавета Кекушева
Плакат «Выставка афиш в строгановском училище» 1897
В России
в ноябре 1897 года прошла «Первая международная выставка художественных афиш»
В
рецензиях на выставку плакат был назван «живописью стен», «уличной светописью»
плаката себя проявили – Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин, С. В. Чехонин Большую роль в становлении плаката сыграли мирискусники. Все их крупные выставочные начинания сопровождались художественными плакатами. Мастерами культурно-зрелищного
Слайд 50Термин «ар-деко» происходит от названия Международной выставки современных и декоративных
искусств и ремесел 1925 года в Париже.
Формирование Ар-деко началось перед
Первой мировой войной, набрало силу после ее окончания, а расцвета достигло в 1920-30 годы, когда он становится ведущим стилем в Европе и Америке
Слайд 51Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, когда
в парижском Музее декоративных искусств делали юбилейную выставку. В начале
2000х годов музей Виктории и Альберта в своей серии выставок, посвященных стилям, окончательно сформировал понимание этого явления.
Слайд 52Крайслер-билдинг — небоскреб корпорации Chrysler, построенный в 1930 году.
Слайд 53Ар-деко возник на основе различных течений в искусстве и дизайне
1900-х годов, таких как модерн и экспрессионизм.
Слайд 55Архитектура павильонов Парижской выставки 1925 года носила экспериментальный характер.
Эти павильоны
стали первыми широко известными примерами архитектуры ар-деко.
Слайд 56Porte d'Honneur, Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes,
Paris 1925
Слайд 59Интерьер Малого салона павильона «Французское посольство». Фото каталога выставки
Слайд 63Design for refreshments kiosk, Exposition Internationale des Arts Decoratifs et
Industriels Modernes
Слайд 64Design for a kiosk comprising a taxi telephone and a
fountain «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels»
Слайд 65Renée Lalique, Crystal Fountain, Paris - Exposition Internationale des Arts
Décoratifs, 1925
Слайд 66Григорий Бархин. Проект Главного павильона ВСХВ. 1937
Слайд 67Эстетика ар-деко активно используется в первых проектах Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки.
Слайд 68Бертольд Любеткин. Бассейн для пингвинов в Лондонском зоопарке. 1934