Слайд 1БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
Темы лекционных и семинарских занятий
Тема 1
Сущность, функции бюджета и бюджетная политика
Тема 2 Бюджетное устройство и
бюджетная система
Тема 3 Бюджетная классификация
Тема 4 Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет
Тема 5 Закрепление налоговых доходов за уровнем бюджетной системы и их характеристика
Тема 6 Экономическая работа финансовых органов по формированию доходов бюджета
Тема 7 Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов, методология их планирования
Тема 8 Основы планирования и финансирования бюджетных расходов
Тема 9 Расходы бюджетов на поддержку отраслей реального сектора отечественной экономики
Тема 10 Расходы бюджетов на образование и профессиональную подготовку кадров
Тема 11 Расходы бюджетов на науку, культуру, искусство, средства массовой информации
Тема 12 Расходы бюджетов на здравоохранение и физическую культуру
Тема 13 Расходы бюджетов на социальную политику
Тема 14 Расходы федерального бюджета на оборону, правоохранительную деятельность
Тема 15 Расходы бюджетов на содержание органов государственного и муниципального управления
Тема 16 Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание государственного долга
Тема 17 Внебюджетные фонды*
Тема 18 Правовые основы организации бюджетного процесса*
Тема 19 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета*
Тема 20 Особенности составления, рассмотрения и утверждения региональных и местных бюджетов*
Тема 21 Исполнение бюджетов*
*- темы на самостоятельное изучение
Список рекомендуемой литературы
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Бюджетная система России : учеб. для вузов/ ред. Г. Б. Поляк. -2-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -703 с
3. Акперов И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации : учеб. пособие для вузов/ И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. -М.: Финансы и статистика, 2007. -352 с.
4. Бюджет и бюджетная система. Учебник / Афанасьев Мст. П. – М.: Юрайт, 2009 – 777 с.
Распределение баллов
1. Контрольная работа (3 к/р, каждая оценивается по 10-ти бальной системе, в к/р 1 вопрос на 15 минут)
2. Активность на семинарских занятиях (за правильный ответ студент получает «+» – 2 балла, за отсутствие ответа – «-» – минус 2 балла, меньше 0 баллов быть не может)
3. Домашнее задание (доклад оценивается по 5-ти бальной системе, не более 1-го доклада на студента)
4. Посещение (1 «н» – минус 1 балл от 10, учитывается посещение лекционных и семинарских занятий)
Слайд 2Основные понятия
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
При этом следует отметить, что бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за исключением средств, являющихся в соответствие с БК источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления за исключением средств, являющихся в соответствие с БК источниками финансирования дефицита бюджета.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, по контролю за их исполнением, а также по рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств
Слайд 3Основные понятия
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает
предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и
возмездной основах.
Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ
Расходные обязательства – обусловленные законодательством РФ обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Слайд 4Основные понятия
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам
регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты –
средства, предоставляемые одним бюджетом БС РФ другому бюджету БС РФ.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах без установления направлений и условий их использования..
Бюджетные полномочия – установленные БК РФ и принятые в соответствие с законодательством РФ, права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Единый счет бюджета – счет, открытый ФК в учреждении ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету БС РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Получатель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право принимать и исполнять бюджетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам в соответствие с государственным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствие с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Слайд 5Основные понятия
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение
бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.
Очередной
финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.
Временный кассовый разрыв – прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета бюджетных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Государственный или муниципальный заем (заимствование) – передача в собственность РФ субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа.
Слайд 6Тема 1. Сущность, функции бюджета и бюджетная система
Основные функции федерального
уровня Российской Федерации, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации:
- защиты прав и свобод граждан;
- определения федеральной политики в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;
- установления системы федеральных органов государственной власти;
- определения внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
- обеспечения обороны и безопасности;
- судоустройства и система исполнения наказаний;
- федеральной государственной службы;
- стандартов и эталонов;
- геодезии и картографии;
- статистического и бухгалтерского учета и некоторых других.
Слайд 7Тема 1. Сущность, функции бюджета и бюджетная система
Бюджетная система Российской
Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Принципы бюджетной системы РФ:
единства бюджетной системы;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов РФ и МО;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
подведомственности расходов бюджета;
прозрачности;
достоверности бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств;
единства кассы.
Бюджетный кодекс РФ – устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования БС РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов БС РФ, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.
Слайд 8Тема 1. Сущность, функции бюджета и бюджетная система
Бюджет выполняет следующие
основные функции:
перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое
обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Слайд 9Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Поскольку бюджетное устройство страны,
как правило, определяется ее государственным устройством, поэтому для федеративных государств
характерно трехуровневое строение их бюджетной системы:
первый уровень (федеральная подсистема, представленная федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов),
второй уровень (региональная подсистема, представляющая собой совокупность бюджетов субъектов федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов),
третий уровень (муниципальная подсистема, представленная местными бюджетами, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений).
Слайд 10Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетные отношения – это
охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, которые представляют
собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.
Элементы бюджетных отношений:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга,
отношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением,
отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.
Структура бюджетных отношений включает в себя:
Субъекты бюджетных отношений – это его участники
Содержание бюджетных отношений образует субъективные права и обязанности указанных субъектов
Объект бюджетных отношений – по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь.
Слайд 11Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетный процесс регламентирует нормы
права деятельности государственных органов и организацию местного самоуправления по составлению
и рассмотрению проектов в бюджет.
Принципы организации бюджетного процесса:
обеспечение единства правовой базы бюджетной классификации и форм бюджетной документации
соблюдение самостоятельности бюджетных процессов между органом власти, формированием доходов, и их использованием
установление рационального соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней.
Участниками бюджетного процесса являются:
президент РФ
высшее должностное лицо субъекта РФ, глава МО
органы законодательной и исполнительной власти (государственной и муниципальной) (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное Казначейство)
ЦБ РФ
органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора)
органы управления государственными внебюджетными фондами
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета
получатели бюджетных средств
Слайд 12Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетный федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и
расходовании бюджетных средств.
Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти.
Слайд 13Тема 3 Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Российской Федерации – группировка доходов
и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а
также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2) классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;
4) классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)
Слайд 14Тема 3 Бюджетная классификация
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации – группировка
доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается
на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элемент дохода.
Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:
- кода главного администратора доходов бюджета,
- кода вида доходов,
- кода подвида доходов,
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Классификация доходов предусматривает следующие группы и подгруппы доходов бюджетов:
1. Налоговые и неналоговые доходы:
- налоги на прибыль (доходы),
- налоги и взносы на социальные нужды,
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,
- налоги на товары, ввозимые на территорию РФ,
- налоги на совокупный доход,
- налоги на имущество,
- налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами,
- госпошлина,
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам,
- доходы от внешнеэкономической деятельности,
- доходы, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства,
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов,
- административные платежи и сборы,
- штрафы, санкции, возмещения ущерба,
- доходы бюджетов БС РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
2. Безвозмездные поступления от:
- нерезидентов,
- других бюджетов БС РФ,
- государственных (муниципальных) организаций,
- негосударственных организаций,
- наднациональных организаций.
Слайд 15Тема 3 Бюджетная классификация
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
- кода
главного распорядителя бюджетных средств,
- кода раздела, подраздела, целевой статьи и
вида расходов,
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств ФБ, бюджеты субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, МБ устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Разделами и подразделами классификации расходов РФ являются:
1. Общегосударственные вопросы (деятельность Президента РФ, Правительства РФ, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов, фундаментальные исследования и международная деятельность)
2. Национальная оборона (содержание вооруженных сил РФ и их модернизация, ядерно-оруженый комплекс, прикладные исследования)
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (работа органов прокуратору, внутренних дел, юстиции, безопасности и пограничной службы, обеспечение пожарной безопасности, прикладные научные исследования)
4. Национальная экономика (ТЭК, исследование космического пространства, воспроизводство материально-сырьевой базы, АПК, водные ресурсы и лесное хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство, связь)
5. ЖКХ (содержание и развитие жилищного и коммунального хозяйства, благоустройство)
6. Охрана окружающей среды (экологический контроль, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, прикладные научные исследования)
7. Образование (дошкольное, общее, начальное, среднее, высшее и послевузовское образование, молодежная политика и оздоровление детей, прикладные научные исследования)
8. Культура, кинематография, СМИ (телевидение и радиовещание, культура и кино, периодическая печать и издательства, прикладные научные исследования)
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная и амбулаторная помощь, скорая помощь, санаторно-оздоровительное обслуживание, физическая культура и спорт)
10. Социальная политика (пенсионное и социальное обеспечение и обслуживание, охрана семьи и детства, прикладные научные исследования)
11. Межбюджетные трансферты (дотации, субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ и МО, трансферты ГВБФ)
Слайд 16Тема 3 Бюджетная классификация
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит
из:
- кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов,
- кода группы,
подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов,
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджета.
Перечень главных администраторов утверждается законом о соответствующем бюджете.
Группами и подгруппами классификации источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1. Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные (муниципальные) ценные бумаги,
- кредиты кредитных организаций (в российской валюте), бюджетные кредиты от бюджетов БС РФ,
- кредиты международных финансовых организаций (в российской валюте),
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
2.. Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- государственные (муниципальные) ценные бумаги,
- кредиты иностранных государств,
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
Слайд 17Тема 3 Бюджетная классификация
Код классификации операций сектора государственного управления состоит
из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.
Группами
и статьями операций сектора государственного управления являются:
Доходы: (налоговые, от собственности и оказания платных услуг, безвозмездные поступления от бюджетов, взносы на социальные нужды, доходы от операций с активами)
Расходы (оплата труда, работ и услуг, обслуживание государственного и муниципального долга, безвозмездные перечисления, социальное обеспечение, расходы по операциям с активами)
Поступления нефинансовых активов (увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов)
Выбытие нефинансовых средств (уменьшение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов)
Поступления финансовых активов (поступления на счета бюджетов, увеличение стоимости ценных бумаг и акций, увеличение задолженности и стоимости прочих финансовых активов)
Выбытие финансовых активов (выбытие на счета бюджетов, уменьшение стоимости ценных бумаг и акций, увеличение задолженности и стоимости прочих финансовых активов)
Увеличение обязательств (увеличение задолженности по внутреннему государственному и муниципальному долгу, увеличение задолженности по внешнему государственному долгу, увеличение прочей кредиторской задолженности)
Уменьшение обязательств (уменьшение задолженности по внутреннему государственному и муниципальному долгу, уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу, уменьшение прочей кредиторской задолженности)
Слайд 18Тема 4 Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет
1. По использованию налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги обезличиваются
и поступают в единую кассу государства: они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
2. В зависимости от механизма уплаты налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или видов деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника выплаты дохода.
Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, входящие в цену товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителями, и перечисляет ее государству.
3. В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают:
a) в унитарном государстве:
государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в государственный бюджет;
местные налоги взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты.
б) в федеративном государстве:
федеральные налоги;
налоги субъектов федерации;
местные налоги.
Слайд 19Тема 4 Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет
К
неналоговым доходам относятся:
доходы от использования и продажи имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;
доходы в виде прибыли, приходящееся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
доходов от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и иных материальных ценностей;
другие доходы.
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. К штрафным санкциям и возмещению вреда относят:
- поступление сумм за реализацию продукции, изготовленной с нарушением стандартов и технических условий;
- административные штрафы, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
- суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений или недостаче материальных ценностей;
иные неналоговые доходы.
Слайд 20Тема 4 Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет
К
безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
финансовой помощи из
бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Слайд 21Тема 5 Закрепление налоговых доходов за уровнями бюджетной системы и
их характеристика
Разграничение доходов и расходов должно базироваться на следующих
принципах:
Стабильности разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов;
Собственные доходы бюджетов каждого уровня в максимально возможной степени должны быть основой самостоятельности бюджетов и лишь при их недостаточности по объективным причинам используется выравнивание бюджетной обеспеченности регионов или муниципалитетов за счет перераспределения средств из бюджетов;
Налоговые полномочия федеральных властей должны быть достаточными для бюджетного регулирования общенациональной экономики и поддержания на всей территории страны единого экономического и налогового пространства;
Налоговые полномочия региональных и местных властей не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие региона или муниципалитеты;
Каждому уровню власти должно быть предоставлено право делегировать в установленных законодательством РФ случаях и порядке свои налоговые полномочия и доходные источники другому уровню власти;
Разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами, муниципалитетами) бюджетное выравнивание.
Слайд 22Тема 5 Закрепление налоговых доходов за уровнями бюджетной системы и
их характеристика
При разделении конкретных налогов и доходных источников между бюджетами
разных уровней должны учитываться следующие критерии:
Стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которой закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию; чем выше мобильность и неравномерность территориального размещения налоговой базы – тем на более высоком уровне бюджетной системы она должна облагаться налогом;
Экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти; чем труднее обеспечить уплату налога по месту фактической деятельности – тем выше должен быть уровень данного налога;
Мобильность налоговой базы: чем выше мобильность налоговой базы, тем на более высоком уровне бюджетной системы она должна облагаться налогом и наоборот;
Равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне она должна облагаться налогом и тем выше предпосылки для централизации соответствующих налоговых поступлений;
Социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем власти;
Бюджетная ответственность: сборы, предоставляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет органов власти, предоставляющих соответствующие услуги.
Слайд 23Тема 6 Экономическая работа финансовых органов по формированию доходов бюджетов
Прогнозирование налоговых поступлений начинают с составления базового бюджета.
Одним из методов
прогнозирования базовых бюджетных поступлений является метод экспертных оценок или метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, который основан на согласованной оценке группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько этапов. При этом экспертам сообщают результаты предыдущего этапа до вынесения решения на следующем этапе.
Для расчета объема годовых поступлений в целом и налогов в частности используется метод определения контрольных значений. Чаще всего используют итоговые значения предыдущего года, увеличивая их на уровень инфляции.
Метод экстраполяции основывается на изучении сложившихся закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространении их на будущий период, исходя из этого что экономические закономерности устойчивы в течение некоторого периода времени.
Каузальные методы прогнозирования представляющие собой сочетание методов регрессии и моделирования. Для определения базового объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов – модели микромоделирования, внося результаты в базовый прогноз.
Модели микромоделирования составляются на основе выборок деклараций о доходах юридических и физических лиц, информации об объемах реализации и других данных. С их помощью рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика, включенного в выборку. После расчеты обобщаются и распространяются на всех налогоплательщиков и получаются итоговые показатели налоговых поступлений.
Метод построения модели расчета общего равновесия. Расчет производится на основе информации, полученной из различных источников, которая сводится в общую базу данных. Главным элементов является таблица экономических ресурсов и объема продукции, которая позволяет распределить потоки товаров и услуг по отраслям, конечным потребителям. Недостатком данной модели является необходимость использования большого объема информации.
Слайд 24Тема 7. Экономическое содержание и принципы закрепления расходных обязательств
Расходы бюджета
– это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием
и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
- расходы федерального бюджета;
- расходы бюджетов субъектов РФ;
- расходы местных бюджетов.
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
Определяет требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормы и нормативы, уровень и структуру расходов;
Обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
Осуществляет финансирование общественных услуг.
Слайд 25Тема 7. Экономическое содержание и принципы закрепления расходных обязательств
Действующие расходы
бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в принимаемые расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Принимаемые расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В составе принимаемых расходов может быть сформирован бюджет развития.
Слайд 26Тема 7. Экономическое содержание и принципы закрепления расходных обязательств
Предоставление бюджетных
средств осуществляется в следующих формах:
бюджетных ассигнований (оказание государственных (муниципальных) услуг,
социальное обеспечение населения);
бюджетных инвестиций юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
субсидий физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
межбюджетных трансфертов;
исполнение судебных актов к РФ;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Слайд 27Тема 8. Основы планирования и финансирования бюджетных расходов
Под расходными обязательствами
следует понимать обусловленные законом, иным правовым актом, договором или соглашением
обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета.
При формировании бюджетов расходные обязательства могут быть разделены на действующие и принимаемые.
Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями.
К действующим обязательствам в частности относятся:
трансферты населению;
обязательства по предоставлению государственных услуг в соответствии с законодательством РФ;
обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных целевых программ РФ, а также адресной инвестиционной программы РФ;
погашение и обслуживание государственного долга в соответствии с условиями привлечения заемных средств;
обязательства, вытекающие из договоров и соглашений, в том числе международных действующие в планируемом году;
средства, подлежащие перечислению в другие бюджеты бюджетной системы РФ.
Слайд 28Тема 8. Основы планирования и финансирования бюджетных расходов
Под бюджетом принимаемых
обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде
расходных обязательств РФ, субъекта РФ, муниципального образования, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми к введению в плановом периоде.
К принимаемым обязательствам относятся:
увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению;
увеличение заработной платы, денежного довольствия;
досрочное погашение государственного долга;
предоставление, оплата государственных услуг сверх установленных нормативов;
увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ;
новые бюджетные инвестиции;
предоставление бюджетных кредитов.
Слайд 29Тема 9. Расходы бюджетов на поддержку отраслей реального сектора отечественной
экономики
Направления финансирования расходов в АПК:
поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой
техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных;
повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Слайд 30Тема 9. Расходы бюджетов на поддержку отраслей реального сектора отечественной
экономики
Бюджетные ассигнования в сфере ЖКХ направляются:
на полное финансирование дорожного хозяйства,
озеленения, освещения, уборки территорий населенных пунктов;
на капитальные вложения водопроводно-канализационного хозяйства;
на городской пассажирский транспорт, жилищную систему в виде дотаций и субсидий на частичное покрытие расходов;
на приобретение транспортных средств и реконструкцию государственного и муниципального жилого фонда в виде бюджетных инвестиций на капитальные вложения.
Слайд 31Тема 10. Расходы бюджетов на образование и профессиональную подготовку кадров
Образование
– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся прохождением гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующими документами.
В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:
дошкольные (ясли, сад, центр развития ребенка);
образовательные, включающие в себя три ступени: начального, основного общего, среднего (полного) общего образования (школа, гимназия, лицей, школа-интернат);
начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (проф. училище, колледж, вуз, аспирантура, докторантура) ;
дополнительного образования взрослых (институт повышения квалификации);
дополнительного образования детей (центры творчества, спортивные школы);
специальные для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Слайд 32Тема 10. Расходы бюджетов на образование и профессиональную подготовку кадров
1)
сметное финансирование. Государство выделяет образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их
по видам затрат. Органы управления образованием утверждают подведомственным им образовательным учреждениям смету доходов и расходов. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов, которые дифференцируются по видам и категориям учреждений.
2) блоковые субсидии. Данная форма государственного финансирования предусматривает выделение бюджетных средств с указанием рамок или «блока» их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования.
3) размещение заказов. Данная форма применяется для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Это, прежде всего, высшее образование и среднее специальное образование. Государство определяет то число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности использования бюджетных ассигнований.
4) подушевое финансирование. Выделение образовательным организациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному на одного учащегося. Сумма выделяемых средств определяется как произведение норматива на численность учащихся в данной организации. Такая система предполагает право школьников на выбор места обучения и должна стимулировать конкуренцию между образовательными учреждениями за привлечение большего числа учащихся.
Слайд 33Тема 10. Расходы бюджетов на образование и профессиональную подготовку кадров
5)
налоговые льготы образовательным организациям. Как правило, государство предоставляет значительные налоговые
льготы государственным и негосударственным некоммерческим образовательным организациям, освобождая их полностью или частично от уплаты определенных видов налогов. Это является формой косвенного финансирования государством их деятельности.
6) образовательные ваучеры. Эта форма финансирования образовательной деятельности предусматривает использование специального документа (ваучера), который выдается обучающему и является финансовым обязательством государства оплатить обучение этого человека в пределах определенной суммы. Ваучерное финансирование ставит все образовательные организации безотносительно к форме их собственности в условия равенства прав на получение бюджетного финансирования. Оно наиболее последовательно реализует принцип «день следуют за учащимся», предоставляет родителям возможность свободного выбора места обучения своих детей и ставит образовательные учреждения пере необходимостью предлагать программы, пользующиеся спросом и обеспечивать их качественное выполнение.
7) гранты учащимся. Эта форма государственного финансирования заключается в предоставлении учащимся субсидий (грантов) на возмещение расходов, связанных с получением образования. Она применяется в ряде стран для финансирования получения профессионального образования. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Формой гранта являются стипендии, предоставляемые студентам университетами, где они обучаются.
8) образовательные кредиты. Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство выступает гарантом возврата кредитов. Образовательные кредиты могут предоставляться на долгосрочной основе.
9) налоговые льготы обучающимся. Государство использует и косвенные методы финансирования обучающихся, предоставляя им льготы по уплате подоходного налога.
Слайд 34Тема 11. Расходы бюджетов на культуру, искусство и СМИ
В качестве
приоритетных направлений расходования бюджетных средств на культуру, искусство и СМИ:
сохранение
и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
сохранение народных традиций;
развитие национальных культур малочисленных народов;
развитие творчества детей и поддержка молодых дарований;
организация семейного отдыха и создание условий здорового образа жизни.
Слайд 35Тема 12. Расходы бюджетов на здравоохранение и физическую культуру
Здравоохранение –
это система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней
и продлению жизни человека. Согласно Конституции России каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Реализация этого права осуществляется в специализированных учреждениях здравоохранения.
Все медицинские учреждения подразделяются на 3 группы:
лечебно-профилактические;
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы;
аптечные.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:
- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
- личные средства граждан;
- безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
- финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
- обеспечения профессиональной подготовки кадров;
- финансирования научных исследований;
- развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
- оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
- оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Слайд 36Тема 13. Расходы бюджетов на социальную политику
Основной целью социальной политики
является решение таких проблем как:
1. Создание и обеспечение функционирования системы
социального обслуживания населения;
2. Обеспечение государственной поддержки инвалидов, ветеранов, семей с детьми;
3. Обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы;
4. Назначение и выплата пособий на детей;
5. Обеспечение инвалидов реабилитационной техникой, протезно-ортопедическими изделиями;
6. Обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов и ветеранов;
7. Предоставление других услуг.
К основным направлениям совершенствования бюджетной политики в области социальной помощи можно отнести следующие:
1) необходимо привести расходные обязательства в соответствие с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;
2) повысить адресность социальной помощи, предоставляя ее наименее обеспеченным слоям населения;
3) повысить эффективность социальной помощи, переводя льготы и субсидии в денежную форму - как наиболее полезную для тех, кто ее получает, и позволяющую устранить зависимость между потреблением субсидируемых благ, которое связано с доходами граждан, и объемом реально получаемой помощи.
Слайд 37Тема 14. Расходы федерального бюджета на оборону и правоохранительную деятельность
Направления
финансирования:
содержание вооруженных сил:
- денежное довольствие военнослужащих и содержание гражданского персонала;
-
продовольственное обеспечение;
- оплата топлива, горючего, энергии;
- транспортные расходы;
- вещевое довольствие;
- квартирно-эксплуатационные расходы;
- поддержание состояния боевой готовности;
- оперативные, хозяйственные и другие расходы.
Ремонт, изготовление и закупка вооружения, военной техники и имущества;
Государственные инвестиции в виде федеральных целевых программ;
НИОКР;
Выплаты государственных пособий;
Утилизация и ликвидация вооружений;
Сборы, подготовка, содержание военных учебных заведений;
Военное сотрудничество;
Ведомственные расходы на обучение, здравоохранение, культуру и спорт.
Слайд 38Тема 15. Расходы бюджетов на содержание органов государственного и муниципального
управления
К расходам на управление относят следующие виды расходов:
оплата труда. Фонд
оплаты труда включает в себя фонд оплаты труда по основному окладу в соответствии со штатным расписанием, надбавки за выслугу лет, сложность и интенсивность работы, фонда премий и материальную помощь.
начисления на оплату труда – ЕСН, исчисляются как произведение фонды оплаты труда и установленных ставок налога;
Расходы на текущее содержание аппарата (командировочные, служебные разъезды), транспортные услуги - планируются исходя из тарифов за использование одного машино-часа служебного автомобиля, количества служебных автомобилей;
оплата услуг связи (абонентская плата за телефон, оплата междугородних переговоров, почтовых отправлений и т.д.) – планируется исходя из потребности на основании расходов текущего года с учетом изменений в тарифах и расценках;
расходы на коммунальные услуги (расходы по аренде помещений, освещение, водоснабжение, обслуживание лифтов) – планируются аналогично;
прочие текущие расходы,
капитальные расходы (капитальный ремонт зданий, сооружений, приобретение оборудования) – планируются на основании специальных расчетов.
Слайд 39Тема 16. Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание
государственного долга
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации
перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Экономическое назначение долга – обеспечение финансовых расходов при нехватке бюджетных средств.
Государственный долг подразделяется:
на общегосударственный – долг РФ и муниципальных образований;
государственный;
муниципальный – долговые обязательства муниципальных образований РФ.
Слайд 40Тема 16. Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание
государственного долга
Согласно российскому законодательству долговые обязательства могут существовать в следующих
формах:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Слайд 41Тема 16. Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание
государственного долга
Основная цель внешних заимствований – содействие укреплению экономического потенциала,
преодоление финансовых трудностей страны-получателя.
Для выполнения этой задачи Правительство РФ может направлять на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства РФ следующие средства:
1. Сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;
2. Поступления от продажи федерального имущества;
3. Поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю;
4. Суммы превышения поступлений от реализации государственных драгоценных металлов и драгоценных камней над затратами на их приобретение;
5. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм;
6. Средства стабилизационного фонда РФ.
Слайд 42Тема 16. Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание
государственного долга
Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным
и непогашенным государственным ценным бумагам, размещенным на территории РФ.
В мировой практике существует следующая классификация государственных займов:
по способу обращения: рыночные – займы, оформленные в ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке, нерыночные – займы, которые не могут свободно продаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту;
по способу обеспечения возвратности – закладные – займы, возвратность которых обеспечивается залогом, беззакладные – займы в виде облигаций и других обязательств, не имеющих конкретного обеспечения.
по уровню эмитента – ценные бумаги федерального правительства, региональные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней власти, ценные бемаги государственных учреждений;
по форме выплате доходов – процентные – доход, по которым устанавливается в виде фиксированного % от номинала, дисконтные – доход по которым получают за счет приобретения с дисконтом долговых обязательств и последующим их погашением по номиналу, выигрышные – доход по которым устанавливается на основе тиражей выигрыша, индексационные – доход выплачивается путем индексирования стоимости первоначально приобретенных ценных бумаг.
по наличию возможности соблюдать сроки погашения займа – обязательства с правом досрочного погашения, обязательства без права досрочного погашения.
по способу погашения задолженности – подлежащие оплате единовременно, подлежащие оплате частями
по направлениям использования средств – целевые и нецелевые;
по срокам обращения – краткосрочные – на срок до 1 года, среднесрочные от одного до 5-10 лет, долгосрочные на срок свыше 10 лет.
Слайд 43Тема 16. Расходы бюджетов на финансирование внешнеэкономической деятельности и обслуживание
государственного долга
Управление государственным долгом осуществляется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления.
Управление государственным долгом подразумевает совокупность действий государства по регулированию величины, структуры, стоимости обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
формирование политики в отношении государственного долга;
определение основных показателей воздействия на микро и макроэкономические показатели;
определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.
Основными целями управления государственным долгом являются:
Поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
Обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;
Оптимизация стоимости обслуживания государственного долга.
Направления бюджетной политики в области управления государственным долгом определяются прогнозами социально-экономического развития государства:
повышение эффективности заимствования на внутренних и внешних рынках;
дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в т.ч. в связи с реформой пенсионной системы;
оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного долга РФ;
обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями.