Слайд 1До принятия христианства славяне были язычниками и проводили обряды на
капищах - место принесения жертв богам-идолам и отправления служб. Одним
из интереснейших языческих святилищ является святилище Перуна близ Новгорода Великого в урочище Перынь на озере Ильмень. (Реконструкция по археологическим данным)
Культура Древней Руси IX-XII вв
Слайд 2
Збру́чский и́дол - славянский каменный идол, найденный у села Гусятин
в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет
собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделен на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний - мир людей, верхний - богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола - приблизительно X в. Збручский идол хранится в Краковском археологическом музее.
Слайд 3 Архитектура
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве -
первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром I в 996
г. (Первый храм 996-1240 (разрушена ханом Батыем), Второй храм 1842-1928 (разрушена советской властью).
Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чем в ПВЛ сообщалось: «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь пресвятыя богородица и послав преведе мастеры от Грек». В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь
Слайд 4Реконструкция Золотых ворот. Золотые ворота в Киеве - один из
немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава
Мудрого. Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы.
Слайд 5Софийский собор был построен в XI веке в центре Киева
по приказу Ярослава Мудрого. В 1240 году Софийский собор был
разграблен и разрушен воинами Батыя. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Слайд 6На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского
барокко.
Слайд 7Софийский Собор в Новгороде- главный православный храм Великого Новгорода, созданный
в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый направился в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 г
Слайд 8С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры.
Зодчество XII - XIII вв. отличает не столь ярко выраженная
монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.
Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.
Слайд 9В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей начинают выступать бояре,
купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских
церквей - храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный, за исключением внутреннего убранства. Построена в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Храм является последним памятником княжеского строительства в Новгороде; после 1198 года заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а бояре, купцы, уличане.
Слайд 10Успенская церковь в Старой Ладоге, 1160-е годы
Слайд 11В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси, достигшее
в XII - начале XIII вв. наивысшего расцвета, носило парадный
характер, выделялось утонченностью художественного облика. В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода относятся Успенский (1158 - 1161) и Дмитриевский (1194 - 1197) соборы во Владимире.
Успенский собор во Владимире (1158 - 1161)
Слайд 12Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование
«Дмитровский»)- придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе.
Мощный и в то же время нарядный Дмитриевский собор представляет собой удивительный синтез архитектуры, каменной пластики и живописи.
Дмитриевский (1194 - 1197) собор во Владимире
Слайд 13Резиденция Андрея Боголюбского в Боголюбове. До настоящего времени частично сохранились
земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных
укреплений, остатки замка: переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1158-65), на которой возведена ярусная церковь (1751, барокко).
Слайд 14Признанным шедевром древнерусской
архитектуры является церковь
Покрова на Нерли (1165),
выделяющаяся совершенством,
стройностью и легкостью пропорций.
Слайд 15Деревянные шатровые храмы
В русском деревянном зодчестве шатёр является распространенной формой
завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство
на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола
Церковь Успения из
села Курицко 1595 г
Слайд 16Церковь Рождества Христова в
Большой Шалге. Конец XVII в
Воскресенская церковь
из села Потакино 1776 г
Слайд 17Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым
в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается
шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе.
Первый каменный шатровый храм., 1510-е гг.
Слайд 18Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.
Слайд 19Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг.
Слайд 20Гражданская архитектура
Дети́нец - одно из названий внутренней городской крепости, например
Новгородский детинец и Киевский детинец, близко по значению к слову
кремль. В летописях слово детинец встречается с 1097 года и было широко распространено до XIV века, когда оно было вытеснено термином «кремль», который впервые встречается в летописях под 1317 годом в рассказах о постройке Тверского кремля.
Новгородский детинец,
первое летописное
упоминание о нём
относится к 1044 г.
Детинцем крепость
называлась потому,
что в ней жили княжеские
дружинники, называемые
отроками, детскими.
Слайд 21Московский Кремль в
начале XVII века.
Первоначально Кремль служил укреплением посёлка
кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении реки Неглинной
в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В 1339 году построены стены и башни из дуба.
Слайд 22При Иване Калите в Московском кремле строятся четыре каменных храма:
Успенский собор (1326), Церковь Ивана Лествичника (1329), Церковь Спаса на
Бору (1330), и Архангельский собор (1333).
Успе́нский собор
Московского Кремля – 1326-1327 гг.
был первым каменным храмом Москвы. Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.
Колокольня Ивана Великого - В 1329 г.
на этом месте была построена
церковь Св. Иоанна Лествичника
Слайд 23Собор святого Архистратига Михаила
(Архангельский собор) в Кремле. Первый деревянный
Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё
во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм в благодарность за избавление Руси от голода.
Собор Спаса Преображения на Бору - монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Первоначальный храм был деревянным. 1330 г. Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского). Был снесён 1 мая 1933г.
Слайд 24 Живопись
Фреска - (от итал. «свежий»), aффреско - живопись по
сырой штукатурке, при высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую
прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Святой Николай.
Фреска Дионисия.
Ферапонтов монастырь
Слайд 25Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого
подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности
(как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI в. Софийский Собор в Киеве
Слайд 26Иконопись - иконописание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и
сюжетам, культовой по назначению.
«Святая Троица»
Андрея Рублёва 1410 г
Слайд 27Одиги́трия - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с
младенцем Иисусом.
Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.
Слайд 28Ора́нта (от лат. молящийся)- один из основных типов изображения Богоматери,
представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми
ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Оранта. Ярославль. Около 1218 г.
Слайд 29В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров
Руси все отчетливее проявляются местные особенности. Формируется новгородский стиль монументальной
живописи с его стремлением к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических образов, что усиливало непосредственное воздействие на чувства верующих. Среди наиболее известных новгородских икон этого периода - «Ангел Златые власы» (к. XIIв.)
Слайд 30 Письменность
Самым древним памятником славянской письменности является Гнездовская надпись, обнаруженная
в 1949 г. в Гнездове под Смоленском. Это надпись Х
века на глиняном сосуде, сделанная кириллицей, свидетельствует о том, что кириллица была распространена на Руси еще до принятия христианства. Надпись состоит из одного слова, по поводу расшифровки которого ведутся споры. Это слово читают по-разному: «горушна», «горухща». Предполагают, что это краткое прилагательное среднего рода множественного числа, которое сочеталось с существительным «зерна».
Слайд 31Одними из самых ранних памятников древнерусской письменности являются найденные в
1951 году в Новгороде берестяные грамоты. Берестяные грамоты представляют собой
куски березовой коры, на внутренней стороне которой острым предметом процарапаны знаки. Берестяные грамоты датируются X-XI вв.
Слайд 32Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря «Святой Наум», в
Республике Македонии.
Слайд 33Глаго́лица — одна из первых славянских азбук.
Кириллица
А Б В Г Ґ Д Ђ
Ѓ Е (Ѐ) Ё Є Ж З (Ζ)
Ѕ И (Ѝ) І Ї Й Ј
К Л Љ М Н Њ О
П Р С Т Ћ Ќ У
Ў Ф Х Ц Ч Џ Ш
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Исторические буквы
(Ҁ) (Ѹ) Ѡ (Ѿ) (Ѻ) Ѣ Ꙗ
Ѥ ІѢ Ѧ Ѫ Ѩ Ѭ Ѯ
Ѱ Ѳ Ѵ (Ѷ) Ын
Слайд 34Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного
вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры, отличающиеся яркой
орнаментальностью и обилием золота, украшают Остромирово Евангелие (1057).
Миниатюра - от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг.
Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)
Слайд 35Остромирово Евангелие, Евангелист Лука
Изборник Святослава. Киев, 1073
Слайд 36Другим крупнейшим по своему художественному значению и обилию иллюстраций является
Мстиславово Евангелие, выполненное между 1103 и 1117 гг. по заказу
новгородского князя Мстислава. Евангелие написано уставом, объем книги - 213 листов, украшено четырьмя миниатюрами с изображением евангелистов, а также имеются многочисленные заставки. Миниатюры рукописи скопированы из Остромирова Евангелия. Согласно приписке в конце текста, писцом был Алекса, сын пресвитера Лазаря, а автором миниатюр - золотописец Жаден.
Слайд 37Иларион – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г.,
автор первого русского литературно-философского сочинения "Слово о Законе и Благодати".
О его жизни нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет", запись похожего содержания в конце "Исповедания веры" самого Илариона.
Постановление Илариона в митрополита Киевского.
Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в.
Слайд 38Повесть временных лет
наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных
сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам
с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.
14-й лист Радзивилловской летописи
(список XV века), описывающий поход
Вещего Олега на Царьград.
Слайд 39Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет
относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по
имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Слайд 40Нестор - древнерусский летописец, агиограф конца XI - начала XII
вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Традиционно считается одним из авторов «Повести временных
лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.
Л. Тарасевич. «Нестор-летописец». Гравюра на меди
(для печатного издания Киево-Печерского патерика). 1702.
Слайд 41«Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова» -
самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный
поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).
Слайд 42Все началось с того, что Алексей Иванович Мусин-Пушкин увлекся собиранием
древностей. Его коллекция понравилась императрице Екатерине Великой, и она назначила
графа обер-прокурором Синода. Следующим своим указом она повелела собирать в Синоде древние рукописи и старопечатные книги из всех церквей и монастырей России.
Во все епархии разослали предписание, обязывавшее присылать старинные бумаги и древние рукописи. Уже в первый год было получено до ста книг, а спустя еще два года у Мусина-Пушкина уже было огромное собрание - 1725 древних рукописей. Особенно ценными оказались старинные документы, переданные графу в 1787 году ярославским архиепископом Арсением. Среди переданных литературных произведений было и «Слово о полку Игореве», которое до этого хранилось в Спасо-Преображенском монастыре.
Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817)
Слайд 43«Поучение детям Владимира Владимира Мономаха» -литературный памятник XI-XII веков (дата
спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют
первой светской проповедью. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377).Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года - как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным.
Завещание Владимира Мономаха детям. Литография. 1836
Слайд 44СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
Произведение Даниила Заточника принадлежит κ числу наиболее интересных
литературных памятников Древней Руси. Оно известно в нескольких редакциях, которые
настолько отличаются друг от друга, что правильнее говорить не ο разных редакциях одного произведения, а ο разных произведениях, подписываемых именем Даниила, или анонимных. Один из двух основных памятников называется «Словом Даниила Заточника», другой -«Молением Даниила Заточника». Едва ли не все основные вопросы литературной иcтории этого произведения до сих пор не решены окончательно. Спорным является прежде всего вопрос ο личности автора и характере его сочинения. Одни исследователи считают, что Даниил Заточник -чисто литературный образ, от лица которого анонимный автор создал сугубо литературное произведение, другие полагают, что Даниил Заточник -историческая личность, а его произведение - реальное послание князю. Сторонники последней точки зрения по-разному определяют социальный статус Даниила (дворянин, дружинник, ремесленник, холоп, летописец и т. п.) и адресатом послания считают разных князей.
Рукопись «Моления Даниила Заточника».
Список XVI века.
Слайд 45Житие Феодосия Печерского - памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором
Летописцем.
Жизнеописание святого, как того требовал жанр произведения, должно было содержать
ряд традиционных сюжетных мотивов: будущий святой рождается от благочестивых родителей, с детства отличается «прилежанием» к церкви, бежит от радостей и соблазнов «мирской жизни», а став монахом, являет собой образец аскета и подвижника, успешно борется с кознями дьявола, творит чудеса. Все эти мотивы встречаются и в «Житии Феодосия». Но в то же время это житие привлекает обилием ярких картин мирского и монастырского быта Киевской Руси. Сам Феодосий, в прошлом смиренный нравом отрок, терпеливо сносивший побои матери и издевательства сверстников, становится деловитым хозяином монастыря и смело вмешивается в политическую жизнь страны.
Феодосий Печерский
(житийная икона, XVII век)
Слайд 46Художественное ремесло
По мнению исследователей, на Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных
специальностей. Изделия древнерусских мастеров вывозились во многие страны Европы. В
городах были целые кварталы, заселенные кузнецами, кожевниками, гончарами.
Много ремесленников проживало в сельских местностях. Ремесленники были вотчинные - те, которые находились в феодальной зависимости от князя, боярина или церкви, и посадские - вольные городские мастера. Первые в основном выполняли заказы хозяина, другие работали на широкий рынок.
Клад древнерусских украшений XI-XIII вв.,
найденный в Киеве
Слайд 47Из ремесленных изделий особенно славились ювелирные.
Наиболее распространенными
техниками были :
Скань,
зернь и перегородчатая эмаль
Скань (от старославянского глагола «съкати» - сучить,
свивать в одну нить несколько прядей),
филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Звездчатый серебряный колт.
Старая Рязань. Клад начала 13 в.
Слайд 48Колт - древнерусское женское украшение 11-13 вв., полая металлическая подвеска,
прикреплявшаяся к головному убору. К. найдены в составе многих кладов
на территории Древней Руси. Термин «К.» (древнее название неизвестно) принят в конце 19 в. на основании этнографических данных (украинское «ковток» - серьга, новгородское «колтки» - подвески к серьгам). Известны Колты округлой и звездчатой формы. Округлые золотые Колты украшались перегородчатой эмалью (изображения птиц, сиринов, «святых» и др.), серебряные -черновыми изображениями. Звездчатые Колты из золота и серебра покрывались Зернью и сканью. В начале 13 в. в городах стали отливать из бронзы и свинца дешёвые Колты для продажи на рынке. После монголо-татарского нашествия колты уже не были распространены
Колты с изображениями птиц по сторонам
«древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для
крепления колтов. Золото.
Перегородчатая эмаль. XII в.
Слайд 49Золотой колт с изображением князя Глеба.
Из Старой Рязани. Филигрань,
перегородчатая эмаль. 12 в.
Венец с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская».
Фрагмент
Конец 14 - начало 15 века
Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь