Слайд 1ДОКЛАД
По Социальной Психологии
Тема «Массовидные явления психики: общественное мнение, массовое настроение,
слухи, мода, паника»
Максимовой Елены Юрьевны,
2 курс
215 группа
Слайд 2Массовидные явления (массовидные явления психики) - социально-психологические явления, возникающие в человеческих
массах (группа, толпа, население, нация.)
Слайд 3
Изучение массовидных явлений психики началось в XIX веке – этим аспектом занималась
психология народов (В. Вундт, М. Лацарус) и психология масс (Г.
Тард, В. Парето). Российские исследователи изучали эту сферу в рамках субъективной социологии (М. Г. Михайловский), коллективной рефлексологии (В. М. Бехтерев), гелиопсихологии (А. Л. Чижевский).
Слайд 4Массовое (или общественное) мнение - определяется как обобщенное (коллективное) мнение
масс людей по какому-либо вопросу.
Слайд 5Массовое настроение – это общий, доминирующий множественный
психологический настрой людей.
Субъектом
массовых настроений является масса как совокупность людей, сплоченных общими настроениями.
Слайд 6
Общественное мнение - это всегда умственная оценка, а общественные настроения
- это переживание комфорта-дискомфорта, удовлетворенности-неудовлетворенности.
Слайд 7Мода - то массовидное явление психики, которое проявляется в выборе
того, что в
данный момент является наиболее предпочитаемым и одобряемым большим
количеством людей.
Предметом моды могут быть идеи, теории, художественные произведения, виды деятельности, материальные вещи и т.д.
Слайд 8Функции моды:
1) выражает культуру, вкусы населения, индивидуальные особенности людей;
2)дифференцирует и
объединяет людей в социальные группы по их психологическим особенностям;
3) облегчает
поиск себе подобных среди масс людей;
4) обеспечивает привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;
5) Обновление и развитие культуры;
6) Повышение уровня самосознания людей и удовлетворенности собой.
Слайд 9
Слухи - под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную
информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста,
то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.
Слайд 10Факторы способствующие распространению слухов
Напряженная неблагоприятная обстановка в группе и
окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий);
Отсутствие или
недостаток официальной информации об обстановке;
Недоверие к информации властей;
Наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов ( о изменении курса валют и акций и т.д.);
Общая усталость, изнурение;
Подтверждение предыдущих слухов;
Слайд 11
Паника – это чаше всего стихийно возникающее,
неорганизованное состояние и
поведение людей; для людей в паническом состоянии характерна так называемая
поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).
Слайд 12Характеристики паники
Возникает в больших по численности группах;
2) Вызывается чувством
неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
3) Возникает
стихийно и неорганизованно;
4) Свойственная поведенческая неопределенность людей ) состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).
Слайд 13Способы предотвращения паники:
1) на первом этапе – громкое и властное
убеждение;
2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных
паническому состоянию личностей;
3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).