Слайд 1
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): организация и содержание образовательной деятельности» (48,72,108
час.)
Тема:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью как документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности
Слайд 2Задачи занятия
1.Обозначить нормативные правовые основания разработки адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью.
2. Определить обязательные требования к структуре
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью и содержанию отдельных ее компонентов.
3. Определить сферы ответственности в реализации основных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
4. Обозначить возможности использования примерных адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Освоить требования к структуре специальных индивидуальных программ развития.
Ограничение: рассматриваем обязательные требования к структуре и содержанию адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся, поступивших на обучение в 1 класс с 1 сентября 2016 года.
Слайд 3Основные понятия
Образовательная программа
Основная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
Примерная основная
образовательная программа
Примерная
адаптированная основная образовательная программа
Слайд 4Основные понятия
Образовательная программа –
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые
результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
(ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 5Основные понятия
Основная образовательная программа -
обязательный документ образовательной организации, отражающий особенности
организации образовательной деятельности и обоснование выбора педагогическим коллективом содержания образования
и технологий его реализации в направлении достижения планируемых результатов
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на … (п. 14 ФГОС НОО)
Слайд 6Основные понятия
Адаптированная образовательная программа –
образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
(ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 7Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
АООП определяет
содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
АООП обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.12 Стандарта.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП.
П 2.1, 2.2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 8!!!
Обязательство
разработки и реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
имеет
место с 1 сентября 2013 года
(с момента вступления в действие
федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)
Статьи 2, 55, 58, 60, 79.
Слайд 9Основания
для разработки и реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ
Статья. 55. Общие требования
к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
П. 3.
… Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
(ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 10Основания
для разработки и реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ
Статья. 42. Психолого-педагогическая, медицинская
и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации
П. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: … коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся, …
П. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
(ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 11Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью определяет
Планируемые
результаты
освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы.
Содержание образовательной деятельности.
Организацию образовательной деятельности
в
конкретной образовательной организации.
Слайд 12Нормативные правовые основания
проектирования и реализации
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
Федеральный
закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»: приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 (Раздел 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 (Раздел 8).
Слайд 13Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в РФ»
В статье 28 закона обозначена компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации:
«2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
п. 6. разработка и утверждение образовательных программ общеобразовательной организации».
Слайд 14Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в РФ»
Статья 12. Образовательные программы
П. 1. Образовательные программы определяют
содержание образования.
Содержание образования должно:
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями
Слайд 15Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в РФ»
П. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
П. 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ
П. 9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. http://fgosreestr.ru
Слайд 16Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в РФ»
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Слайд 17«Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»: приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
П. 7. Содержание … образования определяется образовательными программами ….
П. 8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
П. 9. Общеобразовательные программ самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
П. 21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 18«Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»: приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015
П. 30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
П. 31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Слайд 19Границы применения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью при разработке
АООП
Слайд 20Требования ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью к адаптированной основной общеобразовательной
программе
Слайд 21Основное назначение адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью
Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности, охрана и укрепление
здоровья, формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями, формирование основ учебной деятельности и т.д.
П. 2.1, 1.12 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 22Объем и соотношение частей адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа
включает 2 части (п. 2.6
ФГОС ОУО):
обязательная часть;
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность
(ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 23Объем и соотношение частей адаптированных основных образовательных программ общего образования:
сравнение
Слайд 24Структура
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
Целевой раздел
Содержательный
раздел
Организационный раздел
П. 2.8 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 25Целевой раздел
АООП обучающихся с умственной отсталостью
Определяет: назначение, цель, задачи, планируемые
результаты реализации программы и способы определения достижения этих целей и
результатов
Включает:
Пояснительную записку
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП
Систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Слайд 26Целевой раздел
АООП обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 27Содержательный раздел
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 28Программа формирования базовых учебных действий
Базовые учебные действия ― это элементарные
и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием
образования обучающимися с умственной отсталостью.
БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Слайд 29Базовые учебные действия
Классификация базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия - обеспечивают
готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на
доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия - обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия - обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.
Слайд 30Содержательный раздел АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 31Структура рабочей программы учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности
Программы
учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
П. 2.9.5 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 32Организационный раздел
АООП обучающихся с умственной отсталостью
Определяет: общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
Включает:
Учебный план:
предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности
Систему специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
Слайд 33Организационный раздел
АООП обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 34Обязательство учета содержания
адаптированной основной общеобразовательной программы в профессиональной деятельности
Слайд 35
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
разрабатывается
в соответствии с ФГОС и с учетом примерной
адаптированной основной образовательной программы и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
П
2.2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 36Примерная основная образовательная программа
учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный
график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программ, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
(ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»)
Слайд 37Нормативное основание
«Об утверждении
Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»:
приказ Минобрнауки РФ
от
28 мая 2014 г. № 594
(с изм. приказом от 9.04.2015 г. № 387)
«Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования»:
приказ Минобрнауки РФ от 15 октября 2014 г. № 1322
«О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию»:
приказ Минобрнауки РФ от 25 марта 2015 г. № 277
Слайд 38Общее образование:
регулирование содержания
Слайд 40Примерные программы
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (одобрена ФУМО 22.12.2015 г.)
(http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu/)
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(одобрены ФУМО 22.12.2015 г.)
(http://fgosreestr.ru/)
Примерная основная образовательная программа
начального общего образования
(одобрена ФУМО 8.04.2015 г (в ред. 28.10.2015 г.)) (http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/)
Слайд 41Примерные программы (вариант 1)
(нелигитимные)
Слайд 42Примерные программы (вариант 1)
(нелигитимные)
Слайд 43Примерные программы (вариант 1)
(нелигитимные)
Слайд 44Примерные программы (вариант 1)
(нелигитимные)
Слайд 45Примерные программы (вариант 1)
(нелигитимные)
Слайд 46Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 47Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 48Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 49Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 50Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 51Примерные программы (вариант 2)
(нелигитимные)
Слайд 52Учебники для обучения детей с умственной отсталостью
«Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»:
приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253
(с изменениями и дополнениями)
Слайд 53Учебники для обучения детей с умственной отсталостью
Федеральный перечень учебников:
1. Учебники,
рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы:
1.1.
Начальное общее образование.
1.2. Основное общее образование.
1.3. Среднее общее образование.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений:
2.1. Начальное общее образование (в том числе учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
2.2. Основное общее образование (в том числе учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
2.3. Среднее общее образование.
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию права граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка народов РФ и литературы народов России на родном языке.
Слайд 54Специальная индивидуальная программа развития
Основания для разработки и реализации
Слайд 55Специальная индивидуальная программа развития
Структура СИПР должна включать:
1) общие сведения о
ребенке;
2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы
и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
3) индивидуальный учебный план;
4) содержание образования в условиях организации и семьи;
5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.
П. 2.9.1 приложения к ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 2)
Слайд 56Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью как
документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности
Вопросы
ИТОГ
Сформулируйте
не менее трех результатов
Вашего освоения темы