Слайд 2Посадка— характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров
или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения
соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
Слайд 3
Представим, что есть узел ВАЛ-ВТУЛКА. Чтобы его можно было собрать,
нужно:
1. чтобы диаметр вала был равен или меньше диаметра отверстия;
2.
чтобы диаметр отверстия был равен или больше диаметра вала.
В жизни не
бывает идеального, но условно на рис. 1 показан такой случай, когда диаметры двух деталей равны, а линию
контакта будем называть нулевой линией.
Таким образом, номинальный диаметр:
Dном = Dном отверстия = dном вала
Слайд 4Рассмотрим реальный случай на схеме допусков и посадок с зазором.
Слайд 5Dmin - наименьший предельный размер отверстия.
Dmax - наибольший предельный
размер отверстия.
dmin - наименьший предельный размер вала.
dmax - наибольший предельный размер вала.
На рисунке (для удобства рассмотрения) показано, что вал лежит на нижней части поверхности отверстия втулки
Принимаем такие обозначения:
Для отверстия - ПРОПИСНЫМИ буквами.
Для вала - малыми буквами.
Слайд 6Основные термины и определения:
Действительный размер - размер, полученный
измерением с допустимой погрешностью.
Верхнее отклонение - алгебраическая разность
(с учетом знака) между наибольшим предельным и номинальным размерами.
ES = Dmax - Dном - для отверстия.
es = dmax - dном - для вала.
Нижнее отклонение - алгебраическая разность (с учетом знака) между наименьшим предельным и номинальным размерами.
EI = Dmin - Dном - для отверстия.
ei = dmin - dном - для вала.
Слайд 7Допуск - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или
абсолютная величина (без учета
знака) алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями, что есть одно и то же.
Поле допуска - поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Графически поле изображают, как
область, заключенную между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему
отклонениям относительно нулевой линии.
На рис. 2 поле допуска вала - оранжевая зона,
а поле допуска отверстия - темно-синяя зона.
В зависимости от взаимного расположения полей допусков посадки подразделяются на 3 группы.
Слайд 8Посадка— характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров
или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения
соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
подвижные, обеспечивающие зазор в соединениях,
неподвижные (прессовые), обеспечивающие натяг в соединениях,
и переходные, при которых возможно получение или натяга или зазора.
Слайд 9Общесоюзным стандартом предусмотрены следующие
Виды подвижных посадок:
скользящая
(С), движения (Д), ходовая (X), легкоходовая (Л), широкоходовая (Ш).
К
группе неподвижных посадок относятся следующие: горячая (Гр), прессовая (Пр), легкопрессовая (Пл).
К переходным посадкам, относятся: тугая (Т), напряженная (Н), плотная (П), глухая (Г).
Слайд 10Посадки с зазором.
Посадки с зазором характеризуются наличием зазора между сопрягаемыми
поверхностями, что обеспечивает возможность
перемещения одной детали относительно другой. К этой
группе относятся также посадки с нулевым зазором (нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала). Для этих посадок минимальный зазор
Smin = 0.
Минимальный зазор: Smin = Dmin - dmax = EI - es;
Максимальный зазор: Smax = Dmax - dmin = ES - ei;
Средний зазор: Sc = (Smax + Smin)/2.
Допуск: Ts = Smax - Smin = (ES - EI) + (es - ei) = TD + Td
TD - допуск отверстия. Td - допуск вала.
Слайд 11ПОСАДКА С НАТЯГОМ
Посадки с натягом характеризуют наличием до сборки между
сопрягаемыми поверхностями натяга, что препятствует
перемещению одной детали относительно другой после
сборки.
Максимальный натяг: Nmax = dmax - Dmin = es - EI;
Минимальный натяг: Nmin = dmin - Dmax = ei - ES;
Средний натяг: Nc = (Nmax + Nmin)/2;
Допуск натяга: TN = Nmax - Nmin = (es - ei) + (ES - EI) = TD + Td.
TD - допуск отверстия. Td - допуск вала.
Слайд 12Посадки переходные.
Переходные посадки могут иметь и зазоры, и натяги (голубая
зона).
Максимальный натяг: Nmax = es - EI;
Максимальный зазор:
Smax = ES - ei;
Допуск посадки: TN = TS = Nmax - Nmin = Smax - Smin =
(ES - EI) + (es - ei) = TD + Td.
Слайд 13Одна из деталей пары вал-отверстие выбирается основной. При этом, в
пределах одного класса точности и одного
и того же номинального размера
во всех посадках предельные отклонения основной детали одинаковы, а различные
посадки получают за счет изменения предельных отклонений неосновной детали.
Если выбирают в качестве основной деталь с отверстием, то это будет система отверстия. При этом, характер
посадки обеспечивается расположением и величиной поля допуска вала. Система отверстия более предпочтительна,
так как обрабатывать вал, для достижения нужной точности, проще и дешевле, чем отверстие.
Слайд 14 В машиностроении принято подразделение точности обработки на разные классы.
Общесоюзным
стандартом установлено 10 классов точности в порядке убывания точности: 1,
2, 2а, 3, 3а, 4, 5, 7, 8 и 9.
Количество видов посадок в каждом классе точности не одинаково:
1-й класс точности в машиностроении применяется относительно редко, лишь для тех случаев, когда необходима максимальная определенность посадки, т. е. наименьшее колебание величины зазора или натяга (в особо ответственных сопряжениях);
2-й и 2а классы точности наиболее распространены в машиностроении для обеспечения ответственных сопряжений поверхностей деталей;
3-й и 3а классы точности также имеют широкое применение (для менее ответственных сопряжений);
4 и 5-й классы точности применяются в тех случаях, когда к сопряжениям деталей не предъявляются высокие технические требования;
7, 8 и 9-й классы точности в основном предназначены для регламентирования размеров поковок и отливок.
Слайд 16
Размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.)
в выбранных единицах измерения.
Действительный размер - размер элемента, установленный измерением.
Предельные
размеры - два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (см. п. 1.4).
Наибольший предельный размер - наибольший допустимый размер элемента (черт. 1).
Наименьший предельный размер - наименьший допустимый размер элемента (черт. 1).
Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения (черт. 1 и 2).
Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
Слайд 17.1.8. Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим
номинальным размерами.
1.1.9. Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и
соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
1.1.10. Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт. 2).
Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.