Разделы презентаций


Артикуляционный уклад звуков [ Р ][ Р ь ]

Содержание

Уклад органов артикуляцииГубы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднят к авеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам.Посередине языка идёт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Артикуляционный уклад звуков [Р][Рь]
Выполнили : Бехтольд Н.А
группа 3.080.13.15
Шайкина О.Ф.,

Чирикова И.С.
группа 3.080.1.15
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Новосибирск, 2020

Артикуляционный уклад звуков [Р][Рь]Выполнили : Бехтольд Н.А группа 3.080.13.15Шайкина О.Ф., Чирикова И.С. группа 3.080.1.15Министерство образования и науки

Слайд 2Уклад органов артикуляции
Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука,

расстояние между зубами 4—5 мм.
Кончик языка поднят к авеолам,

напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам.
Посередине языка идёт воздушная струя.
Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, образуется голос.

Уклад органов артикуляцииГубы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка

Слайд 4Положение органов артикуляции Звук [Р]
Губы – полураскрыты
Зубы – разомкнуты
Язык –

широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолами),

напряжен, спинка языка приподнята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам.
Мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
Голосовые связки – вибрируют, издавая голос.
Воздушная струя – мощная, при выдохе проходит через ротовую полость попадает на напряженный кончик языка и вызывает колебания его.
Положение органов артикуляции Звук [Р]Губы – полураскрытыЗубы – разомкнутыЯзык – широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам

Слайд 5Положение органов артикуляции Звук [Рь]
Мягкий звук может быть: язычный, переднеязычный,

передненёбный.
Передненёбный – передняя часть языка направляется передней части нёба.
Смычный, дрожащий

– образуется вибрацией кончика языка, смыкании и размыкании около альвеол.
Сонорный – образуется голосом при полном отсутствии шума.
Положение органов артикуляции Звук [Рь] Мягкий звук может быть: язычный, переднеязычный, передненёбный.Передненёбный – передняя часть языка направляется

Слайд 6Отличия [Р] от [Рь]
Мягкий звук [рь] отличается от твердого тем,

что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к

твердому нёбу (примерно, как при гласном [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Отличия [Р] от [Рь]Мягкий звук [рь] отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки

Слайд 7Нарушение звука [р] подразделяют
Ротацизм
(лат. Rhotacismus, от греческой буквы «ро»)

– нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь]. Нарушение может

выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками.
(Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него используется выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]»).

Параротацизм
(от греч. Приставки rhotacismus означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто похожее на ротацизм). Замена [р] [рь] другими звуками.

Нарушение звука [р] подразделяютРотацизм (лат. Rhotacismus, от греческой буквы «ро») – нарушение произношения звуков (фонем) [р] и

Слайд 8Нарушение твердого [р] бывает велярное или увулярное
Велярное нарушение
Артикуляции щель образуется

на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух,

проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном [р] вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Увулярное нарушении

Вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Нарушение твердого [р] бывает велярное или увулярноеВелярное нарушениеАртикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким

Слайд 11Приёмы постановки звука

Приёмы постановки звука

Слайд 12Приемы коррекции дефекта
Вне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная

работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно. На первых уроках

нужно дать ребенку понятие о правильном произношении [р], [рь]. Это необходимо для осознания проблемы и концентрации на верном положении речевых органов для вибрации. Затем проводите постановку звука, автоматизация, дифференциацию и введение в повседневную речь.

Приемы коррекции дефектаВне зависимости от вида ротацизма и параротацизма коррекционная работа по устранению речевого дефекта проводится поэтапно.

Слайд 13Основной способ постановки Р, Р’
 
С механической помощью от Д

или ДЗ – проторного. Произнося Д надо выработать правильную воздушную

струю. Проверить: узкую полоску бумаги приложить к подбородку. Произнося, Д полоска должна наклоняться. В момент произнесения Д чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель, под кончиком языка производятся частые движения слева направо. Возникает механическая вибрация языка. соединяем с гласными ДРА, ДРО и т.д. аналогично можно пробовать со звукам Ж, Т.
«Присосать» кончик языка к твёрдому нёбу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот.
Постановка Р является длительной. Поэтому автоматизация проводится с механической помощью, ещё до окончательной отработки нормального звучания Р. С механической помощью звук произносится в слогах ДРА, ДРО, ДРУ, в словах ДРОВА, ДРУГ. Вначале звук Р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (ДРОВА или ТРАВА).

Основной способ постановки Р, Р’  С механической помощью от Д или ДЗ – проторного. Произнося Д надо

Слайд 14 Простые приемы постановки звука
По подражанию - Этот прием лишь

изредка приводит к положительным результатам.
Постановка звука [р] от [д] -

повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего.
Произношение звуков [т] и [д] - чередуются в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Простые приемы постановки звукаПо подражанию - Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам.Постановка звука [р]

Слайд 15Прием постановки [р]
Прием постановки [р] от слогового сочетания за с

несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза.
В ходе

многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

Прием постановки [р]Прием постановки [р] от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога:

Слайд 16Прием постановки [рь]
Приём постановки с помощью слога зи,
а в

дальнейшем зе, зя, зё, зю.
В ходе многократного повторения

слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.

Прием постановки [рь]Приём постановки с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.  В

Слайд 17Приём постановки проторного звука
Выработка проторного [ р] (без вибрации кончика

языка)
Подготовительный этап.
Артикуляционная гимнастика:
1.Чьи зубу чище?
2. Маляр
3. Кто дальше загонит мяч
4.

Вкусное варенье
5. Индюк
Постановка звука.
Произносится звук [з], но без вибрации кончика языка ( напоминает звук [р]). (если слышится звук ж- язык выдвигается ближе к зубам). Усиливается воздушная струя и присоединяется звук [а]. Должен слышаться звук [ра]. Далее добавляются гласные звуки [ры], [ро], [ру]…

Такая подготовка закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Звук называется проторным.

Приём постановки  проторного звукаВыработка проторного [ р] (без вибрации кончика языка)Подготовительный этап.Артикуляционная гимнастика:1.Чьи зубу чище?2. Маляр3.

Слайд 18Коррекция горлового произношение звука [р]
Подготовительный этап
Постановка звука осуществляется, если в

речи поставлены [ж] и [ш].
Артикуляционная гимнастика пока не будут выработаны

нужные положения языка.
Первый этап
Постановка проторного звука, Это необходимо для активации кончика языка и снятие вибрации маленького язычка или мягкого нёба.
Второй этап
Выработка вибрации кончика языка как при отсутствии звука [р]
Третий этап
Полученный звук закрепляется многократным повторением. Все движения языка контролируются перед зеркалом. Контролируется артикуляция и звук аккуратно вводится в слова. Некоторое время контроль со стороны правильной артикуляции.

Коррекция горлового произношение звука [р]Подготовительный этапПостановка звука осуществляется, если в речи поставлены [ж] и [ш].Артикуляционная гимнастика пока

Слайд 19Коррекция бокового произношения [р]
Подготовительный этап.
(При [р] боковом ослаблены мышцы одной

половины языка.)
Гимнастика языка и губ. Длительное время пока мышцы не

войдут в тонус. Упражнения необходимы даже на этапе постановки звука.
Постановка звука.
Ставят [р] проторный. Проторным звуком пользуются постоянно.
Далее звук вводится слога, слова, фразы и самостоятельную речь. После ввода в речь приступают к выработке вибрации кончика языка.

Коррекция бокового произношения [р]Подготовительный этап.(При [р] боковом ослаблены мышцы одной половины языка.)Гимнастика языка и губ. Длительное время

Слайд 20Коррекция носового звука [р]
Подготовительный этап

Дыхательная гимнастика.
Глубоко вздохнув, сделать медленный

выдох через рот, поднеся к губам шарик. Шарик должен вибрировать.

Постановка

звука

Затем сравнить звуки, произносимые с выдохом через рот к примеру [в],[ш]…, со звуками, произносимыми с выдохом через нос [м],[н]. Постоянно прикладывать полоску бумаги или ватный шарик. Тем самым следя за потоком воздуха. Произносят звук [р], применяя полоски из бумаги или ватные шарики.

Постановка звука и автоматизация в обычном режиме.

Коррекция носового  звука [р]Подготовительный этапДыхательная гимнастика. Глубоко вздохнув, сделать медленный выдох через рот, поднеся к губам

Слайд 21Выработка раскатистого [р] с механической помощью
Выработка происходит с вибрацией

кончика языка. (звук вырабатывается на основе проторного)
Подготовительный этап
Широким языком «побарабанить»

за верхними зубами со звуком [д.д.д.д.д..] При этом полоска бумаги, поднесенная ко рту должна колебаться при каждом ударе языка.
 Постановка звука
 1. Широкий язык ставится за верхние зубы и длительно произносится звук похожий на [зж] (должно слышаться что- то среднее между этими звуками [з] с призвуком [ж] или наоборот).

2. Многократное проговаривание звука д, но язык не у зубов, а на альвеолах ( звук не четкий).
Язык в это момент должен быть широким и сильно напряжен. В этот момент прямым указательным пальцем, подложенным под кончик языка, проводить частые колебательные движения из стороны в сторону (слышится рокочущий звук). Это проводиться до тех пор пока не возникнет самостоятельная вибрация языка. Обязательное условие: широкий и напряженный язык.

3.Если вибрация данным способом не возникает, то вибрацию вызывают следующим способом: при открытом рте присасывать язык к нёбу, а затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва от нёба сильным толчком выдыхаемая струя воздуха вызывает короткую вибрацию кончика языка.

Начинается автоматизация звука в слогах и словах.
 
Выработка раскатистого [р] с механической помощью Выработка происходит с вибрацией кончика языка. (звук вырабатывается на основе проторного)Подготовительный

Слайд 22Выработка раскатистого [р] и далее [рь] с механической помощью
Язык поднять

к нёбу, растянув до предела «уздечку». Большим указательным пальцем плотно

прижать к нёбу боковые края языка. Середина языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубокий вдох и с силой выдувается воздух с включением голоса. Язык набухает, и прослушивается звукосочетание тж. Зубы в упражнении открыты на уровне полутора- двух пальцев. Упражнение повторяется много раз пока не появляется [тр], [др].
Обязательное условие: Кончик языка вибрируется и удерживается у нёба, а края языка прилегают к боковым краям верхних зубов под напором сильной струи воздуха.
Проводится автоматизация в слогах и словах.
В данном приёме после автоматизации р , используя приём подражания добиваются произношение [рь].
Длинный раскатистый р последовательно соединяется с гласными [и,я,е,ё,ю], растягивая при этом губы в улыбку. Далее автоматизация в словах.

Выработка раскатистого [р]  и далее [рь]  с механической помощью Язык поднять к нёбу, растянув до

Слайд 23Постановка [р] в два этапа (приемом пользуются в тех случаях, когда

шипящие звуки у ребенка не нарушены)
На первом этапе
Ставится

фрикативный [р] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам.

Звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах.

Постановка [р] в два этапа (приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки  у ребенка не

Слайд 24второй этап постановки
С механической помощью, применяя шариковый зонд.

Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней

части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом №1.
Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

второй этап постановки  С механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к

Слайд 25Папаротоцизм
При всех заменах работа идёт одинаково.
Подготовительный этап:
- Выработать артикуляцию,

нужную для звука Р.
- Производим дифференциацию со звуком-заменителем по акустическим

признакам.
Отрабатываем:
- подъём передней ч.с.языка;
- вырабатываем воздушную струю;
- дифференцируем на слух;
- начинаем вырабатывать вибрацию;
Ставим Р, автоматизируем его последовательно.
Осуществляем полную дифференциацию со звуком-заменителем по акустическим и моторным признакам.

Папаротоцизм При всех заменах работа идёт одинаково.Подготовительный этап:- Выработать артикуляцию, нужную для звука Р.- Производим дифференциацию со

Слайд 26Коррекция при замене р и рь другими звуками
Подготовительный этап
Различие

на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в

их артикуляции.
Проводятся в игровой форме.

Постановка звука
Постановка звука в обычном порядке.

Коррекция при замене р и рь другими звуками Подготовительный этапРазличие на слух звука р и его заменителя,

Слайд 27Список использованных источников
Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. —

М„ 1998.
Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В.Чиркиной.

- М., 2005.
Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.-М.,2004.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. — СПб., 1999.
Глухов В.П. Использование игровых приёмов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников //Дефектология - 1993. -№4.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М., 1998.

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/logo/ph13.html
Список использованных источниковЛогопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998.Основы логопедической работы с детьми /

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика