Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития;
Структура учебной деятельности;
Дидактические принципы;
Методы организации
обучения;
Формы организации обучения;
Современные подходы к организации обучения в дошкольном возрасте
Слайд 3ВОПРОС
Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития
Слайд 4Обучение (Ю.К.Бабанский)
целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе
которого решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи
Слайд 5Обучение (И.Я.Лернер)
Взаимодействие педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого
отрезка содержания социального опыта
Слайд 6Теоретические основы обучения дошкольников
Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, Ф. Фребель,
М.
Монтессори, О. Декроли;
Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова, Н.Н. Поддьяков
Слайд 7Концепции обучения дошкольников
Концепция «Культурно-исторического развития психики» (Л.С.Выготский, Е.А.Флерина, А.П.Усова);
Концепция «интеллектуальное
творчество» (Н.Н.Поддьяков);
Концепция «Культуроосвоение как творческий процесс» (В.Т.Кудрявцев)
Слайд 8Особенности процесса обучения дошкольников
Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой;
Обучение
дошкольников осуществляется в разных формах (экскурсии, игры, разные виды деятельности,
в повседневной жизни, при проведении режимных процессов), а не только на занятиях;
В процессе обучения в ДУ дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и получают навыки обучения;
Слайд 9Особенности процесса обучения дошкольников
Обучение во всех формах и видах деятельности
происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный
опыт;
Необходимость обеспечения в процессе обучения непосредственного восприятия детьми изучаемых свойств предметов и явлений окружающего мира;
Слайд 10Особенности процесса обучения дошкольников
Особенно важны при обучении дошкольников такие факторы
как интерес к обучению, одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная
насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат;
Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость дошкольников, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов и средств обучения детей, продолжительность регламентированных занятий;
Слайд 11Особенности процесса обучения дошкольников
Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей
построения учебных заданий на занятиях с детьми:
в младшем возрасте учебно-познавательные
задания даются педагогом ступенями (пошагово) по мере их выполнения детьми;
преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использования простых предложений
Слайд 12ВОПРОС
Структура учебной деятельности
Слайд 13Структура процесса обучения
(по Ю.К. Бабанскому)
Стимулирующе-мотивационный (мотивация познавательной активности дошкольников);
Целевой
(отражает цели и задачи обучения детей в ДУО);
Содержательный (содержание дошкольного
образования);
Слайд 14Структура процесса обучения
(по Ю.К. Бабанскому)
Контрольно-регулировочный (предполагает контроль, регулирование, коррекция
хода и результатов обучения);
Оценочно-результативный (диагностика результатов обучения, постановка новых целей
и задач обучения дошкольников в ДУО)
Слайд 15Двусторонний характер процесса обучения
Деятельность педагога (преподавание);
Деятельность воспитанников (учение)
Слайд 16Компоненты учебной деятельности
(по А.П.Усовой)
Принятие и понимание учебной задачи;
Умение действовать
в дидактически заданном направлении;
Самоконтроль и самооценка
Слайд 17Учебная задача
Принадлежит центральное место в структуре деятельности;
Это цель учебной деятельности,
а не просто задание детям;
Сущность цели – в овладении обобщенным
способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решать задачи данного вида
Слайд 18Учебные действия
Состоят из многих различных учебных операций;
Овладение действиями начинается с
выполнения их при полной развернутости всех операций
Слайд 19Мотивы учебной деятельности
Внешние мотивы (усвоение знания не связано с тем,
что ребенок делает);
Внутренние мотивы:
вызваны познавательным интересом ребенка;
знания в таком случае
являются не средством достижения какой-то другой цели («так надо», «чтобы не ругали», «подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка («интересно», «хочу знать»)
Слайд 20Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности
применение различных видов мотивации (игровой,
практической, познавательной, учебной, личностной, сравнительной и т.п.);
Использование игровых тренингов для
развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировки и для обучения детей приемам саморасслабления;
Расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагогом, оценка детьми, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценка и т.п.);
Слайд 21Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности
Внесение многообразных методов обучения (проблемные
вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
Использование различных средств умственного развития и
обучения (активная деятельность ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, компьютер и т.п.);
Наличие развивающей деятельности педагога
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА
Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П.
Дошкольная педагогика. М., 1998.
Дошкольная педагогика / Под ред.
В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. М., 1986
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2004
Поздеева Т.В., Литвина Н.В. Краткий курс лекций по дошкольной педагогике. – Минск, 2000
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007
Слайд 23ВОПРОС
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 24МЕТОД
от греч. − путь к чему-либо;
способ достижения цели, определенным
образом упорядоченная деятельность.
Слайд 25МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Слайд 26ПРИЕМ
часть метода, его конкретный элемент.
Слайд 27КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
это упорядоченная по определенному признаку их система.
Слайд 28Классификация по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я.Голант, С.И.Перовский)
Слайд 29Нетрадиционные методы обучения
Проблемные методы обучения
Метод экспериментирования
Моделирование
Слайд 30Проблемные методы обучения
Суть в постановке вопросов;
Педагог ставит ребенка в активную
позицию, побуждает к поиску решения задачи
Слайд 31Варианты использования метода
Педагог ставит проблему, намечает пути ее решения, само
решение ребенок находит самостоятельно;
Педагог ставит проблему, пути ее решения дети
ищут самостоятельно;
Постановка проблемы, поиск вариантов ее решения дети осуществляют самостоятельно
Слайд 32Метод экспериментирования
это способ материального или мысленного воздействия на реальный или
мысленный объект с целью его исследования, познания свойств, связей
Слайд 33Преимущества метода
Дает возможность детям управлять явлениями (вызывать или прекращать его);
Ведет
к развитию поисковой деятельности
Слайд 34Условия использования метода
Четко формулировать цель;
Брать два объекта (один опытный, другой
контрольный);
Осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить
рассуждать, сравнивать факты;
Слайд 35Условия использования метода
Один и тот же опыт лучше проводить дважды,
чтобы дети убедились в правильности выводов;
Опыт не должен приносить вреда
живым объектам
Слайд 36Моделирование
Создание моделей и их использование в целях развития знаний
о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов;
В основе лежит замещение
(реальный предмет замещается знаком, изображением)
Слайд 37Требования к модели
Четкое отражение основных свойств и отношений, которые являются
объектом познания;
Доступность для восприятия и действия с ней;
Должна облегчать
процесс познания
Слайд 38Виды моделей
Конкретные, отображающие структуру отдельного объекта (модель постройки, человека и
т.д.);
Обобщенные, отображающие общую структуру класса объектов, существенные признаки совокупности явлений
(модель «зверь», «рыба» и т.д.);
Условно-символические, передающие невидимые отношения героев в сказках
Слайд 39ВОПРОС
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 40ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
это способ организации обучения, который осуществляется в
определенном порядке и режиме;
внешняя оболочка, которую заполняют содержание, методы обучения;
Слайд 41ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия
между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д.;
в детском саду
используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Слайд 42Занятия
основная форма организации обучения детей в детском саду (А.П.Усова);
организуются и
проводятся педагогом в соответствии с учебной программой;
Слайд 43Занятия
проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада;
в режиме дня
каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние
часы.
Слайд 44В занятии выделяют три основные части
первая часть - введение детей
в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать
дети;
вторая часть- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Слайд 45Типы занятий
Комбинированные,
Занятие-беседа;
Тематическое занятие;
Комплексное занятие;
Занятие-экскурсия
Слайд 46Современные требования к занятиям
Вариативность посадки детей на занятии (на стулья,
на ковре и т.д.);
Снятие жесткой временной ограниченности;
Смещение акцента с фронтальных
занятий на занятия по подгруппам и индивидуальные;
Возможность импровизации (необязательность присутствия на занятии, учет желаний детей и т.д.)
Слайд 47Экскурсия
ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи;
в младших группах
они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада,
в средней и старшей группах - за его пределами;
характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их.
Слайд 48Экскурсии используются для ознакомления:
с природой,
с трудом взрослых, результатами их
труда,
с общественными явлениями и событиями.
Слайд 49Формы организации обучения в повседневной жизни
фронтальные формы обучения - наблюдение
с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время
прогулок, а также в уголке природы, чтение художественной литературы во 2-й половине дня.
Слайд 50Формы организации обучения в повседневной жизни
групповые формы обучения (часто используется
дидактическая или автодидактическая игра (для закрепления и уточнения знаний, для
отработки умственных навыков и умений));
индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.