Слайд 1Древнерусское искусство
X – XVII вв.
Слайд 2Древнерусское искусство – искусство со времени правления князя Владимира до
правления Петра I. Своими корнями оно уходит в историю восточных
славян. У них была своя достаточно развитая культура: дохристианская Русь знала литьё, чеканку, вышивку, керамику. В узоры вплетались звериные, птичьи и человеческие фигуры. У славян была языческая мифология: Перун, Ярило, Род, Велес, Даждьбог….
Слайд 3Древнерусское государство зарождается в IX веке. Согласно одной теории, его появление
связано с приглашением из варяжских земель князя
Рюрика с дружиной, по другой – Русь как государство появилась естественным образом путём объединения земель вокруг Киева.
Варяги.
Николай Рерих,
1899
Слайд 4Рюрик
Вещий Олег
Игорь
Ольга
Владимир
Красно Солнышко
Свято
полк
Яро
полк
Святослав
Слайд 5Род Рюриковичей
Вещий Олег
Княгиня Ольга
Князь Игорь
Князь Рюрик
Князь Святослав
Князь Владимир
Слайд 6Важнейшим событием на Руси стало принятие Христианства
Князь Владимир
988 г.
Слайд 7ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
Славянские языческие племена
Киевская Русь
До X в.
X – XI
вв.
Древнерусское искусство
XII – XIII вв.
Кон. XIII – нач. XV вв.
Кон.
XV – XVII вв.
Столица –
Санкт-Петербург
Слайд 8Византийские традиции
Атрибутика здания – церкви, тип храма – крестово-купольный
Живопись –
мозаика и фреска, отсутствие перспективы и объёма, графичность
Символизм цветов, ограниченная
палитра:
золотой – цвет Бога
красный – жертва, кровь Христа
белый – чистота и невинность
синий – надежда, святость
зелёный – жизнь, молодость
коричневый – земное
Русские традиции
Многокупольность
Пирамидальность конструкций храма
Двухэтажность
Строительный материал – плинфа
Имперсональность
Слайд 9Архитектура Киевской Руси раннего периода христианства
X-XI вв.
Слайд 10Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского.
Ранние православные церкви были
главным образом сделаны из дерева (в Киеве было 400 церквей).
Архитектура Киевской Руси
Слайд 11Десятинная церковь Успения Богородицы
(986-996 гг.)
Слайд 12Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещение в Корсуне и
крестивший Русь в 988 г., на следующее «лето 6497 (989
г.) <…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в "Повести временных лет", – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами»
В.И.Верещагин «Закладка десятинной церкви в Киеве»
Слайд 13Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси, построил князь Владимир.
На строительство и содержание храма он выделил десятую часть своих
доходов – отсюда и название церкви. Десятая часть как священная мера Ветхого Завета давалась на соборные храмы в Византии и в русских землях.
Десятинная церковь представляла собой значительное сооружение, окруженное княжескими дворцами. Она служила символом величия столицы древнерусского государства и была главной святыней великокняжеского центра. К сожалению, до сих пор неизвестно, в честь какого праздника Богородицы она освящена, но исследователи склоняются к мнению, что в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Слайд 14Церковь была построена из плинфы
(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора
Русь ещё не знала
Слайд 15Богородичный Десятинный собор был по византийскому образцу крестово-купольным сооружением, расчлененным
тремя парами столбов на три нефа, которым соответствовали в алтарной
части три абсиды. Согласно летописи, над храмом высились 25 глав. В отделке интерьера широко применялся
мрамор. Стены украшали мозаики и фресковые росписи.
Весь архитектурный комплекс наглядно свидетельствовал о силе и мощи молодого христианского государства.
Слайд 18Освящение Десятинной церкви, фреска.
Десятинная церковь - «храм на крови». Она
поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых.
По
преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанна и Феодора.
Слайд 19Судьба Десятинной церкви драматична. Сообщения об этом неоднократно появляются на
страницах летописей.
- В 1171 году церковь была разграблена войсками
князя Андрея Боголюбского.
- В 1203 году она пострадала от разгрома Киева, учиненного Рюриком Ростиславичем.
Однако эти разрушения и грабежи касались в основном внутреннего убранства.
В 1240 году на Николин день Киев взяли приступом полчища хана Батыя и превратили Десятинную церковь, простоявшую два с половиной века,в груду развалин. В стенах Десятинной церкви киевляне нашли свое последнее пристанище.
По словам летописца, жители со своим скарбом столпились на кровле,
и стены храма рухнули под их тяжестью.
Слайд 20В Богородичном Десятинном соборе находилась великокняжеская усыпальница. Здесь похоронили Владимира,
«вложиша в корсту мороморяну» (в гроб мраморный). На вечный упокой
здесь положили и его жену Анну Корсунскую, Изяслава Ярославича (ум. 1078 г. сын Ярослава Мудрого), его внука Ростислава Мстиславича (ум. 1093 г.). Сюда перенесли останки Ольги и сыновей Святослава - Ярополка и Олега, умерших язычниками в 977 г. Перед тем, как их в 1044 г. захоронить в храме, княжеские останки крестили. Случай беспрецедентный, нарушающий догматические установления христианской церкви.
Слайд 21От былой величественной постройки X века ничего не осталось,
кроме
фундамента.
Слайд 22Сейчас место работы археологической экспедиции ограждено двухметровым забором. За ним
– покрытый полиэтиленовой пленкой павильон. Неподалеку стоит деревянный крест высотой
три метра. Внутри павильона – глубокие ямы, рядом деревянная лестница, рулоны поролона.
Археологи и геологи настаивают: фундамент Десятинной церкви нужно законсервировать и предоставить ему статус музея
Слайд 23Возводить заново Десятинную церковь надумали еще в 2000 году –
соответствующее распоряжение издал президент Леонид Кучма. Через 5 лет тогдашний
мэр Киева Александр Омельченко реанимировал идею. «Киев должен за два года построить Десятинную церковь», – заявлял он. Специалисты института «Укрпроектреставрация» даже называли ориентировочную стоимость строительства – 90 млн. гривен. Археологи же были категорически против.
Слайд 24В мае на улице Владимирской в Киеве, возле Национального исторического
музея, продолжат раскопки Десятинной церкви. Заместитель директора Института археологии НАН
Украины профессор Глеб Ивакин рассказывает, что мэрия уже через несколько недель пообещала выделить ученым средства. Отстраивать церковь, против чего выступали археологи. Делать это пока не планируют.
Слайд 25Собор Святой Софии.
(1017-1037) Киев.
Древнейшими сохранившимися до нашего времени каменными сооружениями
являются храмы середины XI в. Один из них – Софийский
собор в Киеве, всемирно известный шедевр древнерусского зодчества, выстроен в 1037 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) на месте победоносной битвы киевлян с печенегами.
Построенный по образу и подобию Софийского собора в Константинополе, Собор Святой Софии в Киеве был призван символизировать становление Киева как новой столицы христианства.
Слайд 26Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе)
Слайд 27Первоначально Софийский собор был тринадцатикупольным
(а некоторые исследователи считают, что
куполов было 25),
в дальнейшем он подвергся серьезной перестройке, и
число куполов уменьшилось. Остались прежними основные размеры внутри здания –
37 х 55 метров и высота 29 метров.
Слайд 29Собор был возведен в XI веке, т.е. менее чем через
столетие после крещения Руси Князем Владимиром. Киевская Русь того времени
не имела подобных монументов. Памятниками народному подвигу становились храмы и часовни, по обычаю возводившиеся в честь крупных побед, в память павших воинов.
Софийский собор был посвящен главному храму греческой церкви Константинопольского собора – Богоматери-Оранте,
олицетворявшей Софию (от греческого слова "софия" – "премудрость"). Ей особо поклонялись жители древнего Киева, как защитнице своего города.
Строя храм, одноименный Константинопольскому, Ярослав стремился к утверждению равенства русской церкви с греческой.
Слайд 30Возведением Киевской Святой Софии руководили впервые приглашенные в Киевскую Русь
греческие мастера. Собор был выстроен преимущественно из кирпича-плинфы. В нем
происходили церемонии "посажения" послов, возле него собирались киевские вече, здесь велось летописание и действовала собранная Ярославом Мудрым первая в Киевской Руси библиотека.
Ярослав Мудрый задумал Софийский собор как общественно-политический и культурный центр Киевского государства и главный храм Руси.
Слайд 31Творение древнерусских зодчих сохранилось до нашего времени практически в первозданном
виде, но за свою историю ему пришлось пережить нападения врагов,
грабежи, частичные разрушения, ремонты и многочисленные перестройки (особенно сильно собор перестроили в конце XVII в.).
Слайд 32Мозаики Софии Киевской
Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика
- изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы -
смальты)
Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.
Слайд 33Алтарная стена собора Св. Софии.
Современники назвали ее Нерушимой Стеной.
Слайд 34Над алтарем собора находится главный мозаичный образ – Богоматери-Оранты с
воздетыми в молитве руками (Молящейся). Она просит Христа-Вседержителя о снисхождении
к грешникам.
Слайд 35Фигура Богоматери Оранты
достигает в высоту 5 метров.
Слайд 36Купольное пространство собора венчает полуфигура Христа-Вседержителя (Пантократора) в окружении четырех
крылатых ангелов.
Слайд 37В первоначальной мозаике сохранилась только одна — в голубом одеянии
(остальные дописаны М. Врубелем в 1884 г.).
Слайд 39Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство
красок, яркость и насыщенность тонов.
При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими
тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34, красно-розовый - 19, золотой - 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов.
Технология изготовления смальты затем была утеряна и восстановлена в 18 веке М.В.Ломоносовым
Слайд 40ФРЕСКИ Софийского Собора
Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке)
Фрески украшали
в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры.
В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской.
На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены.
В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи.
В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.
Слайд 42Фреска «Портрет семьи Ярослава Мудрого»
Слайд 43Фреска "Апостол Павел"
Фреска "Воин"
Слайд 44Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства
Имена
живописцев неизвестны.
Только в Михайловском боковом алтаре сохранилась греческая надпись
"Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней.
Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.
Слайд 45ГРАФФИТИ Софийского собора
На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи
и рисунки -граффити, оставленные священниками и посетителями Софийского собора. Это ценные
памятники древнерусской письменности, важные исторические документы, из которых мы черпаем интересные сведения о разных сторонах жизни Древней Киевской Руси. Самые интересные из граффити в Софии Киевской, которые рассказывают о политических событиях прошлого, упоминают имена исторических лиц, известных из летописей. Из последних - князь Ярослав Мудрый, его сыновья Всеволод и Святослав, внуки Святополк и Владимир Мономах и другие.
Слайд 46 Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних
киевлян, а также указывают на высокий уровень грамотности среди населения
Киевской Руси того времени.
Древнейшие надписи относятся к 30-40 годам XI века и косвенно свидетельствуют о дате выполнения настенных росписей храма.
На стенах Софийского собора до сих пор сохранились более 300 граффити.
Граффити Софийского собора - это ценные находки древнерусского грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей.
И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом и Мефодием и используемой для церковных текстов, найдены многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что общественность еще долгое время не воспринимала искусственно выдуманную письменность.
Слайд 48Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого
Слайд 50 Поскольку большинство граффити в Софийском соборе писались простыми, хотя
и грамотными, жителями древнего Киева, то сейчас они являются одним
из самых достоверных источников о древнерусском языке, то есть языке на котором разговаривали жители Киевской Руси, в отличие от принесенного книжного церковнославянского языка.
Анализ древних надписей свидетельствует о том, что им присущи многие черты современного украинского языка.
Слайд 51Во Владимирском нефе размещалась великокняжеская усыпальница, где были похоронены Ярослав
Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах и др. До
наших дней сохранился только саркофаг Ярослава Мудрого.
Вес гробницы - 6 тонн
Слайд 52В 1936-1939 годах, во время вскрытия и исследования Саркофага Ярослава
Мудрого, ученые обнаружили в нем мужской и женский скелеты, кости
которых были перемешаны. Этот факт, а также полное отсутствие каких либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы (возможно, в 1240 году). Сопоставление результатов анатоморентгенологичного исследования костей с данными летописи доказало, что мужской скелет - это скелет Ярослава Мудрого. Подтвердилось наличие врожденной хромоты князя, а также ранение в колено и в голову. Женский скелет - это, очевидно, скелет жены Ярослава Ирины. По черепу Ярослава Мудрого известный советский скульптор-антрополог М. М. Герасимов воссоздал скульптурный портрет князя, который экспонируется в северной внешней галерее собора.
Ярослав Мудрый.
Скульптурный
портрет-реконструкция
Слайд 53С 1934 г. архитектурный комплекс Софийского собора объявлен государственным архитектурно-историческим
заповедником.
За свою уникальность Софийский Собор внесен в список мировых ценностей
ЮНЕСКО.
Слайд 54Домашнее задание
Подготовить сообщение о фресках и мозаике Софийского собора в
Киеве
Слайд 55Словарик
Крестово-купольный храм – тип храма, имеющий прямоугольныо объём, разделённый столпами
на продольные и поперечные нефы, в плане образующие крест.
Апсида –
выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом, символизирующим небесный свод.
Неф – вытянутое помещение, часть интерьера храма, отделённое от других нефов рядом колонн или столбов.
Портал – главный вход большого архитектурного сооружения