Слайд 1Древние степные цивилизации Европы и Азии
Слайд 2План
1. Условия возникновения и развития цивилизаций степных кочевников.
2. Цивилизация ираноязычных народов Евразийских
степей.
3. Цивилизация гуннов.
Слайд 3Литература:
1.Бойко О.Д. Історія України. – Посібник. – К.: Академія, 2001.
2.
Буданова В.П. История мировых цивилизаций. (Електорнная версия).
3.Всемирная история. Учебник для
вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮИНТИ, 2001.
4. Древние цивилизации / Под общей редакции Г.М. Бонгард – Левина – М.: Мцысль, 1989.
Слайд 4Л.Н. Гумилёв (1912-1992)
Неверно было бы считать кочевую степь лишь варварской
периферией древних земледельческих царств. Кочевники тоже были не чужды прогресса.
Именно они изобрели колесо, брюки, седло и стремя. Л. Гумилёв.
Слайд 5Кочевники Причерноморских степей.
Киммерийцы (X-VIII вв. до н.э.).
Скифы (VIII-III вв. до
н.э.).
Сарматы (савроматы ) и Аланы (III в до н.э. -
IV в. н.э.).
Гунны (IV-V вв. н.э.).
Слайд 6Киммерийцы
Киммерийцы – первый народ на территории нашей страны, от которого
сохранилось название. По-видимому, как и последующие древние кочевые народы Причерноморья,
за исключением Гуннов был ираноязычным.
Изображение киммерийцев на этрусской вазе
Слайд 7Скифы
Легенда о происхождении скифов.
Слайд 8Версии происхождения скифского народа
1.Скифы – результат смешения местных племён, издавна
живших в
северном Причерноморье, с пришлыми с Волги племенами,
переселение
которых происходило несколькими волнами в конце
II - начале I тыс. до н.э.
2. Скифы пришли уже сложившимся народом в степи Северного
Причерноморья в начале I тыс. до н.э. откуда-то из Азии.
3. Скифы – конгломерат пришлых и местных народов.
Слайд 9Скифия
«Скифы… своими излишествами и буйством разорили и опустошили всю Азию.
Кроме того, что с каждого народа они взымали наложенную ими
дань, скифы совершали набеги и грабили всё, что каждый народ имел у себя».
Геродот
Слайд 11Скифские племена
Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота,
господствующими были царские скифы – самое восточное из скифских племён,
граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Они подчинили соседствующие племена, в том числе земледельческие и жили, во многом, за их счёт. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на Левобережье Днепра – скифы-земледельцы. На Правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их – алазоны, а ещё севернее – скифы-пахари. Скифы-пахари назывались так же «сколоты», и некоторые исследователи, например Б. А. Рыбаков, видели в них прямых предков славян.
Слайд 12Отличия скифов от «скифов-пахарей»
Скифы как таковые – кочевники-скотоводы, живущие в
кибитках, не возделывающие полей, не имеющие городов. Они населяли степи,
царей хоронили близ днепровских порогов. Археология подтверждает все сообщения отца истории. Скифы-номады сменили в степях киммерийцев. А вот геродотовские скифы-пахари, скифы-земледельцы, по самому своему роду занятий не могли быть настоящими скифами. У сколотов VI - IV вв. до н.э. мы видим высокоразвитое земледелие, скотоводство, ремесло; на южной границе со скифами (бывшее пограничье с киммерийцами) ими воздвигнут ряд новых крепостей
Слайд 14Скифский звериный стиль
Несмотря на то, что обычаи варваров-скифов страшили и
шокировали греков (они, например, пили кровь своих врагов, а ещё
неразбавленное вино), скифы были совсем не чужды искусства и являлись прекрасными кузнецами и ювелирами, создателями знаменитого «Скифского звериного стиля». Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей.
Слайд 15Образцы скифского искусства
Пектораль из кургана Толстая могила.
Слайд 16
Пектора́ль(от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло
быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения,
защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи.
Ярким примером является знаменитая золотая скифская пектораль со скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов из кургана Толстая могила (Днепропетровская область), найденная в 1971 году. Б.Н. Мозолевским. Скифская пектораль хранится в киевском Музее исторических драгоценностей Украины.
Слайд 17Образцы скифского искусства
Звериный стиль
Олень. Золотая обкладка щита из скифского кургана
Прикубанья. VI в. до н.э. Фрагмент пекторали
Слайд 19
Кроме изображений травоядных животных, хищных зверей и птиц, для скифского
искусства также характерны и изображения фантастических существ (грифонов).
Слайд 21Скифо-сибирское культурное единство
Еще в XX веке было подмечено сходство предметов
изобразительного искусства из южнорусских курганов скифской знати и из курганов,
раскопанных в Южной Сибири. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства. Археологи ввели даже термин «Скифо-сибирское культурное единство».
Слайд 22От расцвета к упадку
Скифы были народом воинственным и умели за
себя постоять. Кир Великий в 530 г. до н.э. не
сумел их покорить. Дарий в 512 г. привёл в Скифию 700 персидского войска. Но царь скифов Иданфирс прибег к тактике выжженной земли и выиграл войну.
V-IV вв. до н.э. Высшая точка могущества скифов и начало упадка. Время усиливающегося социального расслоения. Патриархальные отношения, основанные на родственных узах всё дальше уходили в прошлое. Но именно на этих отношениях строилось могущество скифского царства. Но военное могущество скифского общества усиливало социальное расслоение, подрывало древние традиции «патриархального демократизма». Наступил период упадка. В 339 г. д.э. Филипп Македонский нанёс скифам поражение. Затем усиливается натиск со стороны сарматов.
Слайд 23Сарматы
Наёмные сарматские воины в римской армии. Рельеф с колонны
Траяна.
Слайд 24Сарматы
Сарматы народ родственный скифам. Долгое время жили в тени скифов,
но затем перешли к экспансии. Создали прекрасную тяжелую кавалерию. Одержали
победу над скифами в III в. до н.э. Как пишет Диодор Сицилийский, на рубеже III-II в. до н.э., сарматы, опустошив значительную часть Скифии и «поголовно истребляя побеждённых превратили большую часть страны в пустыню».
Слайд 25Положение женщины
Удивительным, для других народов древности, было необыкновенно высокое положение
женщины в сарматском обществе. Сарматские женщины ездили верхом, владели оружием,
охотились и воевали как мужчины, носили одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходили, пока в бою не убивали врага. Сообщения античных авторов подтверждаются археологией. Пятая часть сарматских погребений с оружием – женские. При этом женские погребения чаще богаче мужских и занимают центральную часть кургана. Геродот записал легенду о происхождении сарматов от браков скифов с амазонками. «Потому сарматы говорят языком скифским, но с давних пор искажённым».
Геродот
Современная наука считает, что у сарматов были сильны пережитки матриархата.
Слайд 26Сарматские племена и их потомки
Сарматы делились на ряд племён: роксоланы,
языги, аланы. Осетины – прямые потомки аланов существуют до сих
пор.
Любопытная деталь. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что осетинский эпос напоминает британские легенды артуровского цикла. В римской армии во вспомогательных войсках служило много сарматских кавалеристов. Возможно Artorius был римским офицером сарматом по происхождению, возглавившим римскую администрацию в Британии, после того, как легионы были отозваны для защиты Рима.
Кроме осетин кровь сарматов течёт в жилах многих народов. Славянский языческий бог Хорс, по-видимому имеет иранское значение, так же, как такие сказочные персонажи, как украинский Вий, которого Гоголь, по собственному признанию, заимствовал из фольклора, и русская Баба-яга.
Названия рек Дон, Донец, Дунай, Днестр, Днепр сохранились со скифо-сарматских времён. Корень «дон», «дн» в скифо-сарматском языке означал реку вообще.
Слайд 27Гунны.
К северу от Китая издавна жили кочевые племена, которых
сами китайцы назвали «сюнну», или «хунну», что означало «злые рабы».
Они часто делали набеги на Китай. «Отогнать их было легко, разбить – трудно, уничтожить – невозможно». (Л. Гумилёв).
Слайд 28Искусство хунну
Изображения из хуннского могильника Ноин-Ула в Монглии
Слайд 29Искусство хунну
Одежда и вооружение знатного воина-хунну (сюнну). II в. до. н. э. —
I в. н. э.
Слайд 30
Как и у всех кочевников, каждый мужчина был воином. Китайцы,
задавленные гнётом тоталитарного государства, часто бежали в степи, считая, что
«у хуннов весело жить!»
Как и у других степных племён, в искусстве хуну господствовал скифский звериный стиль.
В 206 предводителем хунну стал Модэ (234-174 до н. э.). Его взоры обратились на Китай. Хунны вторглись в китайскую империю, разбили её войска и занялись грабежом.
Слайд 32«Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми
затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их
можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов».
Аммиан Марцеллин.
«Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов».
Аммиан Марцеллин.
Слайд 33Гунны сыграли важную роль в «Великом переселении народов». В 395
в. н.э. они появились в Причерноморье «как снеговой ураган в
горах». Победили аланов, разгромили Боспорское царство, нанесли поражение готам. Остготский король стодесятилетний Германарих покончил с собой. После этого под властью гуннов оказалась огромная территория от Карпат до Дона.
Гунны сыграли важную роль в «Великом переселении народов». В 395 в. н.э. они появились в Причерноморье «как снеговой ураган в горах». Победили аланов, разгромили Боспорское царство, нанесли поражение готам. Остготский король стодесятилетний Германарих покончил с собой. После этого под властью гуннов оказалась огромная территория от Карпат до Дона.
Слайд 34Аттила
В 434 умер гуннский царь Ругилла передав власть племянникам –
Бледе и Аттиле. В 445 Аттила убил брата. Аттилу называли
«Бич Божий».
Слайд 35Аттила
«Этот человек явился в мир для потрясения народов и
внушения страха всем странам».
Иордан
Слайд 36Великое переселение народов
В 451 г. царство Аттилы простиралось от Рейна
до Средней Азии и от Балтийского моря до Чёрного. Весной
451 г. он перешёл Рейн. Судьба Рима висела на волоске.
Слайд 38Но на пути Аттилы к мировому господству встал талантливый римский
полководец Флавий Аэций, которого позднейшие историки называли «последний римлянин».
15
июня 451 г. на Каталаунских полях у города Труа в Галлии произошло страшное сражение, получившее название «Битва народов».
Но на пути Аттилы к мировому господству встал талантливый римский полководец Флавий Аэций, которого позднейшие историки называли «последний римлянин».
15 июня 451 г. на Каталаунских полях у города Труа в Галлии произошло страшное сражение, получившее название «Битва народов».
Слайд 39Битва народов 15 июня 451 г.
Аттила: гунны, остготы, гепиды,
руги, скиры, герулы, тюринги.
Аэций: римляне, романизированные галлы, бургунды, франки,
аланы, вестготы.
С обеих сторон погибло 165 тыс. чел. Атилла проиграл.
Слайд 40Дальнейшие события
В 453 г. Аттила умер при загадочных обстоятельствах.
В 455 году в битве при реке Недао в
Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу.
Дальнейшая судьба народа не известна. Вероятно, они слились с другими народами. Советский историк Л. Н. Гумилёв считал прямыми потомками гуннов поволжский народ чувашей. Интересно, что гунны не оставили после себя археологических памятников. Во всяком случае, современной археологии таковые не известны.