Слайд 1Древняя Индия
(3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)
Слайд 2 Основные религии
Древней Индии
Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до
н.э. на территории Индии во времена ведической цивилизации, предполагает поклонению
множеству божеств)
Термин «индуизм» произошёл от персидского слова хинд, которым называли долину реки Инда
Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории Индии, основатель индийский принц Гаутама)
Слайд 4ИНДУИЗМ
Индуизм исповедуют около 1 млрд человек — это третья по
числу последователей религия в мире после христианства и ислама
Индуизм представляет
собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований
Терпимость к разнообразию религиозных форм уникальна: нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия.
В индуизме не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями.
Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее - были предметом поклонения почти 4000 лет назад.
Слайд 5Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает
«вечный путь» или «вечный закон».
Слайд 6Основные понятия индуизма:
Драхма – морально-нравственный долг
Сансара – круговорот рождения и
смерти
Карма - вера в то, что поступки влияют на качество
перерождений
Майя - энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений
Мо́кша - освобождение из круговорота рождений и смертей
Йога – комплекс физических и духовных (медитативных ) упражнений
Слайд 8Индуизм делится на два течения – шиваизм и вишнуизм .
Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов –
Шивы и Вишну.
Слайд 9ШИВА
Олицетворяет космическое сознание, статичное мужское начало вселенной
Слайд 10Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы.
Слайд 11ВИШНУ
Хранитель мироздания
Чтобы спасти Вселенную от катастрофы,принимал земные воплощения, аватары,
Слайд 12Основные божества:
Шива (разрушитель)
Вишну (охранитель)
Брахма (творец)
Шакти (женское божественное начало)
Ганеш (мудрости и
предпринимательства)
Слайд 13БРАХМА
Родившись, Брахма из своего дыхания создаёт веды и
весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы
(8 640 млрд земных лет.).
Бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти.
Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Слайд 14ШАКТИ, ПАРВАТИ
Шакти — супруга бога Шивы;
в более широком смысле — женская творческая сила Шивы.
Слайд 15КАЛИ
Богиня смерти, тёмная и яростная Парвати, тёмная Шакти и разрушительный
аспект Шивы.
Богиня-мать
символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает
мировой порядок
Слайд 16ГАНЕША
Бог мудрости и благополучия.
Один из наиболее известных
и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
Часто перед его
именем добавляется уважительная приставка ШРИ.
Слайд 17Все направления индуизма объединяет:
1. вера в богов и их почитание
в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2.
вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ – от насекомых до человека (сансара).
3. вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).
Слайд 18Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа,
называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида.
Слайд 19Последователи индуизма верят в то, что бог проявляет себя в
различных формах: Шивы, прекрасной девушки, камня…
Человек может поклоняться той
из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения
Слайд 20ЦЕЛЬ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Цель – различными направлениями индуизма понимается по
разному:
Осознание своего единства с богом
Осознание своих вечных взаимоотношений с богом
и возвращение в Его обитель
Достижения чистой любви к Богу
Осознание единства всего бытия
Осознание своего истинного «я»
Достижение совершенного умиротворения
Полная свобода от материальных желаний
Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из сансары, прекращая цикл перевоплощений
Слайд 21ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ДХАРМЫ (ЖИЗНЕННЫХ ДОЛГА)
Грихастха-дхарма, или дхарма семейного
человека
Имеет четыре основных цели:
Дхарма - выполнение своего предписанного долга
согласно с наставлениями священных писаний
Артха — материальное благосостояние и успех
Кама — чувственные наслаждения
Мокша — освобождение из сансары
2. Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни,
Слайд 22Методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или
иначе включают два момента:
1. почитание ведущего бога политеистического пантеона
и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.
Слайд 23ЙОГА
Существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения
цели.
Бхакти-йога — путь любви и преданности
Карма-йога — путь правильных действий
Раджа-йога
— путь медитации
Джнана-йога — путь знания или мудрости
Слайд 24Священные книги индуизма - ВЕДЫ
Согласно одному из определений, индуизм основывается
на «сокровищнице духовных законов, установленных разными людьми в разные времена»
На протяжении многих веков священные писания индуизма передавались устно в стихотворной форме, которая использовалась для облегчения запоминания. Только гораздо позднее они были записаны
Слайд 25Священные книги индуизма
Священные писания не толкуются буквально — бо́льшая важность
придаётся этическому и метафорическому смыслу, содержащемуся в них. Большинство священных
текстов написаны на санскрите. Они подразделяются на две категории шрути и смрити.
Слайд 26ШРУТИ
Термин «шрути» в буквальном переводе означает «услышанное». Он используется по
отношению к четырём Ведам, которые считаются самыми древними священными текстами
индуизма. Большинство индуистов почитают Веды несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству
Существуют четыре Веды:
«Ригведа»,
«Самаведа»,
«Яджурведа»,
«Атхарваведа».
Слайд 27Манускрипт «Ригведы», одного из самых древних религиозных текстов в мире.
«Ригведа»
рассматривается как самая важная из Вед. Она не только считается
самым древним ведийским писанием, но и, возможно, древнейшим индоевропейским текстом. Каждая Веда делится на четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Самхиты состоят из священных мантр и являются основной частью каждой из Вед, Ведами как таковыми. Остальные три части представляют собой сборники комментариев, часто написанные в прозе и относящиеся к более позднему периоду
Слайд 28СМРИТИ
Смрити -«запомненное» - категория священных писаний индуизма. Термин обычно используется
по отношению к текстам, дополняющим шрути — изначальные ведийские писания.
Наиболее важными из смрити считаются индийские эпические поэмы:
«Махабхарата» и «Рамаяна».
Слайд 29Авторство «Махабхараты» приписывается мудрецу Вьясе, который сам является действующим лицом.
В основе эпоса лежит повествование о распре между двумя группами
двоюродных братьев — пятью Пандавами (сыновьями царя Панду и царицы Кунти) и ста Кауравами (сыновьями царя Дхритараштры и царицы Гандхари)
«Бхагавадгита» является частью «Махабхараты» и считается самым широко известным и изучаемым из всех священных текстов индуизма. В ней изложены философские наставления Кришны воину-принцу Арджуне.
Слайд 30В «Рамаяне» повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из
четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три — его братья), чью
жену Ситу похищает Равана — царь-ракшаса Ланки.
Слайд 31Индуистское общество
Арии
- Брахманы - жрецы
- Кшатрии - воины, правители
- Вайшья
- «свободные пастухи»
Не-арии-
- Дасью
(враги), «те, кто не
приносит обетов»
- Шудры –слуги
- Чандалы – неприкасаемые,
те кто нарушает дхарму и
их потомки
Изменить касту невозможно Единственная возможность изменить касту – жить праведно и переродиться
Слайд 32Индуистский храм - МАНДИР.
Более четырех тысяч лет строится по
определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.
Слайд 33Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в
зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы в 12-13 столетиях
- с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного мыльного камня. Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов. И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен.
Слайд 35Это храм Акшардхам в Дели, являющийся самым большим в мире
комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был
построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров
Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.
Слайд 40Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости
в Индии
после Тадж Махала.
Слайд 41По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога
Шивы и его супруги Парвати
Одна из теорий индийской философии гласит:
"Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".
.
Слайд 43Храм Минакши расположен в древнем городе Мадурай, штат Тамил-Наду. Согласно
историческим свидетельствам, он был полностью разрушен в 1310 году мусульманами,
однако в конце 14 века восстановлен. Изначально скульптуры не были раскрашены, но позже архитекторы привнесли вот такую изюминку, и теперь храм выглядит ярко и нарядно.
Слайд 45Он был основан в 12 веке и назван в честь
богини Минакши, одной из жен Шивы. Характерная особенность святилища в
том, что его многочисленные башни, достигающие в высоту порядка 50 м, украшены скульптурными изображениями богов и мифологических сюжет. Количество скульптур превышает 33 тысячи, но ни одна не повторяется дважды.
Слайд 47Индийский эпос сохранил сведения о том, что Минакши имела довольно
специфическую внешность: ее глаза напоминали рыбьи, а на теле у
нее было три груди. Мудрец предрекли, что третья грудь исчезнет тогда, когда Минакши познакомиться со своим будущим мужем. И действительно, после встречи с Шивой она вновь обрела нормальный вид, а в память о ее свадьбе местные жители возвели храм.
Слайд 48Храм Акшардхам Дели
Уникальный храмовый комплекс Акшардхам («резиденция Бога, которая
не может быть перемещена») раскинулся на 12 гектарах земли. Храм
(представляет собой скорее и мемориал) покрыт мраморными скульптурами и окружен с трех молитвенный зал сторон озером, в который принесли воду из водоемов со всех уголков Индии. Построен в 20 веке.
Слайд 52Тадж-Маха́л — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки
Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка
Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Слайд 55Буддизм
Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее
в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни
Слайд 56Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или
«Буддхадхарма» (Учение Будды).
Буддда – санскр. «просветленный»
Термин «буддизм» был создан
европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
Слайд 57Чакравартин (тот, который поворачивает колесо) идеальный правитель, царствование которого возвращает мир
из хаоса беззакония на высшую ступень порядка
Согласно буддийским представлениям человечество
проживает три ступени, закономерно сменяющих друг друга:
- присутствие закона
- искажение закона
- отсутствие закона
Правление чакравартинов приводит к очищению мира.
Слайд 58Утверждается, что рождение чакравартина сопровождается теми же чудесами что и
рождение Будд. Будда мог выбрать путь идеального правителя, имея тридцать
два признака на своём теле, которые могут быть только у чакравартина либо у Будды
Слайд 59Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на
территории Индии. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма
в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану
Слайд 60Традиция связывает возникновение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Отец
скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на
любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича (через 13 лет брака), как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни
Слайд 61Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей.
Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он
стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
Слайд 62Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через
6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические
методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
Слайд 64После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл
к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их
привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий
Слайд 65В возрасте 80 он решил уйти из мира. Последними словами
Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
Будда Гаутама был
кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя. Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.
Слайд 66Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а
получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей.
Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт
Слайд 67Свое религиозное мировоззрение Будда Гаутума свел к четырем положениям:
1. мир
полон страданий (дукха).
2. причина страданий есть результат моей плохой кармы,
порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
3. страдание можно прекратить (ниродха)
4. существует путь для прекращения страданий (марга)
Четыре Благородные Истины
Слайд 68Бодх-Гая - центр зарождения буддизма.
Адепт учения должен был направить свои
усилия не на служение богу, а на достижение состояния угасания
всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями.
Слайд 691. правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это
осознать, что мир полон страданий и скорби;
2. правильные намерения –
необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
3. правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
4. правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
5. правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
6. правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
7. правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
8. правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Для этого предлагался Восьмеричный (срединный) путь:
Слайд 70Особенности буддизма
Все люди располагают равными возможностями
встать на путь просветления
2. Ориентация
на индивидуальную духовную жизнь
Слайд 71Основные направления буддизма:
Хинаяна –
«Малая колесница» - узкий путь спасения
через жёсткий аскетизм для членов сангхи (буддийской общины)
Махаяна –
«Великая
колесница» - широкий путь спасения для мирян,
соблюдающих обеты духовного совершенствования
под руководством покровителя (бодхисаттвы)
Ваджраяна –
«Алмазная колесница» - только для посвящённых
Тхеравада - учение старейших. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.
Бодхисаттва - «тот, чья сущность — просветление» - человек, сознательно отказывающийся от нирваны с целью освобождения всех
Слайд 72Сансара и Нирвана
Сансара — состояние в котором живет обычный, не
освобожденный человек.
Это процесс конструирования мест, даже целых миров, что
называется "становлением", а потом блуждания по ним , что называются "рождением"
Нирвана — конец этого процесса конструирования мира.
Храм Махабодхи.
Слайд 73Нирвана – «затухание», «угасание», внутреннее состояние человека, при котором угасают
все
чувства и привязанности
Слову «нирвана» (ниббана) соответствовал глагол ниббути - "гаснуть как
пламя". Полагали, что огонь был в ловушке, привязанный к топливу, которым он питался, а его уход считался освобождением. Погаснуть означало "отвязаться" (освободиться). Полное угасание париниббути означало, что освобожденный человек никогда не попадет в ловушку
Слайд 74Последний круг Сансары состоит из 12 изображений, которые символизируют яды
ума и другие страдания. Колесо Жизни держит в своих руках
демон неведения Мара.
Колесо Сансары - это беспрестанный круговорот рождений и смертей
Слайд 75Затем идет круг Колеса представляет собой шесть миров, которые делятся
на две группы.
Верхний уровень дает людям много счастья и
включает:
Мир Богов. Здесь осуществляется житие наивысших духов в Колесе Сансары. Если Боги поддаются влиянию ядов ума, то их отвергает этот мир и после перерождения они отправляются в низкие уровни. В основном перерождение здесь вызывает гордость.
Мир Полубогов или Титанов. Титаны представляют собой существа, которые много времени тратят на конфликты и различные разборки. Согласно легенде именно в этом мире растет Древо Жизни, но плоды ее могут вкусить лишь Боги. Перерождение в этом мире вызывает ревность.
Мир Людей.
Слайд 76Нижний уровень, где больше страданий и горя, включает в себя:
Мир
Животных. Животные также в течение жизни подвергаются различным страданиям, к
примеру, голодают, страдают от холода и т.п. Отрицательная карма и неведение приводит к перерождению.
Мир Голодных духов. Духи, которые здесь находятся, страдают от голода и жажды. Перерождаются здесь не только из-за негативной кармы, но и из-за жадности, и алчности.
Адский мир. Здесь находятся проклятые духи, которые подвержены огромным мучениям. Существование души прекращается, когда иссекает отрицательная карма. Ненависть и злоба приводит к перерождению.
Колесо Сансары - это беспрестанный круговорот рождений и смертей
Слайд 77Для человека понятны и объяснимы только два из существующих миров:
мир людей и животных. В буддизме считается, что человек слеп
и просто он не замечает многих вещей, в том числе и остальных важных миров. В мире существует несколько разных проявлений, которые параллельны друг другу.
Слайд 78Следующий этап называется Бардо и олицетворяет он духов, которых демоны
влекут вниз. Именно здесь Сансара берет свое начало.
Слайд 79В центре в самом маленьком круге находится три главных яда
ума, которые не дают человеку возможность достичь нирваны. Представлены они
животными:
красный петух – символ
алчности, привязанности и
похоти;
зеленая змея – символ ненависти и зависти;
черная свинья – символ темноты и неведения.
Именно в этом месте находится энергия, которая активирует колесо.
Колесо Сансары - это беспрестанный круговорот рождений и смертей
Слайд 801. отстранение от истины бытия и неведения;
2. желания и страсти,
способствующие возникновению страданий;
3. неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
«Три яда
ума»
Слайд 82Иногда по бокам колеса изображаются две газели, которые являются символом
буддистской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды
внимали и эти животные
Дхармачакра, или «колесо драхмы», а также «колесо закона», является символом учения Будды и изображается в виде колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Ступица (центр колеса) символизирует светящуюся точку сознания, которая излучает душевный свет, а восемь спиц – следование «Благородному восьмеричному пути»
Слайд 84«Три Драгоценности» буддизма
1. Есть Будда – всеведущее существо,
через цепь
перерождений (сансара)
достигшее просветления (бодхи),
успокоения (нирвана)
и освобождения (мокша)
2.
Есть Дхарма – Закон Будды,
сообщённый ученикам в виде Слова –
проповедей и бесед (сутр)
3. Есть сангха – община равных,
людей, не имеющих собственности,
хранителей знаний
Слайд 85Принципы учения Будды
Сансара
перерождение
Карма
воздаяние
Дхарма
праведный путь
Жизнь – различные комбинации нематериальных частиц -
дхарм
Сансара – бесконечная цепь перерождений – колесо жизни
Карма - причинно-следственная
связь
Слайд 86Этический кодекс поведения:
воздерживайся от убийства, воровства, прелюбодеяний, лжи, возбуждающих
напитков.
Слайд 87Ступа — первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной
горы Меру.
В III веке до нашей эры к
власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией . Было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа в Санчи.
Слайд 88Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного)
Будды.
Слайд 89Пагода Шведагон
Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии
четырёх Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы
и восемь волос Гаутамы
Слайд 90Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название
самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
Слайд 91Храм Махабодхи
Именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом
чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая,
индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление.
Слайд 95Инициация
в буддизме
Обет произносимый при принятии буддизма
Принимаю Будду как прибежище
Принимаю
Дхарму как прибежище
Принимаю Сангху как прибежище
Слайд 96Национальные формы буддизма
III век до н.э. – государственная религия при
царе Ашоке,
распространение в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан)
I век н.э. –
в Китае
II в. – полуостров Индокитай
IV в. – в Корее
VI в. – в Японии
VII в. – в Тибете
XII в. – в Монголии
XVIII в. – в России
(буряты, калмыки, тувинцы)
XIX в. – в Западной Европе
Главный принцип – не нарушать сложившиеся культурные традиции
стран и народов и по возможности срастаться с ними
Около 700 млн последователей
Слайд 97Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит,
что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас
с дерева упадёт сухая ветка
и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
— Что же я буду делать? Это же простая
случайность, простое совпадение,
что я оказался под деревом,
когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое.
Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас.
Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас.
Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.