Слайд 1Другие картографические произведения
Слайд 2Глобусы — вращающиеся шарообразные модели Земли, планет или небесной сферы
с нанесенным на них картографическим изображением.
Глобусы имеют масштаб, систему меридианов
и параллелей, изображение дано в принятой системе условных обозначений. При этом на глобусах отсутствуют искажения, присущие картографическим проекциям, сохраняется постоянство масштаба, полное подобие контуров и направлений. Подобно картам, глобусы различают по объекту (земные, планетные, небесные), тематике (общегеографические, геологические, политические и т.п.), назначению (учебные, навигационные и др.), а также по размерам : большие кабинетные, настольные, малые и миниатюрные).
Слайд 3Первые глобусы были изготовлены в Европе в XV—XVI вв., теперь
они рассматриваются не только как картографические произведения, но и как
старинные произведения искусства.
Современные глобусы чаще всего формуют из пластика, они могут иметь внутреннюю подсветку и механизм, моделирующий вращение планеты. Наиболее употребительные масштабы земных глобусов — 1:30000 000—1:80 000 000. Иногда изготовляют разъемные глобусы, с их помощью демонстрируется внутреннее строение планеты
Слайд 5Атласы — систематические собрания карт, выполненные по единой программе как
целостные произведения.
В атласе карты тематически увязаны между собой, взаимно
согласованы и дополняют друг друга, они специально предназначены для сопоставления и совместного анализа.
Атласы классифицируют по пространсвенному охвату,
назначению, формату и иным признакам. Их издают в виде книг или альбомов в переплете или отдельными листами, помещаемыми в общую папку или коробку.
Кроме карт атласы содержат пояснительные тексты, справочные материалы, рафики, фотографии.
Слайд 7
Рельефные карты — карты, дающие объемное трехмерное изображение местности.
Для
большей наглядности и выразительности вертикальный масштаб таких карт всегда преувеличен
по сравнению с горизонтальным в 2—5 раз (в зависимости от масштаба карты) для горных территорий и в 5-10 раз — для равнин.
Слайд 8Все содержание рельефных карт показывают обычными условными знаками.
Прежде рельефные
карты изготовляли из дерева, гипса, картона, папье-маше, теперь их обычно
формуют из пластика в термовакуммных установках. Рельефные карты применяют в учебных целях и для решения некоторых практических задач, например проектирования дорог, водохранилищ и т.п.
Слайд 10Блок-диаграммы — трехмерные плоские картографические рисунки, совмещающие изображение какой-либо поверхности
с продольными и поперечными вертикальными разрезами.
Тематика блок-диаграмм различна: геологические и
геоморфологические блок-диаграммы отражают устройство земной поверхности одновременно с разрезами земной коры; почвенные блок-диаграммы дают представление о соотношении рельефа местности и почвенного профиля; океанологические блок-диаграммы показывают распределение водных масс, фронтов, течений, солености и т.п.
Слайд 11Блок-диаграммы строят в аффинных и перспективных проекциях, для наглядности масштаб
по вертикали обычно преувеличивают по сравнению с горизонтальным, «растягивают» изображение
вдоль одной из осей, меняют наклоны и ракурсы.
Электронные блок-диаграммы можно поворачивать и вращать на экранах дисплеев для наилучшего обзора с разных сторон. Иногда блок-диаграммы строят в виде системы профилей (вертикальных сечений), делают в них вырезы или изображают отдельные блоки как бы раздвинутыми.
Слайд 13Анаглифические карты (анаглифы) — карты, отпечатанные двумя взаимно дополняющими цветами
(например, сине-зеленым и красным) с параллактическим смещением так, что оба
изображения образуют стереопару.
При рассматривании таких карт через специальные очки-светофильтры с красным и сине-зеленым стеклами каждый глаз видит лишь «свое» изображение, и в результате они воспринимаются как единое черно-белое объемное стереоскопическое изображение. Методы компьютерной графики позволяют получать анаглифы на экране дисплея. Анаглифические карты обычно используют в качестве учебных пособий, как наглядные рельефные модели.
Слайд 14
Фотокарты — карты, совмещенные с фотоизображением.
Для их изготовления полиграфические
оттиски с фотопланов совмещают с картографическим изображением отдельных элементов местности
(с координатной сеткой, горизонталями, надписями и др.) либо с тематическим содержанием (геологическое строение, ландшафты и т.п.).
Фотокарты создают в проекциях и разграфке, принятых для обычных карт, они имеют одинаковую с ними основу и точность.
Слайд 15Таким образом, фотокарты сочетают достоинства подробных снимков с обобщенностью карт,
что чрезвычайно удобно при ориентировании на местности, научных исследованиях, инженерных
и проектно-изыскательских работах.
Иногда используют термин ортофотокарты, подчеркивая тем самым, что при их создании фотоизображение преобразовано в ортогональную проекцию.
.
Слайд 17Карты-транспаранты — карты, отпечатанные на прозрачной пленке и предназначенные для
проектирования на экран.
Обычно изготовляют комплекты (или серии) прозрачных пленок
с разным, но взаимно согласованным тематическим содержанием. При демонстрации можно совмещать несколько карт-транспарантов, показывая связи явлений или степень согласования слоев. Карты-транспаранты используют как иллюстрации к лекциям и научным докладам либо как наглядные учебные пособия.
Слайд 18Карты на микрофишах — миниатюрные копии с карт или атласов
на фото- и кинопленке. Микрофильмирование позволяет компактно хранить большие массивы
картографической информации, быстро находить и воспроизводить нужные карты. Микрофиши дают возможность сохранять оригиналы картографических произведений (особенно это важно для старых и редких карт), существенно сокращать размеры картохранилищ и стоимость хранения (например, на картографическом производстве или в библиотеках). Важно и то, что информацию с микрофишей можно непосредственно вводить в компьютер при автоматическом составлении и анализе карт.
Слайд 19
Цифровые карты — цифровые модели объектов, представленные в виде закодированных
в числовой форме пространственных координат х и у и аппликатору.
Цифровые данные (цифровые модели) получают либо путем цифрования содержания исходных топографических и тематических карт, либо в процессе непосредственных измерений по стереофотограмметрическим моделям.
Слайд 20Цифровые карты существуют на машинных носителях и по сути —
это лишь логико-математические описания (представления) картографируемых объектов и отношений между
ними, сформированные в принятых для обычных карт координатах, проекциях, системах условных знаков, с учетом правил генерализации и требований к точности
Подобно обычным картам они различаются но масштабу, тематике, пространственному охвату и т.п.
Основное назначение цифровых карт — служить основой для формирования паз данных и автоматического составления, анализа, преобразования карт.
Слайд 22Электронные карты — цифровые карты, визуализированные в компьютерной среде с
использованием программных и технических средств в принятых проекциях, системах условных
знаков с соблюдением установленной точности и правил оформления.
Иногда изображения, выведенные на дисплей, называют экранными картами, а карты, выведенные с экрана с помощью печатающих устройств, — копиями электронных карт (неудачный термин — «твердые копии»)..
Слайд 23Наряду с электронными картами существуют и электронные атласы — компьютерные
аналоги обычных атласов.
С развитием телекоммуникации появилась возможность составлять и
размещать огромные массивы электронных карт и атласов в сети Интернет. Иногда их называют Интернет-картами и Интернет-атласами
Слайд 25
Картографические анимации — динамические последовательности электронных карт, которые передают на
экране компьютера динамику, эволюцию изображаемых объектов и явлений, их перемещение
во времени и пространстве (например, движение атмосферных фронтов, расширение зон осадков при прогнозах погоды и т.п.).
Анимации могут быть плоскими или объемными, стереоскопичными, и, кроме того, они могут сочетаться с фотоизображением. В этом случае возникает почти полная иллюзия реальной местности. Такие изображения называют виртуальными картами (виртуальными моделями), их создают в компьютерной среде, используя для этого достаточно сложное программное обеспечение.