Разделы презентаций


Духовная сфера жизни общества 10 класс

Содержание

Духовная жизнь обществаобласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Духовная сфера жизни общества 10 класс
Учитель истории и обществознания .
Киселева И.Н.

Духовная сфера жизни общества  10 классУчитель истории и обществознания .Киселева И.Н.

Слайд 2Духовная жизнь общества
область бытия, в которой объективная реальность дается людям

не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая

в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь обществаобласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а

Слайд 3Определение понятия
1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание,

образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это

сотворенная человеком «вторая природа»

2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Определение понятия 1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все

Слайд 4Компоненты духовной сферы

Компоненты духовной сферы

Слайд 5В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и

духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития

культуры.

Материальная культура
Духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы

Слайд 6Особенности
Материальная культура
Связана с производством и освоением предметов материального мира,

с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые

сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Духовная культура
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.


Особенности Материальная культураСвязана с производством и освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства

Слайд 7Функции культуры
Познавательная.
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная.

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная).
Формирование системы

норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Функции культуры Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.Оценочная. Осуществление  дифференциации  ценностей, обогащение традиций.Регулятивная

Слайд 8Функции культуры
Информативная.
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом

предшествующих поколений.
Коммуникативная.
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и

совершенствование личности через общение.
Социализации.
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
Функции культурыИнформативная. Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.Коммуникативная. Сохранение, передача и тиражирование культурных

Слайд 9Структура духовной жизни общества
Духовные потребности.
Духовная деятельность (духовное производство).
Духовные блага (ценности).

Структура духовной жизни обществаДуховные потребности.Духовная деятельность (духовное производство).Духовные блага (ценности).

Слайд 10Формы культуры
Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по

ее заказу профессиональными творцами.
Народная - создается анонимными творцами, не имеющими

профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы).
Массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).
Формы культуры Элитарная - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.Народная - создается анонимными

Слайд 11Разновидности культуры
Субкультура -
часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной

группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество,

современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
Разновидности культурыСубкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.;

Слайд 12Разновидности культуры
Контркулътура –
оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей

в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд

и др.)
Разновидности культурыКонтркулътура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки;

Слайд 13Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы — поклонники готик-рока и

готик-метала
Джанглисты — поклонники джангла и драм энд бейса
Трансеры — поклонники

стиля электронной музыки «транс».
Металисты — поклонники метала и его разновидностей
Панки — поклонники панк-рока
Растаманы — поклонники регги (см. также Растафарианство)
Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: Готы — поклонники готик-рока и готик-метала Джанглисты — поклонники джангла и драм

Слайд 14Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению
Кибер-готы
Моды
Нудисты


Стиляги
Тедди-бои
Милитари
Фрики

Имиджевые субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведениюКибер-готы Моды Нудисты Стиляги Тедди-бои Милитари Фрики

Слайд 15Реклама
СМИ
Комиксы
Игры
Шоу-бизнес
Музыка
Кино,
мульт-
фильмы
Мода
Массовая
культура

РекламаСМИКомиксыИгрыШоу-бизнесМузыкаКино,мульт-фильмыМодаМассоваякультура

Слайд 16Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
Утверждает простые и

понятные представления о мире людей, что позволяет многим людям лучше

ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире.
Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к зрителю, учитывают его запросы
Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству
Влияние массовой культуры на духовную жизнь обществаПозитивное Утверждает простые и понятные представления о мире людей, что позволяет

Слайд 17Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Негативное
• Снижает общую

планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека.

Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)
Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

Влияние массовой культуры на духовную жизнь обществаНегативное • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным

Слайд 18Практикум

Практикум

Слайд 19Задание 1
1.  Все формы и направления культуры тесно связаны между

собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой.

Так же связаны между собой культуры массовая и народная. Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
Задание 11.  Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать

Слайд 20Задание 2
2.  К какой форме культуры можно отнести балет?

Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это

определили.

Задание 2 2.  К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по

Слайд 21Задание 3
3. Один из уроков в 10 классе прошёл на

выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани,

одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

Задание 33. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные

Слайд 22Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на

получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе,

человеке.
Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых

Наука как компонент культурыНаука- это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний

Слайд 23Особенности:
Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо

от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий,

авторитетов.
Рационалистическая обоснованность.
Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Особенности:Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть

Слайд 24Методы научного познания

Методы научного познания

Слайд 25Уровни научного познания

Уровни научного познания

Слайд 26 Функции науки
Культурно-мировоззренческая
Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор

процесса совершенствования производства
Социальная функция (данные науки используются для разработки планов

и программ социального и экономического развития)
Функции наукиКультурно-мировоззренческаяНепосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производстваСоциальная функция (данные науки используются

Слайд 27Образование как компонент культуры


Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения

и развитие человека в интересах общества и государства

Образование как компонент культурыОбразование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и

Слайд 28Черты (принципы) образования
гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности

и идеалы

2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов

3. интернационализация –

формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Черты (принципы) образованиягуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных

Слайд 29Уровни образования

Уровни образования

Слайд 30Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований

и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и

сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Религия (лат. Religae - связывать)Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека

Слайд 31Функции религии
Мировоззренческая- создание религиозной картины мира

Компенсаторная, снимающая социальное и душевное

напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни

Воспитательная, проповедующая высокие нравственные

ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению

Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих


Функции религииМировоззренческая- создание религиозной картины мираКомпенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезниВоспитательная,

Слайд 32Классификация
Первоначальные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия
Национальные религии: иудаизм, индуизм,

синтоизм
Мировые религии: буддизм, христианство. ислам


КлассификацияПервоначальные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магияНациональные религии: иудаизм, индуизм, синтоизмМировые религии: буддизм, христианство. ислам

Слайд 33
Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов
Чтобы

религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО

:
1.объединение крупной общности людей
2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентовЧтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим

Слайд 35Формы религии
Пантеизм – МИР = БОГ
Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ
Монотеизм –

МОНОБОЖИЕ
Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы

Формы религииПантеизм – МИР = БОГПолитеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕМонотеизм – МОНОБОЖИЕАтеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и

Слайд 36Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей

в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается

на

Авторитет общественного мнения

Нравственные убеждения личности

Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе

Мораль как компонент культуры

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом

Слайд 37Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и

явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах.

Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира

Мастерство

Творческая деятельность

Произведения искусства

Искусство как компонент культуры

Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде

Слайд 38Практикум

Практикум

Слайд 39Задание 1. Докажи (опровергни) тезис
«Мораль ограничивает свободу человека»


2. «Свобода ограничена

выбором человека»

Задание 1. Докажи (опровергни) тезис«Мораль ограничивает свободу человека»2. «Свобода ограничена выбором человека»

Слайд 40Задание 2. Подумай над вопросом
1. С какими проблемами сталкивается человек,

когда он осуществляет выбор в пользу свободы?


2. Может ли человек

в современном обществе быть абсолютно свободным?


Задание 2. Подумай над вопросом1. С какими проблемами сталкивается человек, когда он осуществляет выбор в пользу свободы?2.

Слайд 41Литература по теме
История мировой культуры. М., 1998 (под ред.

Драча Г.В.)
Культурология в вопросах и ответах М., 1999.
Торчинов Е.А.

Религии мира. М, 1994.
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. — М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010.
Литература по теме История мировой культуры. М., 1998 (под ред. Драча Г.В.) Культурология в вопросах и ответах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика