Разделы презентаций


ЕГЭ - 2019

Содержание

Работа с текстовой информацией:понимать коммуникативную цель автора и содержание текста,дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;прогнозировать содержание и форму изложения; комментировать и оценивать информацию;осознавать языковые особенности текста, смысловые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЕГЭ - 2019
Подготовка к выполнению части 2 (сочинение) ЕГЭ по

русскому языку

Цель задания: проверить компетенции в области информационной обработки текста.


Гвоздинская

Л.Г.,
кафедра филологического образования СПб АППО
ЕГЭ - 2019 Подготовка к выполнению части 2 (сочинение) ЕГЭ по русскому языкуЦель задания: проверить компетенции в

Слайд 2Работа с текстовой информацией:
понимать коммуникативную цель автора и содержание текста,
дифференцировать

главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
прогнозировать содержание

и форму изложения;
комментировать и оценивать информацию;
осознавать языковые особенности текста, смысловые трудности его восприятия;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме и др.;
использовать информацию текста для её перекодирования, других видов речевой деятельности.

Работа с текстовой информацией:понимать коммуникативную цель автора и содержание текста,дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую

Слайд 3Формулировка задания 27:
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из

проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Формулировка задания 27: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему.

Слайд 4 ОВ! В формулировке задания 27 выделено слово «поставленных»:
И.П. Цыбулько

«Методические рекомендации», 2016: Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуникативную

задачу, стоящую перед участником экзамена. Участники экзамена смешивают лексическое значение слов и поэтому неверно выполняют задание. Сложности вызывали слова ставить, затронуть, упомянуть.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дано следующее толкование словам:

Ставить – предлагать для решения, выполнения, обсуждения. Ставить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос.

Затронуть – (перен.) излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь. Затронуть старую тему.

Упомянуть – назвать, коснуться кого- или чего-нибудь в речи. Упомянуть имя друга. Упомянуть о вчерашнем случае.

Именно невыполнение главного условия задания приводило к снижению баллов по первым четырём критериям оценивания сочинения (минус 8 баллов за выполнение работы).

ОВ! В формулировке задания 27 выделено слово «поставленных»: И.П. Цыбулько «Методические рекомендации», 2016: Это изменение должно ещё

Слайд 5Изменения в задании 27
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного

текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Изменения в задании 27Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два

Слайд 7самоконтроль

самоконтроль

Слайд 15Комментарий позиция

автора
что, как и зачем сделано автором




Цель комментария –
выявить смысл

авторского рассуждения о…/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма в тексте/…, чтобы установить авторское отношение к проблеме, т.е. понять авторскую позицию.

Комментарий         позиция авторачто, как и зачем сделано авторомЦель комментария

Слайд 16Пример-иллюстрация ‒
это связанная с поставленной проблемой информация текста (содержание), важная

для понимания проблемы:
фактическая информация;
эпизод / фрагмент / микротема;
компоненты содержания;


композиционные принципы и элементы композиции;
элементы сюжета;
приёмы создания образа (героя);
обращение автора к другим источникам информации;
детали
и др.


2019 г.
Важно!
Выбор примера-иллюстрации не случайный, основание для выбора –
структурно-логический подход в анализе содержания текста.

Пример-иллюстрация ‒это связанная с поставленной проблемой информация текста (содержание), важная для понимания проблемы:фактическая информация; эпизод / фрагмент

Слайд 17Композиция – построение литературного произведения; принципы группировки образов и средства

их раскрытия.
Композиционные принципы:
многоплановая К.,
линейная К.,
кольцевая К.,
К. «нитка с

бусами»,
К. в хронологии и нет…

Единицы композиции (способы)

повествование – личное (от лица героя или рассказчика; от лица повествователя;
описание – (портрет, интерьер, пейзаж);
характеристика (авторская, «со стороны», самохарактеристика: дневник, исповедь, письмо…);
собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог) / несобственно-прямая речь и т.д.

Главное –
проявление этих элементов анализа в тексте с точки зрения смысловой, логической соотнесённости с позицией автора

*

*

Композиция – построение литературного произведения; принципы группировки образов и средства их раскрытия. Композиционные принципы:многоплановая К.,линейная К., кольцевая

Слайд 18Композиция – построение литературного произведения; принципы группировки образов и средства

их раскрытия.
Средства композиции:
сюжет (система основных событий и конфликтов) и элементы

С.: пролог, экспозиция, завязка д-ия, развитие д-ия, кульминация, развязка, эпилог);
конфликт (столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов)

Художественный образ человека:

портрет,
характер (в поступках, в отношении к другим людям, в портрете, в описании…, в речи),
условия / социальная среда / общество,
прототип / соотнесённость с автором и т.д.

Главное –
проявление этих элементов анализа в тексте с точки зрения смысловой, логической соотнесённости с позицией автора

*

*

Композиция – построение литературного произведения; принципы группировки образов и средства их раскрытия. Средства композиции:сюжет (система основных событий

Слайд 20Пояснение –
объяснение, истолкование приведённого примера (какую роль играет

пример в обосновании понимания проблемы и её раскрытия в авторском

тексте).


Пояснение –  объяснение, истолкование приведённого примера (какую роль играет пример в обосновании понимания проблемы и её

Слайд 21Что делает автор?
рассуждает, повествует, описывает, анализирует, рассматривает, подчёркивает, выделяет, приводит

пример, цитирует, опирается на мнение, сопоставляет, противопоставляет, убеждает, полемизирует, приглашает

к диалогу, доказывает, создаёт образ и т.п.

! Комментарий не является анализом средств выразительности !

Зачем делает, как это соотносится с выделенной в тексте проблемой?

Что делает автор?рассуждает, повествует, описывает, анализирует, рассматривает, подчёркивает, выделяет, приводит пример, цитирует, опирается на мнение, сопоставляет, противопоставляет,

Слайд 22 Раскрывая проблему, автор (рассказчик)
Введение в тему сочинения: рассказывает о случае…,

обращается к собственному опыту.., приводит пример из..; вспоминает известную историю

о…, размышляет о …
опирается на факты истории, научные исследования, опыт мыслителей прошлого… размышляет о…, анализирует…, подробно рассматривает…, обращает внимание на…, доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), опровергает …, использует приёмы …; в качестве примера рассматривает… // Этот пример объясняет…, факты свидетельствуют о…, такой подход позволяет увидеть (понять)…, таким образом выявляется закономерность…
отмечает…, описывает…, подчёркивает…, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность…, цитирует…, подтверждает свои мысли…, убеждает в …, заставляет задуматься о …, привлекает внимание … // Обращение к … неслучайно, случай подтверждает…, детали … позволяют увидеть…, в описании подчёркивается…, это можно понять только так…

что именно? с какой целью?

Раскрывая проблему, автор (рассказчик)Введение в тему сочинения: рассказывает о случае…, обращается к собственному опыту.., приводит пример из..;

Слайд 23 Автор (в художественном тексте)
В центре внимания герои ‒ их

внешность, мотивы поведения, поступки, речь, мысли, отношение к ним окружающих

… → отношение к ним автора
Создаёт образ .., изображает …, рассказывает…, описывает…
характер героя раскрывается…, показывает героя в момент..., с симпатией (антипатией) раскрывает … // описание мотивов делает ясным…, в кульминационный момент и проявляются …
анализирует поступок героя (мысли, состояние…) // слова (мысли) героя объясняют…, поступок героя свидетельствует о том, что…
автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения, стремление) героя…; сочувствует …; симпатии автора на стороне…// …. автор даёт понять…

Автор (в художественном тексте) В центре внимания герои ‒ их внешность, мотивы поведения, поступки, речь, мысли, отношение

Слайд 24Связь между примерами-иллюстрациями
противопоставление;
сопоставление;
сравнение;
причина – следствие;
вопрос – ответ;
условие – действие;
последовательность

развития мысли;
пример – вывод;
действие – результат;
частное – общее;
размышление – конкретный

пример и др.
Связь между примерами-иллюстрациямипротивопоставление;сопоставление;сравнение; причина – следствие;вопрос – ответ;условие – действие;последовательность развития мысли;пример – вывод;действие – результат;частное –

Слайд 25Смысловая связь

Смысловая связь

Слайд 26Смысловая связь

Смысловая связь

Слайд 27Смысловая связь

Смысловая связь

Слайд 28Смысловая связь

Смысловая связь

Слайд 29Смысловая связь и её место в композиции сочинения
в начале

комментария как своеобразный зачин:
Размышляя над проблемой, автор сопоставляет поведение героя

до и после события;
между примерами, при переходе от одного примера к другому:
Чтобы убедить в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента;
в конце комментария как его завершение, итог:
И обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно отстоять свою точку зрения.

Смысловая связь и её место в композиции сочинения в начале комментария как своеобразный зачин:Размышляя над проблемой, автор

Слайд 30Комментируя проблему, помним
Стиль речи
художественный
публицистический
научный (научно-популярный)
Тип речи
описание
повествование
рассуждение

Описание –
обратить внимание

на наиболее важные, значимые детали предметов или явлений, позволяющие увидеть

то, что важно автору.

Повествование – проанализировать последовательность событий, выделить композиционные части, важные для понимания позиции автора.

Рассуждение – проанализировать, как автор доказывает, объясняет, рассуждает: тезис – доказательства/объяснения‒ вывод.

Художественный стиль – образное представление
(внутренний мир человека )

Публицистический стиль -
общественно значимая проблематика (социально-нравственные проблемы)

Научно-популярный стиль – информация (содержание и значимость)

Комментируя проблему, помним Стиль речихудожественныйпублицистическийнаучный (научно-популярный)Тип речиописаниеповествованиерассуждениеОписание – обратить внимание на наиболее важные, значимые детали предметов или

Слайд 31Комментарий: «зоны риска»


Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=8709
Люди по-разному относятся к животным. Кто-то готов

рисковать собственной жизнью, чтобы помочь им, а кто-то сам доставляет

им страдания. Как характеризует человека его отношение к братьям нашим меньшим? Эту проблему поднимает писатель Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте.

Автор раскрывает проблему, рассказывая о спасении гусей. Герои текста были совсем юны, но уже так смелы и отважны, что решились спасти птиц из полыньи. Мальчишки понимали, что без их помощи они погибнут. В.П. Астафьев рассказывает, как боязно было одному из них: «мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти». Но пути назад не было, в его руках была жизнь гусей, за которую он продолжал отчаянно бороться (предложения 37-47). Когда всё гусиное семейство оказалось на тесине, мальчик-спаситель испытал настоящее счастье. Такое отношение человека к животным и птицам показывает его человечность.
Позиция автора ясна. Писатель считает, что только неравнодушные, добрые и смелые люди чувствуют ответственность перед животными, помогают им и готовы подвергнуть свою жизнь риску, чтобы спасти их.



Комментарий: «зоны риска» 			Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=8709	Люди по-разному относятся к животным. Кто-то готов рисковать собственной жизнью, чтобы помочь им, а

Слайд 32Комментарий: «зоны риска»


Комментарий: «зоны риска»

Слайд 33Примеры работ (по тексту Ч. Айтматова)


№1
Размышления Айтматова о силе слова заставляют задуматься о книге, в

которой это слово воплощается. Какова роль книги в жизни людей и общества? Писатель даёт ответ на этот вопрос в отрывке из статьи, которую я прочитала.

№2
Какова роль книги в нашей жизни? Именно этот вопрос волнует автора текста писателя Чингиза Айтматова.

Примеры работ     (по тексту Ч. Айтматова) №1	Размышления Айтматова о силе слова заставляют задуматься

Слайд 34 Он уверен, что «книга связывает людей», причём эта такая связь,

которая, как подчёркивает автор, возвращает человека «к своим истокам», объединяет

прошлое, настоящее и будущее. Айтматов выделяет именно духовные основы единения людей как самые главные в жизни человека и общества, и, соответственно, то, что способно их формировать, тоже является важным. А это не что иное, как книга, только книга.

№1

Он уверен, что «книга связывает людей», причём эта такая связь, которая, как подчёркивает автор, возвращает человека «к

Слайд 35Размышляя над проблемой, Айтматов сразу же пишет о главном ‒

роли книги «в духовной связи людей». Он заставляет задуматься о

том, что только книга может заставить вернуться «к своим истокам» и «проникать в сокровенные глубины духа». Писатель даже не стремится доказывать, что телевидение, которое тоже объединяет, такой силой не обладает, – он просто не представляет, как можно тратить время на что-то другое, если его не хватает на «огромное количество литературы, накопленной человечеством за века». И это личностное отношение к опыту, накопленному в книгах, убеждает больше, чем самые продуманные аргументы.

№2

Размышляя над проблемой, Айтматов сразу же пишет о главном ‒ роли книги «в духовной связи людей». Он

Слайд 36 Автор сравнивает книги с друзьями, чтобы ярче проявить их роль

и значение в жизни человека. Как и друзья, книги сопровождают

человека с детства. Этот аргумент в рассуждении Айтматова особенно трогает меня, потому что он пишет о книгах как о живых и уже умерших людях, о тех, кто просто перестал быть другом, потому что человек вырос…

Автор поясняет доводы, рассказывая о своём читательском выборе: в качестве примера он приводит отношение к Достоевскому, который для него остался «тем же, кем и был» в юности, только ещё больше «укрупняется» с течением времени, «вырастает». Он рассказывает о книгах как о друзьях, и это отношение к книгам делает мысль автора о их роли очень понятной.

Автор сравнивает книги с друзьями, чтобы ярче проявить их роль и значение в жизни человека. Как и

Слайд 37 Всё, что написал Айтматов, убеждает в роли книг – и

для каждого в отдельности (как он сам), и для всех

вместе, так как книги дают человечеству сохранять духовное единство.

Действительно, без книг, как и без друзей, как без помощи кого-то более опытного, человеку трудно прожить. Роль книг, чтения, по мнению автора, велика.

Всё, что написал Айтматов, убеждает в роли книг – и для каждого в отдельности (как он сам),

Слайд 38 С этим мнением трудно не согласиться. Я считаю, что литература

вообще является спасательным кругом, который поможет человечеству удержаться на плаву

в современном мире. Она делится опытом, которого современные люди не имеют, но без которого им не обойтись. Надо только не отказываться от этого спасательного круга.
(221 слово)

Я согласен с этим и считаю, что нужно обязательно читать, иначе ты будешь несчастлив в своей жизни, как бывает несчастлив человек без друзей. Ведь книги, как и друзья, обогащают человека, помогают ему, изменяют духовно.
Обо всём этом заставил задуматься Ч. Айтматов, который сохранил в своей душе «благоговейное» отношение к книге.
(240 слов)

С этим мнением трудно не согласиться. Я считаю, что литература вообще является спасательным кругом, который поможет человечеству

Слайд 39№3
Какова роль книги в жизни людей и общества? Именно эта

проблема поднимается в тексте Чингиза Айтматова.
Размышляя над проблемой, писатель прямо

высказывает своё мнение и поясняет его на примерах из своего читательского опыта.
Айтматов пишет, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей». А это значит, что она может объединять людей на основе знания о том, как жили предки и чем живут современники. Автор неслучайно упоминает имена великих зарубежных и русских писателей: этим он подчёркивает связь людей всего мира на общих основаниях благодаря литературе, писателям.

№3	Какова роль книги в жизни людей и общества? Именно эта проблема поднимается в тексте Чингиза Айтматова.	Размышляя над

Слайд 40 Его круг чтения менялся с годами. Автор сравнивает книги с

друзьями, которые тоже меняются в течение жизни человека: расстаются с

ним по разным причинам, а немногие из них остаются рядом навсегда. Таким «литературным другом» для автора является Достоевский, которого он выделяет среди других писателей: «творения Достоевского, дух его прозы, слово его — продолжают меня волновать, не дают мне покоя». Хотя ко всем писателям автор относился с восхищением, пока не понял, что есть книги и плохие, «без искорки святости».
Но всё-таки позиция автора чёткая: книги играют большую роль в нашей жизни, нужны человеку и обществу.

Пояснение - ?

Логика - ?

Его круг чтения менялся с годами. Автор сравнивает книги с друзьями, которые тоже меняются в течение жизни

Слайд 48 При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблице

нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в

сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в

Слайд 492 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических

ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок

нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна – три ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна

Слайд 50Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст

без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,

Слайд 51 В чём причина массового героизма советских людей на войне? Именно

этот вопрос в центре внимания автора текста А.Н. Кузнецова.
Раскрывая проблему,

писатель горячо отстаивает свои взгляды, обращаясь к сознанию и чувствам современников.
С одной стороны, он доказывает абсурдную «нелепость» современного «трезвого размышления», которое заставляет людей видеть причины героизма в страхе перед заградотрядами или в том, что совершали подвиги обманутые фанатики (предл. 15). Автор опирается на воспоминания, пытаясь анализировать своё поведение во время первого боя, размышляет о поведении тех, кто «хоть раз оказывался под пулями». Ему, участнику Великой Отечественной войны, ясно одно: «Страх не может превратить труса в героя!». Совершенно логично он подчёркивает, что слишком просто на страхе строить победы армий.

В чём причина массового героизма советских людей на войне? Именно этот вопрос в центре внимания автора текста

Слайд 52 С другой стороны, несмотря на горечь от «бессилия» убедить пересматривающих

историю «современных людей», автор напрямую обращается к ним, а значит,

и ко всем читателям. Вовлекая в диалог, он заставляет ответить на жёстко поставленные вопросы, тем самым пытаясь приблизить нас к дедам и прадедам, пробудить историческую память и «совсем другие чувства», обладая которыми можно и жизнь отдать.
Беззаветная любовь к родине, стремление защитить своих близких – вот то, что, по мнению А.Н. Кузнецова, заставляло воинов «идти вперёд», совершать подвиги, жертвовать своей жизнью.

С другой стороны, несмотря на горечь от «бессилия» убедить пересматривающих историю «современных людей», автор напрямую обращается к

Слайд 53 Конечно, я согласна с автором, но не только потому, что

он публицистически страстно, искренне и убедительно доказал свою позицию. Я

тоже понимаю, что «тёмный, звериный страх и злобное отчаяние» не могут быть причиной массового героизма. Кроме того, я убеждена, что ставить под сомнение подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне нам, не воевавшим, но живущим благодаря воевавшим и погибшим, просто нельзя. Мы все должны понимать, что нам будет не за что ухватиться, если, повторяя слова А.Н. Кузнецова, «не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание».

Конечно, я согласна с автором, но не только потому, что он публицистически страстно, искренне и убедительно доказал

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика