Разделы презентаций


Духовная жизнь в 30-е гг

Содержание

План урокаРазвитие образованияВласть и наукаНаучные достиженияСоциалистический реализм. Советский кинематографМузыкальное и изобразительное искусствоЛитература. Театр

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Духовная жизнь в 30-е гг.

Духовная жизнь в 30-е гг.

Слайд 2План урока
Развитие образования
Власть и наука
Научные достижения
Социалистический реализм. Советский кинематограф
Музыкальное и

изобразительное искусство
Литература. Театр

План урокаРазвитие образованияВласть и наукаНаучные достиженияСоциалистический реализм. Советский кинематографМузыкальное и изобразительное искусствоЛитература. Театр

Слайд 3«Искусство должно служить народу и революции…»
А. В. Луначарский, нарком просвещения

«Искусство должно служить народу и революции…»А. В. Луначарский, нарком просвещения

Слайд 41. Развитие образования
30-е гг. вошли в историю нашей страны как

период
осуществления «культурной революции»
значительное повышение по
сравнению с
дореволюционным

временем
образовательного уровня
народа и степени его
приобщения к достижениям
культуры

насаждение безраздельного
господства
марксистско-ленинского
учения в науке, образовании и
всех областях
творческой деятельности

В условиях проводившейся в СССР экономической
модернизации особое внимание уделялось повышению
образовательного и профессионального уровня населения

1. Развитие образования30-е гг. вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции» значительное повышение по

Слайд 5Цели
Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной
Создание государственной системы образования, обеспечение

всеобщего начального образования
Формирование советской интеллигенции
Утверждение принципов социалистического реализма в литературе

и искусстве

Унификация духовной жизни, отсечение всего, что не несёт идеологической нагрузки

Наличие в стране 14 млн. представителей интеллигенции

Ликвидация неграмотности населения, идеологическая направленность образования

Моноидеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм в культуре

Социальные последствия

Использование достижений фундаментальной науки в интересах ВПК, идеологизация научных исследований

Развитие науки и техники

Культурная революция в СССР

ЦелиУтверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственнойСоздание государственной системы образования, обеспечение всеобщего начального образованияФормирование советской интеллигенцииУтверждение принципов социалистического

Слайд 61. Развитие образования
Развитие образования
1930/31 учебный год
обязательному начальному
обучению в

объеме 4 классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение


В течение 1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ

По переписи 1939 г.,
грамотность в СССР
составила 87,4%.

Рост грамотности
в стране вызвал
большой спрос на
литературу

Тираж книг в 1937 г.
достиг 677,8 млн.
экземпляров

К концу 30-х гг.
число библиотек
превысило 90 тыс.

Образование в СССР было не только сокращено до
минимально необходимого, но и крайне идеологизировано

Это столько же, сколько в царской России за 200 лет.

1. Развитие образованияРазвитие образования1930/31 учебный год обязательному начальному обучению в объеме 4 классов В 1937 г. обязательным

Слайд 7Всю систему народного образования,

от дошкольных учреждений до вузов, Н.К.

Крупская мыслила как единую школу. «Единая» школа – школа, одинаково доступная для всех слоев населения.

«Воспитание - легкое дело».
Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы. В 1936 г. возглавляет  колонию им. Горького под Киевом.

А. С. Макаренко

Н.К. Крупская

1. Развитие образования

Всю систему народного образования,       от дошкольных учреждений до вузов,

Слайд 8К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место

в мире по числу учащихся и студентов.
Начальные школы
Средние школы
Кол-во учителей
Вузы

и техникумы

1914

1940

1927

106 000

1 200

347 000

12 000

119 000

4 600

1216 000

65 000

192 000

4 000

231 000

400

Проанализируйте статистические данные и сделайте вывод.

1. Развитие образования

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.Начальные

Слайд 92. Власть и наука
Сталин заявил, что все науки, в том

числе естественные и
математические, носят политический характер
Несогласных с этим

утверждением ученых
травили в печати, арестовывали

Т.Д. Лысенко

Группа биологов и
философов во главе с
Т.Д. Лысенко выступила
против генетики, объявив
ее «буржуазной лженаукой».
Разработки советских
генетиков были свернуты,
впоследствии многие
из них были репрессированы,
в том числе и Н.И. Вавилов

Н.И. Вавилов

Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

2. Власть и наукаСталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер

Слайд 102. Власть и наука
Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо
контроль

над историей означал контроль над памятью народа
Сталин выбирал из

русского
прошлого то, что ему было
нужно: героев, черты
характера, врагов и друзей
государства

Иван Грозный - чтобы показать
историческую неизбежность
суровой расплаты с врагами
государства;
Петр I - чтобы подчеркнуть
величие замыслов вождя;
Александр Невский - в период
обострения советско-германских
отношений

Появилась новая отрасль
исторической науки
- история партии

В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который
Сталин не только очень тщательно отредактировал,
но и написал для пего один из параграфов.

2. Власть и наукаСамое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибоконтроль над историей означал контроль над памятью народа

Слайд 112. Власть и наука
И хотя часть фактов в учебнике была

подтасована и искажена
в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово,


каждое его положение должно было восприниматься как истина
в последней инстанции
2. Власть и наукаИ хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли

Слайд 123. Научные достижения
Идеологические догмы и строгий партийный контроль
сильно отразились

на состоянии гуманитарных наук
Естественные науки, хотя и испытывали на

себе последствия
вмешательства партийных и карательных органов, достигли
заметных успехов

Советская физическая школа

3. Научные достиженияИдеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились на состоянии гуманитарных наук Естественные науки, хотя

Слайд 13В 30-е годы на основе
научных изысканий
академика С.В.Лебедева
в

Советском Союзе впервые
в мире было организовано
массовое производство
синтетического

каучука.

Труды А.Ф.Иоффе
заложили основы
современной физики
полупроводников

В 1937 году четверо
исследователей:
И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель,
Е.А.Федоров и П.П.Ширшов
- высадились в Арктике
и открыли там первую в мире
исследовательскую
дрейфующую станцию "СП-1".

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано

Слайд 14С.И.Вавилов
российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики

и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
И́горь Васи́льевич

Курча́тов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР.

Л. И. Мандельштам
совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

С.И.Вавиловроссийский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики

Слайд 154. Социалистический реализм. Советский кинематограф
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной
художественный

метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный

с идеологией и
пропагандой

Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.

мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме

Герой соцреализма

Павка Корчагин. Иллюстрация Е.Кибрика к роману
Н.А. Островского «Как закалялась сталь».

идеальный коммунист и пример для общества.
прогрессивный
человек,
которому чужды
сомнения души

4. Социалистический реализм. Советский кинематографСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССРначиная с 1930-х

Слайд 164. Социалистический реализм. Советский кинематограф
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной
художественный

метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный

с идеологией и
пропагандой

описывать реальность
«точно, в соответствии с
конкретным историческим
революционным развитием».
2. согласовывать свое
художественное выражение с
темами идеологических
реформ и воспитанием
трудящихся в
социалистическом духе.

Работа А. М. Родченко

4. Социалистический реализм. Советский кинематографСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССРначиная с 1930-х

Слайд 174. Социалистический реализм. Советский кинематограф
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной
художественный

метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный

с идеологией и
пропагандой

Глашатай новой эпохи

Владимир Владимирович Маяковский

Произведения:
«Владимир Ильич Ленин» (поэма)
«Левый марш»,
«Стихи о советском паспорте»

4. Социалистический реализм. Советский кинематографСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССРначиная с 1930-х

Слайд 184. Социалистический реализм. Советский кинематограф
Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной
художественный

метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный

с идеологией и
пропагандой

Тематика работ
Октябрьская революция 1917г., трудовой и военный подвиг советского народа, руководящая роль компартии, ее вожди, строительство советского государства, воспитание нового человека

4. Социалистический реализм. Советский кинематографСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм  — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССРначиная с 1930-х

Слайд 19«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для
нас являются кино

и цирк»

В.И. Ленин

«Путёвка в жизнь» - первый советский звуковой художественный фильм. Премьера состоялась 1 июня 1931 г.
«Чапаев» - фильм 1934 г, рассказывающий о легендарном военачальнике времён Гражданской войны.

4. Социалистический реализм. Советский кинематограф

«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими длянас являются кино и цирк»

Слайд 20Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Григория Александрова с участием Любови

Орловой и Ивана Пырьева.
/
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Григория Александрова с участием Любови Орловой и Ивана Пырьева./4. Социалистический реализм. Советский

Слайд 214. Социалистический реализм. Советский кинематограф
Любимым жанром стали исторические картины
Они

лучше, нежели любой учебник,
формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию


определенного психологического
состояния общества
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф Любимым жанром стали исторические картины Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные

Слайд 224. Социалистический реализм. Советский кинематограф
В этот же период закладываются
традиции

советского детского и
юношеского кинематографа.
Появляются киноверсии
известных произведений В.

Катаева
(«Белеет парус одинокий»),
А. Гайдара («Тимур и его команда»),
А. Толстого («Золотой ключик»).
4. Социалистический реализм. Советский кинематограф В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются

Слайд 235. Музыкальное искусство
Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с

именами
С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Т. Хренникова, Д. Кабалевского,

И. Дунаевского.

Д. Кабалевский

И. Дунаевский

Т. Хренников

5. Музыкальное искусствоМузыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,Т.

Слайд 24«нам песня строить и жить помогает…»
Пресекались новаторские поиски в области

музыки;
На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки

Шостаковича.

Коллективы:
Квартет им. Бетховина;
Большой государственный симфонический оркестр;
Оркестр Государственной филармонии

5. Музыкальное искусство

«нам песня строить и жить помогает…»Пресекались новаторские поиски в области музыки;На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы

Слайд 25Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и мастера изобразительного искусства
Б.Иогансон.


Допрос коммунистов. 1933.
Александр Дейнека.
Будущие летчики. 1938.
М. Греков.

Трубачи Первой Конной армии. 1934

М. Нестеров. Портрет ак. И. П. Павлова. 1935

5. Изобразительное искусство

Б.Иогансон.
Рабфак идет.
1928.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусстваБ.Иогансон. Допрос коммунистов. 1933. Александр Дейнека. Будущие летчики.

Слайд 265. Монументальное искусство
В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию

всех видов
монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,
руководителям партии и государства,

революционерам и героям
Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным
атрибутом городской жизни

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью
и великолепием, монументальностью,
тяготением к традициям неоклассицизма

Здание
МГУ
на
Воробьевых
горах

1949-1953 гг.


5. Монументальное искусствоВ 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видовмонументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям

Слайд 27Выдающимся сооружением явился мавзолей Ленина, построенный в 1930 г. по

проекту архитектора А. Щусева. Сочетание тёмно-красного гранита и чёрного лабрадора

придало архитектурным формам чёткость, строгость и торжественность. Гранитный барельеф Герба СССР в интерьере выполнен  скульптором 
И. Д.Шадром.

5. Монументальное искусство

Выдающимся сооружением явился мавзолей Ленина, построенный в 1930 г. по проекту архитектора А. Щусева. Сочетание тёмно-красного гранита

Слайд 28Станция «Комсомольская»
Сокольники
15 мая 1935 г.— открытие первого участка Московского метрополитена.


В составе пускового участка длиной 11,2 км открылось 13 станций.  
Станция

«Красные ворота»

5. Монументальное искусство

Станция «Комсомольская» Сокольники15 мая 1935 г.— открытие первого участка Московского метрополитена. В составе пускового участка длиной 11,2 км открылось

Слайд 29Идея сооружения в столице здания, способного стать символом «грядущего торжества

коммунизма», появилась
в 20-х годах. Дворец Советов было решено построить


на месте разрушенного Храма Христа Спасителя.
Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году.

Дворец Советов.
Б. Иофан,
О. Гельфрейх,
О. Щуко.
Скульптор
С. Меркулов.
Один из вариантов утвержденного проекта. 1934

5. Монументальное искусство

Идея сооружения в столице здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась в 20-х годах. Дворец Советов

Слайд 30Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием,
монументальностью, тяготением к

традициям неоклассицизма
Жилой дом на
Котельнической набережной
Жилой дом на Малой

Никитской

Гостиница"Москва"

5. Монументальное искусство

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Жилой дом на Котельнической набережнойЖилой

Слайд 316. Литература. Театр
Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли
не

оказать влияния на общий уровень массовой литературной
продукции
В 1931 г.

окончательно вернулся
на родину М. Горький.

А. Н. Толстой
закончил
на родине
трилогии
«Хождение по
мукам»,
создал роман
«Петр I»

6. Литература. ТеатрСтрогий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не моглине оказать влияния на общий уровень массовой литературнойпродукции

Слайд 326. Литература. Театр
М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет


роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины».
М. А.

Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»
6. Литература. ТеатрМ. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой

Слайд 33Тридцатые годы - время расцвета детской литературы.
Несколько поколений советских

людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, 
С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.
А. П. Гайдар
С.  Михалков
Л. А. Кассиль
 К. И. Чуковский
6. Литература.

Тридцатые годы - время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.А. П. ГайдарС.  МихалковЛ. А. Кассиль К. И. Чуковский6. Литература.

Слайд 346. Литература

6. Литература

Слайд 356. Литература. Театр
Согласно канонам соцреализма образцом
в театральном искусстве стал

МХАТ

6. Литература. ТеатрСогласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ

Слайд 36Развитие советской культуры в 30-е гг. имело
противоречивый характер.

Образование,

паука, литература, художественная
культура были взяты под строгий партийный
контроль, испытывали

идеологическое давление.
Тем не менее советская культура имела
большие достижения.
Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика