Слайд 1Духовный мир личности. Мораль
Мораль
Слайд 2ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТИ-
ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Слайд 3Учебник, с. 112. Выявите и запишите определение понятий «Мораль, Ценности,
Идеалы».
Слайд 4Категорический императив
И. Канта (1724-1804):
«Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности
которой в качестве закона ты в то же время можешь
желать»
(максима – высший принцип, высшее правило)
Слайд 5Мораль – системы норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и
обеспечивающих единство общественных и личных интересов
Ценности – это то, что
наиболее дорого, свято для одного человека
Идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о возвышенном в человеке.
Слайд 6Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее
выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Слайд 9Учебник, С. 117-118. Выявите и запишите роль мировоззрения в деятельности
людей
Слайд 11Мораль
Мораль – система нравственных принципов и норм поведения людей по
отношению к другим людям и обществу в целом
Содержательный аспект
(знание о нормах)
Ценностный аспект (оценка поведения)
Деятельностный аспект (практическое применение норм морали)
Слайд 12Термины
Этика (от греч. ethos — нрав, характер, обычай) –
наука о достоинствах человека (мужество, благоразумие, честность), проявляющихся в его
поведении. (впервые употреблено – Аристотель «Никомахова этика»
Мораль (от лат. mores — нравы, обычаи).
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав» (Употребляется с XVIII в. наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним)
Слайд 15
1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями
морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль
шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..
Слайд 163. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а
смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические
знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Слайд 176. Мотивационная функция. ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОЦЕНИВАТЬ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОПРАВДЫВАТЬ
СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ. ЧИСТЫЕ И БЛАГОРОДНЫЕ МОТИВЫ
– ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
7. Коммуникативная функция. ВЫСТУПАЕТ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕННОСТЯХ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННЫХ КОНТАКТОВ ЛЮДЕЙ. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА БАЗЕ ВЫРАБОТКИ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ОТСЮДА – СЛУЖЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, «ЧУВСТВО ЛОКТЯ», ПОДДЕРЖКУ И ВЗАИМОВЫРУЧКУ.
Слайд 19Десять заповедей
1. Да не будет у тебя других богов перед
лицом Моим.
2. Не сотвори себе кумира
3. Не произноси имени
Господа, Бога твоего, напрасно
4. Помни день субботний
5. Почитай отца твоего и матерь твою
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Слайд 20Десять заповедей человечности
(раздумья академика Д.С. Лихачева)
Не убий и не
начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и
не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Мораль
Слайд 21Общечеловеческие ценности
Золотое правило нравственности: «И как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
(Евангелие от Луки)
Категорический императив И. Канта: «Поступай всегда согласно такому правилу, всеобщности которого в качестве закона ты можешь желать»
Слайд 22«Только добро ведёт к счастью».
«… относись к людям так, словно
принимаешь дорогих гостей».
«Не делай людям того, чего не желаешь себе…».
Конфуций
и его ученики
Слайд 23Будда:
«..не делай другим того, что сам считаешь злом».
Прародитель Ману:
«…не делай другим того, что причинило бы боль
тебе».
(Из книги «Законы Ману»)
Слайд 24«Итак во всем, как хотите, чтобы
с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними..» (Мф. 7:12)
Слайд 25Поистине, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло,
это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и
отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил". (Хадисы Кудси)
Слайд 26Важнейшие категории морали
Добро и зло
Честь и бесчестие
Совесть и бессовестность
Верность и
предательство
Слайд 27Важнейшие категории морали
Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к
моральному самоконтролю
Честь – этическая категория, выражающая внутреннее нравственное достоинство человека
Достоинство
– этическая категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности
Слайд 28Общечеловеческие ценности
Не совершай сознательного и расчетливого убийства человека
Старайся не причинять
боли и страданий и при необходимости облегчай их
Ответственно относись к
своим обещаниях
Не способствуй разжиганию ненависти ни в своей душе, ни в душах других людей
Не покушайся на свободу другого человека
Слайд 29Общечеловеческие ценности
Будь справедлив и признавай равенство людей
Принимай с благодарностью помощь
и отвечай взаимностью
Не пользуйся ложью для собственной выгоды и достижения
каких-либо целей
Соблюдай принятые в обществе нормы, которые не противоречат предыдущим заповедям
Слайд 30Девять евангельских заповедей о блаженствах
Блаженны нищие духом, ибо их есть
Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо
они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Слайд 31Домашнее задание:
§ 10, 11
Найти и выписать определения:
Аксиология
Эвдемонизм
Релятивизм
Нигилизм