Слайд 1Двигатели внутреннего сгорания
лекция 2
конструкция
преподаватель
Захаров А.Ю.
МГТУ им. Н.Э.Баумана
Кафедра СМ-10 «Колесные машины»
Слайд 2Состав поршневых четырехтактных ДВС
Поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) -тепловая машина,
в которой превращение химической энергии топлива в тепловую, а затем
в механическую энергию, происходит внутри рабочего цилиндра.
Превращение теплоты в работу в таких двигателях связано с реализацией целого комплекса сложных физико-химических, газодинамических и термодинамических процессов, которые определяют различие рабочих циклов и конструктивного исполнения.
Слайд 62.
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Фазы газораспределения
Слайд 7Кривошипно-шатунный механизм является одним из основных механизмов двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм служит
для восприятия давления газов и преобразования возвратно- поступательного движения поршня
во вращательное движение коленчатого вала.
Детали составляющие КШМ можно разделить на две группы:
неподвижные
Слайд 8 Неподвижные
- блок цилиндров;
- головка блока цилиндров;
- гильзы цилиндров;
-
крышка головки блока цилиндров;
- картер маховика и сцепления;
- поддон.
Подвижные
-
поршень;
- шатун;
- коленчатый вал;
- маховик
Слайд 9Блок цилиндров – является основной деталью двигателя, к которой крепятся
все механизмы и детали.
Слайд 10Головка блока цилиндров - закрывает цилиндры сверху, образует верхнюю рабочую
полость двигателя и служит для крепления деталей газораспределительного механизма
Слайд 11Схемы цилиндров двигателя
а- без гильз с короткой вставкой, б и
в – с мокрой гильзой,
г – с мокрой гильзой
в которую запрессована короткая вставка
1 - блок цилиндров; 2 – рубашка охлаждения; 3 – жаропрочная вставка;
4 – гильза цилиндра; 5 – уплотнительные кольца;
6 – антикавитационное кольцо.
Слайд 12Гильзы цилиндров легкосъемные «мокрого» типа отливаются из специального перлитного серого
чугуна с содержанием феррита до 5% ( 2.8).
Слайд 13Поршень воспринимает давление газов при сгорании рабочей смеси и передает
его при помощи шатуна коленчатому валу, а также обеспечивает требуемую
форму камеры сгорания, герметичность внутрицилиндрового пространства
Поршни
а – карбюраторных двигателей; б – дизелей КамАЗ; в – дизелей ЯМЗ
Слайд 14Рис. 1. Формы камер сгорания: а — карбюраторных двигателей; б
— дизелей; I — цилиндрическая; II — полусферическая; III — клиновая; IV
— смещенная (I’-образная); V и VI—неразделенные; VII и VIII — разделенные; 1 — клапан; 2 — свеча зажигания; 3 — насос-форсунка; 4 — камера сгорания; 5 — форсунка; 6 — предкамера; 7 — основная камера; 8 — вихревая камера
Слайд 15Поршневые кольца.
Основная функция – уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности
соединения деталей поршень – цилиндр – канавки. Кроме того, при
сгорании рабочей смеси значительное количество тепла поглощается поршнем и отводится от него поршневыми кольцами
Слайд 17Поршневые кольца:
компрессионные(2,3) уплотняют зазор между поршнем и гильзой, чугунные,
устанавливаются внутренней фаской только вверх;
маслосъемное(1) снимает с зеркала цилиндра
излишки масла, составное, стальное
поршневой палец (6) шарнирно соединяет поршень с шатуном, плавающего типа, изготавливается из малоуглеродистой стали и подвергается термообработке
Шатун(9) – передает усилие от поршня на коленчатый вал и обратно. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка под поршневой палец, нижняя головка разъемная, в нее устанавливаются вкладыши под шатунные шейки коленчатого вала. В верхней головке и втулке выполнены отверстия для подвода смазки к трущимся поверхностям, в нижней головке и вкладыше имеются отверстия для выбрасывания масла на стенку цилиндра и кулачки распределительного вала
Слайд 18Кривошипно-шатунный механизм
Коленчатый вал – воспринимает усилие от шатунов и преобразует
его в крутящий момент, полноопорный, стальной, кованый
Маховик(22) – уменьшает неравномерность
вращения коленчатого вала и способствует протеканию вспомогательных тактов, литой, чугунный, со стальным зубчатым венцом. Обеспечивает преодоление двигателем кратковременных перегрузок за счет накопленной при вращении энергии (например, при трогании автомобиля с места).
Слайд 19Коленчатый вал крепиться в картере с помощью коренных подшипников скольжения
со сменными вкладышами, на шатунные шейки коленчатого вала прикрепляются шатуны
с помощью подшипников скольжения со сменными вкладышами. Коленчатый вал имеет сверления для подвода масла к подшипникам скольжения.
От коленчатого вала передается вращение на все остальные агрегаты двигателя с помощью шестерен, закрепленных на концах вала, а через прикрепленный к заднему фланцу маховик и механизм сцепления, вращение передается на трансмиссию ТС.
а – двигателя автомобиля ЗиЛ-131; б – дизеля ЯМЗ; в – дизеля КамАЗ-740
Слайд 20Газораспределительный механизм служит для открытия и закрытия клапанов, обеспечивая наполнение
цилиндров двигателя горючей смесью (карбюраторные двигатели) или воздухом (дизели), выпуск
отработавших газов и надежную изоляцию камеры сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода.
Слайд 21Механизм газораспределения
-впускные и выпускные клапаны с пружинами;
-передаточные детали от
распределительного вала к клапанам;
- шестерни коленчатого вала и распределительного вала.
Слайд 23Распределительный вал – служит для управления клапанами механизма газораспределения и
обеспечивает привод вспомогательных приборов, стальной, кованый.
Толкатели(16) и штанги(1) –
передают усилия от кулачков распределительного вала к коромыслам. Толкатели цилиндрические, полые, штанги цельные. Детали изготовлены из среднеуглеродистой стали
Слайд 24Коромысла(8) – передают усилия на клапаны, а регулировочный винт в
меньшем плече обеспечивает возможность регулировки теплового зазора в приводе клапана,
изготавливаются штамповкой, стальные.
Клапанные узлы – впускные(15) и выпускные(14), обеспечивают открытие и закрытие соответствующих каналов. Выпускные изготовлены из жаростойкой стали, впускные из среднеуглеродистой.
Особенности устройства выпускных клапанов:
диаметр головки клапана меньше;
угол наклона фаски одинаков для впускного и выпускного клапанов (45);
наличие механизма принудительного проворачивания клапана.
Слайд 25Действие механизма газораспределения
Слайд 27Клапана служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и
выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре и
от порядка работы двигателя
ЗиЛ – 131 – впускной – 50 мм. выпускной – 41 мм.
КамАЗ – 740 – впускной – 51,3…51,4 мм. выпускной – 46,33…46,5 мм.
Слайд 28Выпускной клапан:
а - выпускной клапан, б - клапан закрыт, в
- клапан открыт, г - детали механизма; 1 - корпус
механизма поворота, 2 - шарики, 3 - опорная шайба, 4 - замочное кольцо, 5 - пружина клапана, 6 - упорная шайба пружины, 7 - сухарики, 8 - дисковая пружина, 9 - возвратная пружина, 10 - направляющая втулка, 11 - металлический натрий
Слайд 29Фазы газораспределения
а) – общая четырехтактного; б) ЗиЛ – 131;
в) КамАЗ-740
фазами газораспределения называют моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные
в градусах угла поворота коленчатого вала по отношению к соответствующим мертвым точкам, и изображают в виде круговых диаграмм
Слайд 38Привод клапанов с помощью электромагнитов
Слайд 40Система управления положением распределительного вала