Слайд 1Наука как система знаний
Моисеева Е, Акчурина К
17.1-715
Слайд 2 Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая
выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
Наука как система знаний - совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке
в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры
Слайд 3 Наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на
получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Уровни науки как
системы знаний
эмпирический
научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений
теоретический
понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории
метатеоретический
научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования
Слайд 4По непосредственному отношению к практике выделяют два основных типа научных
исследований:
фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные - это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. Разделяют два типа фундаментальных исследований: первый - выявление основных фундаментальных законов в развитии и познании действительности; понять, как устроена исследуемая реальность. Второй тип - выявить, как фундаментальные знания могут применяться для решения прикладных разработок.
Прикладные - это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. наука культура познание природа
Слайд 5Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем
мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь
объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах
Наиболее значимые функции:
познавательная
объяснительная
практическая
мировоззренческая
технологическая
Познавательная (гносеологическая) функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.
Слайд 6Другие особенности научного познания это объективность и практическая направленность. Если
открытый закон или полученная формула не будут объективными, то применить
их на практике будет невозможно.
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира. Мировоззренческая функция науки - одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию.
Слайд 7Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять
окружающий мир, то технологическая функция стала явственно формироваться, лишь в
Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Френсис Бэкон, заявивший о том, что «знание - сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и другие.
Слайд 8Наука выполняет в обществе функции:
социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих
эпох
гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения
поставленных проблем
нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики
коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения
аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Слайд 9Специфика научного познания выражается несколькими факторами:
1) Основная цель науки -
выяснение объективных законов реальности.
2) Научное знание должно быть, прежде всего,
достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.
4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут, как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
5) Научное познание совершается посредством использования, как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
6) Любое знание должно быть строго доказуемо - это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязана быть точной и обоснованной. Однако в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.
Слайд 10Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей
человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания:
Интуицию
способность
получить новое знание «по наитию», «в озарении»;
Остроумие
творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира, которое основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.
Веру
является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной.
Мистическое озарение
расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие.
Слайд 11Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи
считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. Помимо
способов можно выделить и виды ненаучного познания:
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах, при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное.
Философское познание рассматривает мир как целостность, представляет собой, прежде всего, синтез научного и художественного видов познания.
Слайд 12Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых
компонента в их единстве:
1. Субъект науки, ученый - главный элемент. Это
и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и - в конечном итоге - общество в целом.
2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
3. Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.
4. Свой своеобразный язык - естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).