Разделы презентаций


Наука как система знаний Моисеева Е, Акчурина К 17.1-715

Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру. Наука как система знаний - совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Наука как система знаний
Моисеева Е, Акчурина К 17.1-715

Наука как система знанийМоисеева Е, Акчурина К 17.1-715

Слайд 2 Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая

выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

Наука как система знаний - совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке
 в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры


Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно

Слайд 3 Наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на

получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Уровни науки как

системы знаний

эмпирический

научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений

теоретический

понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории

метатеоретический

научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования

Наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и

Слайд 4По непосредственному отношению к практике выделяют два основных типа научных

исследований:

фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные - это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. Разделяют два типа фундаментальных исследований: первый - выявление основных фундаментальных законов в развитии и познании действительности; понять, как устроена исследуемая реальность. Второй тип - выявить, как фундаментальные знания могут применяться для решения прикладных разработок.

Прикладные - это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. наука культура познание природа
По непосредственному отношению к практике выделяют два основных типа научных исследований:

Слайд 5Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем

мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь

объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах
Наиболее значимые функции:

познавательная

объяснительная

практическая

мировоззренческая

технологическая

Познавательная (гносеологическая) функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.


Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы

Слайд 6Другие особенности научного познания это объективность и практическая направленность. Если

открытый закон или полученная формула не будут объективными, то применить

их на практике будет невозможно.
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира. Мировоззренческая функция науки - одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию.
Другие особенности научного познания это объективность и практическая направленность. Если открытый закон или полученная формула не будут

Слайд 7Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять

окружающий мир, то технологическая функция стала явственно формироваться, лишь в

Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Френсис Бэкон, заявивший о том, что «знание - сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и другие.
Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, то технологическая функция стала явственно

Слайд 8Наука выполняет в обществе функции:
социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих

эпох
 гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения

поставленных проблем
 нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики
 коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения
 аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
 креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
 воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.

Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Наука выполняет в обществе функции: социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания

Слайд 9Специфика научного познания выражается несколькими факторами:

1) Основная цель науки -

выяснение объективных законов реальности.
2) Научное знание должно быть, прежде всего,

достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.
4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут, как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
5) Научное познание совершается посредством использования, как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
6) Любое знание должно быть строго доказуемо - это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязана быть точной и обоснованной. Однако в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.
Специфика научного познания выражается несколькими факторами:1) Основная цель науки - выяснение объективных законов реальности.2) Научное знание должно

Слайд 10Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей

человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания:

Интуицию
способность

получить новое знание «по наитию», «в озарении»;

Остроумие
творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира, которое основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.

Веру
является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной.

Мистическое озарение
расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие.
Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и

Слайд 11Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи

считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. Помимо

способов можно выделить и виды ненаучного познания:

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах, при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное.

Философское познание рассматривает мир как целостность, представляет собой, прежде всего, синтез научного и художественного видов познания.
Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами

Слайд 12Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых

компонента в их единстве:
1. Субъект науки, ученый - главный элемент. Это

и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и - в конечном итоге - общество в целом.
2. Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
3. Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.
4. Свой своеобразный язык - естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).
Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:1. Субъект науки, ученый -

Слайд 13Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика