Слайд 1Эрих фромм
гуманистическая теория личности
Презентацию подготовила
Студентка 1 курса
Группы ПСД/с-11-о
Вострикова Наталья
Валерьевна
Слайд 2
Эрих Фромм
Родился: 23 марта 1900 г., Франкфурт-на-Майне, Германская империя
Умер: 18 марта 1980 г.
(79 лет), Локарно, Швейцария
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской
школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Слайд 3
Основные положения
Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека
и их изменений, начиная с конца Средневековья по наше время.
По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
Слайд 4
Основные положения
Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных
ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности
к социуму.
Слайд 5
Основные положения
Люди борются за свободу и автономию, но сама эта
борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Люди нуждаются
в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.
Слайд 6
Механизмы бегства
Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от
свободы».
Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя
с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“»
Слайд 7
Механизмы бегства
Второй способ бегства — деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается
преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других
Слайд 8
Механизмы бегства
Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными,
не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и
обществом.
Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни.
Слайд 9Экзистенциальные потребности
человека
Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт
природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.
Фромм выделил пять основных экзистенциальных
потребностей человека.
Слайд 101. Потребность в установлении связей
Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством
«продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же
время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
Слайд 11
2. Потребность в преодолении.
Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело
созидания позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования
и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
Слайд 12
3. Потребность в корнях
Эта потребность возникает с самого появления на свет,
когда разрываются биологические связи с матерью.
К концу детства каждый
человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека.
В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности.
Слайд 13
4. Потребность в идентичности
Каждый человек должен быть способным сказать: «Я —
это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности
воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.
Слайд 145. Потребность в системе взглядов и преданности.
Эта система ориентации представляет собой
совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего
они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество .
Слайд 15Источники
https://studfiles.net/preview/5576619/page:11/
https://studopedia.ru/20_80858_teoriya-lichnosti-e-fromma.html