Разделы презентаций


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА презентация, доклад

Содержание

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Состоит из трёх частей:часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения)часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведениячасть III - развёрнутый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА
Тарасов Константин Геннадьевич,
председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе,
к.ф.н.,

доцент кафедры русской литературы и журналистики ПетрГУ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН  ЛИТЕРАТУРАТарасов Константин Геннадьевич,председатель республиканской комиссии ЕГЭ по литературе,к.ф.н., доцент кафедры русской литературы

Слайд 2СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Состоит из трёх частей:
часть I - задания, связанные

с анализом художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения)
часть II

- задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения
часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ	Состоит из трёх частей:часть I - задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или

Слайд 3Рекомендация:
ЕГЭ по литературе длится 240 минут
(4 часа)

Части I и II

не более 2 часов

Часть III около 2 часов

Рекомендация:ЕГЭ по литературе длится 240 минут(4 часа)Части I и II 			не более 2 часовЧасть III				около 2 часов

Слайд 4Содержание экзаменационной работы
Восемь разделов:
1) Сведения по теории и истории литературы
2) Из древнерусской

литературы 0-10%
3) Из литературы XVIII века 0-10%
4) Из литературы первой половины
XIX века 15-35%
5) Из литературы второй

половины
XIX века 20-35%
6) Из литературы конца XIX - начала
веков 0-20%
7) Из литературы первой половины XX века 20-35%
8) Из литературы второй половины XX века 0-15%
Содержание экзаменационной работыВосемь разделов:1)	Сведения по теории и истории литературы2)	Из древнерусской литературы			0-10%3)	Из литературы XVIII века				0-10%4)	Из литературы первой половины	XIX

Слайд 5Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа
Осознанное, творческое чтение художественных

произведений разных жанров
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или

иному роду и жанру
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
Письменные интерпретации художественного произведения
Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работаОсознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанровОпределение принадлежности литературного (фольклорного) текста

Слайд 6Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работа
Выявление языковых средств художественной

образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведений
Самостоятельный

поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей
Написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4)
Виды деятельности, выполнения которых требует экзаменационная работаВыявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии

Слайд 7Умения, проверяемые экзаменационной работой
Воспринимать и анализировать художественный текст в его

жанрово-родовой специфике
Выделять смысловые части художественного текста
Выделять и формулировать тему, идею,

проблематику произведения, давать характеристику героев
Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении

Умения, проверяемые экзаменационной работойВоспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой спецификеВыделять смысловые части художественного текстаВыделять и

Слайд 8Умения, проверяемые экзаменационной работой
Сопоставлять литературные факты и явления

Выделять авторскую позицию

в произведении

Выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания

на литературную тему
Умения, проверяемые экзаменационной работойСопоставлять литературные факты и явленияВыделять авторскую позицию в произведенииВыражать своё отношение к прочитанному в

Слайд 9НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
1) Раздел «Сведения по теории и истории литературы»:
-

художественное время и пространство,
- поэтика,
- авторский замысел и его воплощение,
-

постмодернизм,
- песня,
- фабула,
- внутренняя речь,
НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ1) Раздел «Сведения по теории и истории литературы»:		- художественное время и пространство,		- поэтика,		- авторский замысел

Слайд 10НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
1) Раздел «Сведения по теории и истории литературы»:
-

сказ,
- дольник, акцентный стих, верлибр,
- литературная критика.

НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ1) Раздел «Сведения по теории и истории литературы»:		- сказ,		- дольник, акцентный стих, верлибр,		- литературная критика.

Слайд 11НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
2) Раздел «Из литературы первой половины XIX века»:
-

А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»,
- М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ	2) Раздел «Из литературы первой половины XIX века»:		- А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»,		- М.Ю.

Слайд 12НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
3) Раздел «Из литературы второй половины XIX века»:
-

Ф.И. Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем она верней…»,
- М.Е.

Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзорное изучение),
- Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).
НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ	3) Раздел «Из литературы второй половины XIX века»:		- Ф.И. Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем

Слайд 13НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
4) Раздел «Из литературы конца XIX – начала

XX веков»:
- А.П. Чехов.
«Дама с собачкой».

НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ	4) Раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков»:		- А.П. Чехов.			«Дама с собачкой».

Слайд 14НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ
5) Раздел «Из литературы XX века»:
- Б.Л. Пастернак.

«Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов),
- А.П. Платонов. Одно

из произведений (по выбору экзаменуемого),
- А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ	5) Раздел «Из литературы XX века»:		- Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов),		-

Слайд 15СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ I
СЕМЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В1 –

В7)
ДВА задания с развёрнутым ответом (С1, С2).
Рекомендуемый объём ответа –

5 -10 предложений
С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента
С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫЧАСТЬ IСЕМЬ заданий с КРАТКИМ ответом (В1 – В7)ДВА задания с развёрнутым ответом (С1, С2).	Рекомендуемый

Слайд 16ЧАСТЬ I
Задание В1
Обращаясь к Ане, Трофимов говорит, что её мать

и дядя живут «в долг, на чужой счёт». Назовите фамилии

этих героев.
Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которой взят приведённый фрагмент.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и в русле которого создано большинство прозаических произведений А.П. Чехова.

ЧАСТЬ IЗадание В1Обращаясь к Ане, Трофимов говорит, что её мать и дядя живут «в долг, на чужой

Слайд 17ЧАСТЬ I
Задание В2
Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.

А. Шолохова («Судьба человека»)
Укажите жанр, к которому относится пьеса М.

Горького «На дне»
Кто указал Гринёву путь в буране? (назовите фамилию персонажа)
Укажите имя героя, который является антиподом данного героя рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
ЧАСТЬ IЗадание В2Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М. А. Шолохова («Судьба человека»)Укажите жанр, к которому

Слайд 18ЧАСТЬ I
Задание В3
Каким термином обозначается обмен репликами персонажей в художественном

произведении?
Назовите термин, которым обозначается острое столкновение между героями в драматическом

произведении
Петя Трофимов говорит о резком несовпадении взглядов и жизненных принципов хозяев вишнёвого сада и их окружения. Как называется столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу действия драматического произведения?
ЧАСТЬ IЗадание В3Каким термином обозначается обмен репликами персонажей в художественном произведении?Назовите термин, которым обозначается острое столкновение между

Слайд 19ЧАСТЬ I
Задание В4
Как называется развёрнутое высказывание Пети Трофимова, в котором

он излагает свою жизненную позицию?
В приведённом фрагменте повествование ведётся от

лица героя, речь которого отличается от авторской («подкинул газку», «а тут свои очертели»). Как называется такой персонаж?
Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя.
ЧАСТЬ IЗадание В4Как называется развёрнутое высказывание Пети Трофимова, в котором он излагает свою жизненную позицию?В приведённом фрагменте

Слайд 20ЧАСТЬ I
Задание В5
Как называются авторские пояснения и замечания по ходу

действия (Слышно, как Епиходов играет на гитаре всё ту же

грустную песню. Восходит луна)?
Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения (даются примеры из фрагмента)?
Как называется средство иносказательной выразительности, использованное М. Горьким («дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков»)?

ЧАСТЬ IЗадание В5Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия (Слышно, как Епиходов играет на гитаре

Слайд 21ЧАСТЬ I
Задание В6
Какой изобразительный приём помогает М. Горькому нарисовать природу

как живое существо («листва вздыхала и шепталась»)?
Как в литературоведении называется

приём иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?
Как называется развёрнутая реплика героя в драматическом произведении?

ЧАСТЬ IЗадание В6Какой изобразительный приём помогает М. Горькому нарисовать природу как живое существо («листва вздыхала и шепталась»)?Как

Слайд 22ЧАСТЬ I
Задание В7
Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев

в произведении?
В речи Сатина много восклицаний, встречаются также и вопросы,

содержащие утверждение и не нуждающиеся в ответе. Как называются такие экспрессивные восклицания и вопросы?
Первый абзац приведённого текста знакомит читателя со временем и местом действия. Как называется этот элемент сюжета литературного произведения?
ЧАСТЬ IЗадание В7Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении?В речи Сатина много восклицаний, встречаются

Слайд 23РЕКОМЕНДАЦИИ:
Знание изучаемых произведений:
содержание,
имена главных героев,
названия глав / частей,
род / жанр

произведения,
литературное направление и течение,
выражение авторской позиции,
язык художественного произведения.
При подготовке к

ЕГЭ обращаем особое внимание на ПЕРВЫЙ раздел «Кодификатора»: «Сведения по теории и истории литературы».
РЕКОМЕНДАЦИИ:Знание изучаемых произведений:содержание,имена главных героев,названия глав / частей,род / жанр произведения,литературное направление и течение,выражение авторской позиции,язык художественного

Слайд 24ЧАСТЬ I
Задание С1
С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте

данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента
Особенности:
ограниченный объём

(5 -10 предложений)
указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме)
Максимальный балл – 3 балла
Оценивается один критерий: точность и полнота ответа.

ЧАСТЬ IЗадание С1С1. – развёрнутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике

Слайд 25ЧАСТЬ I Задание С1
Примеры формулировки заданий:

Как вы понимаете слова Сатина,

сказанные о Луке: «…старая дрожжа, проквасил нам сожителей…»?
Как данный фрагмент

помогает понять смысл названия чеховского «Хамелеона»?
Почему переезд на новую квартиру для Обломова равнозначен катастрофе?
Как во сне Пьера отразилось видение Л.Н. Толстым устройства мира и места человека в нём?
ЧАСТЬ I Задание С1 Примеры формулировки заданий:Как вы понимаете слова Сатина, сказанные о Луке: «…старая дрожжа, проквасил

Слайд 26ЧАСТЬ I Задание С1
Пример 1:
С1: Каков смысл финала «Повести о

том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Ответ: Смысл финала «Повести

о том, как один мужик двух генералов прокормил» состоит в том, чтобы показать доверчивость русского крестьянства (народа, мужика), а также показать и высмеять обывательский характер чиновничьего аппарата (генералов).
1 балл
ЧАСТЬ I Задание С1 Пример 1:С1: Каков смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов

Слайд 27ЧАСТЬ I Задание С1
Пример 2:
С1: Что объединяет рассказчика и главного

героя в их отношении к природе?
Ответ: Я считаю, что рассказчика

и главного
героя романа, Печорина, в первую очередь
сближает восхищение красотой природы. Оба
относятся к ней с любовью, им нравится
наблюдать за ней. Судьба Печорина нелегка, и
именно природа помогает ему успокоиться,
отвлечься от проблем, забыться на мгновенье. В
данном произведении описание окружающей
среды раскрывает характер и рассказчика, и
главного героя. Они очень близки к природе, а
значит и друг другу. 2 балла
ЧАСТЬ I Задание С1 Пример 2:С1: Что объединяет рассказчика и главного героя в их отношении к природе?Ответ:

Слайд 28ЧАСТЬ I
Задание С2
С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст

и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с

произведениями других отечественных писателей-классиков
Особенности:
ограниченный объём (5 -10 предложений)
указание на объём условно (экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме)
Максимальный балл – 3 балла
Оценивается один критерий: точность и полнота ответа

ЧАСТЬ IЗадание С2С2. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики

Слайд 29ЧАСТЬ I
Задание С2
НО:
5. Необходим литературный контекст
Чтобы получить максимальный балл,
экзаменуемый должен

назвать не менее ДВУХ
произведений одного или разных писателей или
назвать не

менее ДВУХ авторов, в творчестве
которых нашла отражение
указанная проблема или названный мотив,
художественный приём и т.д. = «Привести не менее двух позиций сопоставления»
ЧАСТЬ IЗадание С2НО:5. Необходим литературный контекстЧтобы получить максимальный балл,экзаменуемый должен назвать не менее ДВУХпроизведений одного или разных

Слайд 30ЧАСТЬ I
Задание С2

Позицией сопоставления
считается указание автора и названия
художественного произведения

ЧАСТЬ IЗадание С2Позицией сопоставлениясчитается указание автора и названияхудожественного произведения

Слайд 31ЧАСТЬ I Задание С2
Примеры формулировки заданий:
В творчестве каких писателей затрагивалась

проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с

«Хамелеоном» А.П. Чехова?
Каких героев русской литературы и в чём можно сопоставить с Петей Трофимовым? (При сопоставлении укажите авторов и названия произведений.)
В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен и чем их отношение к этим переменам отличается от чувств, владеющих Обломовым?
ЧАСТЬ I Задание С2 Примеры формулировки заданий:В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их

Слайд 32ЧАСТЬ I Задание С2
Пример 1:
С2: В каких произведениях русских писателей

нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Аргументируйте выбор примеров.
Ответ: Эта тема

проходит через многие его произведения, например, в сказке «Дикий помещик» мужики исчезают по желанию хозяина, он превращается в какое-то сказочное существо. Но народ в это имение возвращается и начинается всё по-старому и жизнь, и работа.
0 баллов
ЧАСТЬ I Задание С2 Пример 1:С2: В каких произведениях русских писателей нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Аргументируйте

Слайд 33ЧАСТЬ I Задание С2
Пример 2:
С2: В каких произведениях русской классики

изображается мир богатых людей и что сближает эти произведения с

рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Ответ: В произведениях русской классики мир богатых изобразили многие писатели. В романе Тургеньева «Отцы и дети» старшее поколение, которому противопоставляется Базаров, живут теми же целями, что и господин из Сан-Франциско – это зарабатывание денег, безразличие к обществу в котором они живут, а именно к крестьянам.
Очень ярко описано общество богатых в пьесе Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении очень выразительно описаны все пороки высшего общества: безразличие к людям ниже по званию, алчность, ограниченность, безнравственность. 1 балл
ЧАСТЬ I Задание С2 Пример 2:С2: В каких произведениях русской классики изображается мир богатых людей и что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика