Слайд 1Эффективные формы и методы психологической и психолого-педагогической работы с ближайшим
окружением получателями социальных услуг
Слайд 2Методы социально-психологической работы
- Комплекс специфических приемов, способов достижения целей
и задач в социальной работе.
Виды и формы социально-психологической помощи:
Экстренная
работа (экстренная помощь, предоставление убежища, удаление из семьи детей, находящихся в опасности;
Социально-психологическая работа, направленная на поддержание стабильности семьи;
Социальная работа, ориентированная на восстановление или развитие семьи и ее членов.
Слайд 3Методы работы с семьей
Диагностические:
Наблюдение
Опрос
Тестирование
Управленческие и воспитательные:
Консультирование
Ролевая игра
Тренинг
Слайд 4Основные формы психологической работы
Консультирование
Психодиагностика
Коррекционно-развивающие занятия
Тренинги
Семинары
Психопрофилактика
Психологическое просвещение
Слайд 5Классификация методов консультирования
1. Исследование проблем (сбор информации, диагностика);
2. Снятие эмоционального
напряжения;
3. Определение приоритетов проблем и работа над ее решением;
4. Психопрофилактика.
Слайд 6Беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.
Вербальная
и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.
Анализ информации, метод
ранжирования альтернатив.
Библиотерапия, кинотерапия, тематические тренинги, клубы, группы поддержки.
Слайд 7Формы социально-психологической работы
Индивидуальная (беседа, консультирование, психокоррекция, психотерапия)
Групповая (семейное консультирование, обучающий
и формирующий тренинг, группы поддержки)
Фронтальная (лекция, семинар, круглый стол, дискуссия)
Слайд 8Работа с родителями
Профилактика неблагоприятных вариантов развития:
а) просветительская работа психолога с
родителями.
б) родительский лекторий, предложения родителям специальной литературы;
в) обучение специальным воспитательным
приемам;
Групповая психотерапия. Групповая работа с родителями неблагополучных детей и совместные родительско-детские психотерапевтические группы.
Индивидуальные консультации, психотерапия.
Слайд 9Задачи консультирования ближайшего окружения ребенка
1. Своевременное первичное выделение детей с
различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
2.
Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.
3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей.
4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическое просвещение.
Слайд 10Этапы работы с семьей
1. Подготовка к консультации. Первый контакт с
семьей.
2. Сеанс консультации. Фазы коммуникации
выявление уровня понимания родителями характера трудностей
ребенка и уровня адаптации семьи к этому.
внесение ясности в факты.
информирование семьи консультантом.
обратная связь от консультанта семье (наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций).
3. Этап принятия решения.
Слайд 11Мотивирование родителей
1. Установление равноправных партнерских отношений.
2. Совместное исследование проблемы ребенка.
3.
Поддержка и помощь родителям в выдвижении собственных гипотез.
4. Заинтересованность специалиста
в реализации достигнутого компромиссного решения.
5. Признание и поощрение специалистом вложенного труда родителей, сообщение о позитивных изменениях в поведении ребенка.
6. Свобода выбора (пространство для инициативы) родителя, получение новых знаний.
Слайд 12Формы и методы коррекционной работы
Сказкотерапия
Игровая терапия
Арт-терапия
Песочная терапия
Психодрама
Релаксация
Психогимнастика
Слайд 13Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью
Взаимодействие всех служб в раннем
выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи
Помощь общественных
организаций
Консультирование
Обучающие консультации для родителей
Пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей
Создание клубов по интересам
Лечение от зависимостей
Лишение родительских прав
Слайд 14Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями
Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений
и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка
Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
Слайд 15Особенности структуры приемной семьи
1.Специфика семейного функционирования, связанная с вмешательством в
дела семьи государственных органов опеки;
2.Условность отношений (отсутствие кровной связи);
3.Необходимость переструктурирования
семейной системы в связи с появлением новых функций и социальных ролей;
4.Необходимость адаптации членов семьи друг к другу;
5.Индивидуальные особенности ребенка, связанные с наличием в его анамнезе переживания психологической травмы лишения родителей и пребывания в учреждении.
Слайд 17Психодиагностические методы
Тесты интеллекта и способностей
Личностные опросники
Тесты достижений
Проективные тесты
Рисуночные тесты
Социометрия
Слайд 18Методы психологического консультирования
Эмпатическое слушание
Интерпретация
Идентификация
Фасилитация
Выдвижение гипотез
Слайд 19Метод психотерапии
Самовнушение
Рационализация
Психоанализ
Транзактный анализ
Групповая терапия
Семейная терапия
Слайд 20Сложности в работе
Чрезмерная нагрузка на психолога
Недоверие клиентов специалистам, отсутствие
мотивации, разные
ценности, различный жизненный опыт
Неопределенность ответственности(выполнение не своих обязанностей)
Частые
стрессовые ситуации
Отсутствие поддержки руководства
Отсутствие взаимодействия и сотрудничества со специалистами внутри организации и другими организациями
Недостаточность материально-технических ресурсов
Отсроченные во времени результаты работы
Ведение большого количества документации и отчетности