Слайд 1Щёкотова С.В.- учитель химии ММО сош №7 , Косачук Т.В.-
учитель химии МО сош№14 г.Балаково.
Вести с семинара:
«ЕГЭ- новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы».
Слайд 2ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Одним из
важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и
управления качеством образования.
С этой целью в практику школ вводится Единый Государственный Экзамен
ЕГЭ выступает как способ создания объективной стандартизированной системы оценки достижений учащихся.
Слайд 3ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
ЕГЭ позволит
обеспечить эквивалентность государственных документов о получении среднего образования.
ЕГЭ позволит привести
в соответствие школьные выпускные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗы.
Слайд 4ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Разработка и
использование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ позволяют выстроить более четкие ориентиры для
образовательных учреждений, педагогов, которые готовят учащихся к сдаче экзамена.
Появляется настоятельная потребность во внесении изменений в образовательные программы по предметам и их совершенствовании
Слайд 5
Даже высококачественные КИМы, отвечающие всем необходимым требованиям, могут не давать
ожидаемого эффекта.
Снижение эффективности тестирования обусловлено, в основном, неподготовленностью всех субъектов
образовательного процесса, принимающих участие в тестировании:
учащихся;
педагогов;
руководителей общеобразовательных учреждений.
Слайд 6ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Поэтому, в
целях обеспечения качества результатов и организации проведения единого государственного экзамена,
необходимо осуществлять подготовку учителей, а через них и учащихся к ЕГЭ.
Слайд 7ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Предполагаемые результаты:
освоение
учителями приемов использования результатов анализа ЕГЭ в проектировании дальнейшей педагогической
деятельности:
корректирование учебного материала;
планирование повторения;
осуществление индивидуального подхода;
успешная подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Слайд 8ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
знакомство с
вариантами планирования итогового повторения основных тем, выносимых на аттестацию учащихся;
рассмотрение различных способов решения и оформления заданий из части С итоговой аттестации и критерии их оценки;
знание нормативно-правовой базы и процедуры проведения аттестации в форме ЕГЭ и требования к заполнению необходимых документов.
Слайд 9ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ«
В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Слайд 10ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Принят Государственной
Думой 26 января 2007 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года
Подписан Президентом
РФ В. В. Путиным
9 февраля 2007 года N 17-ФЗ
Статья 1
Внести в ЗаконВнести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266—1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 10, ст. 835; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 21; Российская газета, 2007, 10 января) следующие изменения:
Слайд 11ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Единый государственный
экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших
образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Слайд 12ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Результаты единого
государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы
среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Слайд 13ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Прием граждан
в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального,
высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан.
Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня
Слайд 14ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Конкурс в
государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные
и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием.
Слайд 15ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Вне конкурса
при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются граждане, список которых имеется в Законе.
Слайд 16ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Победители и
призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской
Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
Слайд 17ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Победители и
призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Слайд 18ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Лицам, не
завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или
получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.
Слайд 19ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Настоящий Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В
2008 году единый государственный экзамен проводится в субъектах Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании представлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Слайд 20ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Структура экзаменационной
работы
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает
45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.
Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.
Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
Слайд 21Время выполнения работы.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,
составляет:
1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;
для
каждого задания части 2 – до 5 минут;
для каждого задания части 3 – до 10 минут.
Общая продолжительность работы составляет 3 часа (180 минут).
Слайд 22Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответы на задания
Части 1 (А) и Части 2 (В) автоматически обрабатываются после
сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям Части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.
Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается 1 баллом.
В Части 2 верное выполнение заданий В1–В8 оценивается 2 баллами, а заданий В9 и В10 – 1 баллом.
Слайд 23Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания Части 3
(с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку
от 3 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности).
Слайд 24Распределение заданий по уровню сложности и max балл за выполнение
заданий
Слайд 25Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Аттестационная оценка выпускника
школы за освоение курса химии определяется по 5-балльной шкале.
Оценка в
целях отбора для поступления в вузы подсчитывается по 100-балльной шкале с учетом суммы баллов, полученных выпускником за все выполненные задания.
Слайд 26. Дополнительные материалы и оборудование.
В аудитории во время экзамена у
каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:
- периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- непрограммируемый калькулятор.
Слайд 27Условия проведения экзамена (требования к специалистам).
На экзамен в аудиторию
не допускаются специалисты по химии. Использование инструкции по проведению экзамена
позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
Слайд 28ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Рекомендации по
подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену рекомендуется
использовать:
учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ;
пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Желательно также использовать пособия:
1) Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы/ А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин,
Ю.Н. Медведев и др.; МОРФ – М.: Просвещение (2003, 2004, 2005).
2) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н., Корощенко А.С. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
Слайд 29ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Изменения в
спецификации КИМ 2008 по сравнению с 2007 г.
Экзаменационная работа 2008 г.
по своей структуре аналогична работе 2007 г.
В ней сохранено общее количество заданий – 45 – и их распределение по частям работы. Сохранение такой структуры признано целесообразным.
Вместе с тем работа 2008 г. имеет свои особенности, обусловленные корректировкой формы отдельных заданий, прежде всего тех, которые в работах 2006 и 2007 гг. отличались определенной новизной.
К таким заданиям можно отнести задания базового уровня сложности «на два суждения». В работе 2008 г. предполагается увеличение числа таких заданий на позициях А8; А9; А15; А26; А29.
Слайд 30ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
А 26.
Верны ли следующие суждения?
А. Алканы вступают в реакции полимеризации.
Б. Этилен
обесцвечивает раствор перманганата калия.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Слайд 31ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Основные результаты
ЕГЭ по химии в 2007 году
30102 выпускника
65 регионов России
2,6% от общего числа выпускников
1,6% от общего числа всех выпускников, которые сдавали ЕГЭ.
Слайд 32ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
В 2007
г. положительные отметки получили 85,1% выпускников, принимавших участие в экзамене.
Соответственно число выпускников, получивших отметку «2», составило 14,9%.
Отметку «3» получили 36,6% выпускников;
отметку «4» – 31,7% выпускников;
отметку «5» - 16,8%
Слайд 33ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Снижение результатов,
вероятно, объясняется тем, что задания 2007 г. в большей мере,
чем в предыдущие годы, были нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания, в частности, умений описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса. Выполнение таких заданий оказалось затруднительным особенно для выпускников, имеющих слабую подготовку по химии.
Слайд 34ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Результаты ЕГЭ
2007 г.
по-прежнему свидетельствуют о недостаточной сформированности у выпускников
умения оперировать такими понятиями, как:
«скорость химической реакции»; «химическое равновесие»; «электролиз растворов и расплавов солей»
и ряд других.
Слайд 35ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Рекомендации по
совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ЕГЭ 2007 года
Элементы содержания, требующие особого внимания:
«скорость химической реакции»;
«химическое равновесие»;
«общие научные принципы химического производства»;
«качественные реакции неорганических и органических веществ»;
«характерные химические свойства представителей отдельных классов веществ» – неорганических (основных, амфотерных и кислотных оксидов) и органических (кислородсодержащих соединений).
Слайд 36ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Усилить внимание
к организации работы по подготовке к экзамену, которая в процессе
повторения, систематизации и обобщения учебного материала должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
Слайд 37ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Систематизация теоретических
знаний поможет достаточно эффективно организовать повторение материала об отдельных химических
элементах и их соединениях. Этот учебный материал проверяется в экзаменационной работе заданиями различного типа.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения.
Слайд 38ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Целесообразно уже
в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены
в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания.
Это задания, ориентированные на проверку умений описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса.
Слайд 39ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации выпускников профильной школы
Целесообразно шире
использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из
различных разделов курса.
Обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.
Слайд 41
Тесты на уроках химии как одна из форм подготовки к
ЕГЭ
Слайд 42Формы тестовых заданий
Тестовые задания с выборочным типом ответа.
Тесты соотнесения.
Тестовые задания
с самостоятельно конструируемым ответом.
Слайд 43Изучаем химию в 8 классе
Первоначальные химические понятия
Строение атома
Классификация
неорганических веществ
Химические
реакции
Электролитическая
диссоциация
Окислительно-
восстановительные
реакции
Габриелян О.С., Смирнова Т.В.
Слайд 44Изучаем химию в 9 классе
Введение. Общая характеристика химических элементов
Металлы
Неметаллы
Органические вещества
Мини-ЕГЭ
О.С.
Габриелян, И.Г. Остроумов
Слайд 45Проверь свои знания:
Тесты по химии
ПЗ и ПСХЭ
Строения атома и
химическая связь
Классы неорганических соединений
Дисперсные системы
Растворы электролитов
Химические реакции
Подгруппа галогенов
Подгруппа кислорода
Подгруппа азота
Подгруппа
углерода
Металлы
Получение важнейших химических продуктов
Получение металлов
Стекло и бетон…
Химический эксперимент
Комбинированные тесты
Сорокин В.В., Злотников Э.Г.
Слайд 46Контрольно измерительные материалы единого государственного экзамена
Слайд 47Подготовка к абитуриентскому тестированию
Важнейшие понятия и законы химии.
ПЗ и ПСХЭ.
Строение атома. Строение вещества.
Растворы.
Электролитическая диссоциация.
Основные закономерности химических реакций.
Роль химии в
жизни общества.
Классификация и важнейшие химические свойства неорганических веществ.
Химическое строение органических соединений.
Химические свойства органических соединений основных классов органических соединений.