Слайд 1ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Экзаменационная работа состоит из
двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Слайд 3Рекомендации педагогам
Все задания 2 части с 20 по 25 (историческое
сочинение) эксперты оценивают по закрытым и открытым критериям
Задания 20 –
21 эксперты проверяют только по ключам и не могут домысливать ответ ученика; задания 22, 23, 24 проверяются по открытым критериям, а значит, эксперт оценивает ответ не только по ключам, но и по знаниям исторического материала
Слайд 4Рекомендации педагогам
Во всех заданиях части 2 эксперты не учитывают
фактические ошибки, они ищут верные элементы ответа и отмечают и
оценивают только их; стилистические, орфографические и грамматические ошибки не
учитываются и не снижают оценку абитуриента.
Слайд 11Задание 24. Рекомендации педагогам
Слайд 14Задание 25. Историческое сочинение
Слайд 15Задание 25. Критерий 1
По (Кl) баллы выставляются за правильное указание
событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России.
Например,
если в сочинении по периоду 1801-1812 гг. выпускник написал об учреждении Государственного совета и учреждении министерств, но потом неправильно назвал среди событий данного периода создание «Союза спасения», то по критерию К1 должно быть выставлено 2 балла.
Фактическая ошибка, допущенная выпускником, будет учтена в дальнейшем при оценивании работы по критерию К6.
При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.
Слайд 16Исторический факт - это событие, действительно имевшее место и обладающее
такими характеристиками как локализованность во времени и пространстве, то есть
факт всегда относится к конкретной дате и времени, он объективен
Факт-событие – конкретный факт, характеризующий уникальное, неповторимое в истории (полюдье князя Игоря 945 г.);
Факт-явление – повторяющиеся факты, отражающие типичное,
общее (полюдье), без конкретной даты, места (средневековая ярмарка; феодальная раздробленность; междоусобные войны);
Факт- процесс - цепь фактов, объединенных причинно - следственными связями, отражают всеобщее в истории
(образование Древнерусского государства, промышленный переворот; закрепощение крестьян; западноевропейская колонизация «новых земель»).
Слайд 17Задание 25. 2
Если выпускник указал роль личности так: «Дмитрий Донской
сыграл решающую роль в победе русского войска в Куликовской битве»,
то такой ответ является общей формулировкой, лишённой конкретного содержания, т.к. он не опирается на конкретные факты, что требуется в задании.
Или: «Роль Сталина в том, что он провел коллективизацию» (нужно указать, в чем состояла эта роль. Например: «Огромна роль лично Сталина в планировании и осуществлении коллективизации. Это и формулировка основных целей, задач, темпов, методов коллективизации, это и руководство процессом на каждом его этапе»;
Или: Роль Ленина в ВР: В.И. Ленин убедил соратников в необходимости восстания в данный момент, разработал план вооруженного восстания(…) Т.е., роль это ДЕЙСТВИЕ.
Слайд 18Задание 25. 2
3) указание роли личности в событии не должно
подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.).
Поэтому роль Ивана III в процессе объединения русских земель вокруг Москвы не может быть охарактеризована так: «Иван III был московским князем»; «Роль Ивана III в объединении русских земель состоит в том, что он тогда являлся великим князем»; .
Необходимо указать действия Ивана III, нацеленные на объединение русских земель;
4) указанная роль личности должна проявляться именно в названных в сочинении событиях (процессах, явлениях).
Это предполагает, что ответ по критерию К2 не может быть засчитан в качестве верного, если, например, выпускник указывает в сочинении исключительно события внутренней политики Александра 1 и пишет о роли М.И. Кутузова в развитии военного искусства без указания соответствующих событий, явлений и процессов .
В ИКС к каждому разделу содержания курсов истории России дан примерный перечень основных терминов и понятий, событий/дат, а также определены персоналии.
Слайд 19Задание 25. 3
По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных
связей.
Под причинно-следственной связью следует понимать связь между
историческими событиями (процессами, явлениями),
при которой одно
событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии
определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.
Например: непродуманная налоговая политика приближённых царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.
В историческом сочинении должно быть указано не менее двух
причинно-следственных связей.
Слайд 20Задание 25. 3
Указанные причинно-следственные связи существуют в рамках данного периода.
Вместе с тем, причина и следствие могут выходить за рамки
периода, его нижнюю границу.
Например, если выпускник, который пишет о периоде 1812-1825 гг., укажет причинно-следственную связь между ситуацией междуцарствия и восстанием на Сенатской площади, то это будет принято в качестве правильного ответа.
Но если выпускник приведёт причинно-следственную связь между восстанием на Сенатской площади и изданием «Чугунного» цензурного устава, то она не будет принята (хотя и не содержит фактической ошибки), т.к. издание «Чугунного» устава не относится к данному периоду истории.
!!!! Не путать причинно-следственные связи в рамках данного периода с оценкой значимости данного периода.
Слайд 21Причинно – следственные связи можно устанавливать в одной сфере деятельности
людей, например, в экономической.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
РОСТ ЗАВОДСКОГО МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ
Слайд 22ИЛИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ СФЕРАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономические
Социальные
Политические
причины: Социальн причины: причины:
Неспособность заинтересованность Потребность
ремесленного буржуазии в получении государства
производства в получении большой опередить в своем
удовлетворить прибыли за счет развитии другие
спрос населения внедрения машинного страны, используя
в товарах производства технику
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Слайд 23Задание 25. 4 Оценка событий
Можно установить влияние события (явления) во
времени.
Пример. Как бы неоднозначно не оценивали деятельность Павла I, но
его закон о престолонаследии просуществовал до 1917 года и ему старались следовать при решении главного вопроса жизни любого государства - вопроса о верховной власти.
Слайд 24Задание 25. 4. Оценка событий
Оценивать события можно по масштабам его
воздействия во времени и пространстве. Такой подход соотносится с определением
последствий события, он ближе всего к исторической оценке.
Пример. Победа в Отечественный войне 1812 года имела международное значение, так как повлекла за собой крушение империи Наполеона.
Слайд 25Задание 25. 4. Оценка событий
При оценке события выявляется опыт, который
накоплен в деятельности людей в тот или иной период, значимый
для наших дней. Такой подход соотносится с политической оценкой событий.
Пример. Для наших дней имеет актуальное значение опыт деятельности
I-IV Государственных дум и земств в России.
Слайд 26Задание 25. 4. Оценка событий.
По критерию К4 выпускник может получить
один балл за правильное указание оценки значения данного периода на
дальнейшую историю России.
Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период.
ЗДЕСЬ НАДО ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПЕРИОДА, его верхнюю границу (т.к. в условии стоит: значение периода для истории страны в целом). Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов.
Например, при оценке периода 1565-1572 гг. можно указать, что удар по
боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но
в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших
структурный кризис в Российском государстве, который, в свою
очередь, привёл страну к Смуте.
За этим обобщённым выводом стоят исторические факты, он опирается на них.
Слайд 27Задание 25. 4. Оценка событий.
Выпускник может использовать мнения историков, например:
«По мнению В. О. Ключевского в период Смутного времени идея
государства, отделяясь от мыслей о монархе, стала сливаться с понятием о народе».
В данном случае оценка периода дана на основе мнения историка, но без непосредственной опоры на факты и это вполне допустимо.
Если выпускник в ответе не упоминает конкретного историка, а пишет, например, так: «по мнению ряда историков ... », то ответ также засчитывается в качестве правильного, если точка зрения, изложенная далее, действительно присутствует в историографии.
Выпускник так может поступить сознательно, если сомневается в авторстве оценки, чтобы не допустить ошибки.
Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая
конкретного содержания, например: «Это был плохой (хороший,
трудный и т.п.) период в истории страны».
Слайд 28Задание 25. 5. Использование терминологии
Для получения одного балла по критерию
К5 выпускнику достаточно
корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин.
Исторический
термин может быть использован некорректно.
Например, выпускник может использовать термин «заповедные
лета», но писать об «урочных летах».
Если в сочинении отсутствуют другие термины, использованные
корректно, то выпускник в этом случае получит по критерию К5 О
баллов. Если же в сочинении корректно использован ещё, хотя бы
один, другой термин, то выпускник получит по критерию К5 1 балл.
В любом случае, ошибка в терминологии будет учтена при проверке
работы по критерию К6.
Определение термина давать необязательно!!!!
Слайд 29 Задание 25. 6. Наличие фактических ошибок
По критерию К6 оценивается
наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок.
По данному критерию работа оценивается только
в том случае, если по критериям КI-К4 выпускник набрал не менее 4 баллов.
Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок.
При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения:
1. неправильное указание событий (явлений, процессов);
2. неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий;
3. неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки
значимости периода, ошибки в указании мнений историков (например, оценка значимости ордынского владычества, данная Л.Н. Гумилёвым приписана Б.А. Рыбакову) и т.д.
Слайд 30 Задание 25. 7 Форма изложения
По критерию К7
оценивается форма изложения.
По данному критерию, как и по критерию К6,
работа оценивается только в том случае, если по критериям КI-К4 выпускник набрал не менее 4 баллов.
Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана).
В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл
(композиция сочинения произвольна, к структуре эксперт не придирается), во втором - О баллов.
Т.о., отказ от сочинения в пользу развернутого плана или тезисных положений влечет недобор 1 балла.
Слайд 31Задание 25 историческое сочинение
1914-1918 гг.
Данный период связан с первой
мировой войной. Она продолжалась более 4 лет.
В этот период произошло
много значимых событий. Вот некоторые из них.
Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда. В результате Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Германия объявила войну России, в ходе войны был совершен знаменитый Брусиловский прорыв и произошли события под названием «Верденская мясорубка», Брестский мир.
(РОЛЬ 1) Николай 2 заявил, что не допустит оккупации Сербии и начал всеобщую мобилизацию. После этого Германия объявила войну России.
( РОЛЬ 2)Ярким событием войны является знаменитый прорыв на Юго-Западном фронте под командованием генерала Брусилова.
Русские войска заняли Буковину и Южную Галицию, но это не привело к полному разгрому врага.
(П/С связь 1) Наступление Германии на Францию названо «Верденской мясорубкой». За год боев там погибло почти 1 млн. человек. Овладеть
Верденом немцы так и не смогли.
Осложнение внутренней обстановки входе ПМВ привело к революции в России .
(П/С связь 2) В результате Октябрьской революции большевики во главе с Лениным, захватили власть в России. В марте 1918 года
правительство большевиков заключило с Германией сепаратный мир, по которому Россия отказывалась от территорий, занятых
Германией и обязалась выплатить контрибуцию.
(Оценка) Первая мировая война сокрушила сразу три империи, первой из них стала Российская. Россия поресла огромные людские потери, Украина и Белоруссия оказались под контролем интервентов. Россия, внесшая огромный вклад в победу Первой мировой войны оказалась в числе потерпевших, т.к. потеряла территории- Польшу, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Прибалтику и вынуждена была выплачивать контрибуцию.
Все это обострило внутреннее положение России, что явилось предпосылками Гражданской войны и привело к падению авторитета России на международной арене, а именно к ее изоляции.