Слайд 2Вспомнить и обобщить знания о правлении Петра I;
проанализировать причины проведения
реформ Петром;
сравнить положительные и отрицательные стороны реформ Петра Первого;
сформировать собственное
отношение к реформам Петра Первого.
Задачи урока:
Слайд 3 Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких
исторических деятелей мирового масштаба.
Отношение к Петру и его реформам
неоднозначное – это своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры.
Слайд 4 РЕФОРМЫ ПЕТРА I -
Это – исторический подвиг народа
или меры, которые обрекали страну на разорение после реформы
Петра?
Это – разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития?
Споры не утихают и сегодня.
Слайд 5Исторические условия и предпосылки петровских реформ.
Россия была отсталой страной. Эта
отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа;
обновление
России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно;
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ;
Слайд 6Исторические условия и предпосылки петровских реформ.
реформы коснулись буквально всех сторон
жизни русского государства и русского народа.
не существовало плана реформирования страны;
бессистемность
Слайд 8АДМИНИСТРАТИВНАЯ
Фрагмент Табели о рангах.
Слайд 9ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И БЫТА
Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Слайд 12ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ГЛАЗАМИ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО
Начнем с его высказываний относительно планомерности и
естественности преобразований Петра I.
«Насколько Петрова реформа была
заранее обдумана, планомерна и насколько она исполнена по задуманному плану – вот вопросы, встречающие нас на пороге истории Петра Великого».
«… самая программа Петра была вся начертана людьми 18-ого века. Но необходимо отличать задачи, доставшиеся Петру, от усвоения и исполнения их преобразователем».
«… реформы Петра I направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, частью созданными им самим, частью вторгнувшимися в его дело со стороны.
Слайд 13ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ ГЛАЗАМИ КЛЮЧЕВСКОГО
«При первом взгляде на преобразовательную деятельность
Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности».
«Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой…»
«Перестройка шла по разным областям одновременно…, и только к концу… стала складываться в нечто цельное».
«Петр Великий и его реформы – наше привычное стереотипное выражение… Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными соображениями, …, и все, что он делал, он … считал своим текущим, очередным делом, а не реформой"
Слайд 14 Особенно подкупает в лекциях Ключевского характерная
для великих
историков прошлого корректность высказываний, ибо «в умах
минувших времен
надобно осторожно искать своих любимых мыслей».
Слайд 16В одах Ломоносова создается образ идеального правителя, пекущегося о распространении
просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и духовного
роста своих подданных. В сознании передовых современников Ломоносова Петр I закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а «дело Петрово» стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны.
Слайд 17Михаил Васильевич идеализировал личность правителя: он ни разу не сказал
о том, какими тяготами легли петровские реформы на плечи народа.
Но надо полагать, что отношение Ломоносова к Петру I было искренним.
Пётр Первый. М.В. Ломоносов. Мозаика.