Слайд 1Экологический аудит
Введение в предмет
Слайд 2Место в структуре курса
Введение в предмет
Правовое, нормативно-методическое и метрологическое
обеспечение экоаудита
Порядок проведения экоаудита
Виды экоаудита
Актуальность и обоснование необходимости
ЭА
Определения ЭА, подходы к пониманию ЭА
Принципы (особенности) ЭА
Понятийный аппарат ЭА
Формирование и развитие ЭА
Цели и задачи ЭА
Общность и отличие процедуры ЭА, экоконтроля, экомониторинга, ОВОС, экоэкспертизы
Слайд 3Формирование и развитие экоаудита в мире
Общий аудит (просто аудит) появился
в Великобритании в середине XIX в. (законом 1862 г. предписывалась
проверка счетов компаний специалистами).
Аудиторское дело развивается, активизируясь с усилением финансовых рисков (в периоды экономических кризисов и т.п.).
Экоаудит начал применяться в экономически развитых государствах, прежде всего, в США, в 70-е гг. XX в.
Предпосылки появления ЭА:
волна экологических катастроф (серьезные негативные финансовые последствия),
ужесточение требований к экологической безопасности производства и юридической ответственности за экологический ущерб.
Первые компании, разработавшие программы ЭА, были US Steel, Allied Chemikal и Occidental Petroleum.
Слайд 4Формирование и развитие экоаудита в мире
80-е гг. XX в.:
В 1984
г. национальное Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) разработало
концепцию аудирования для федеральных агентств. К 1987 г. около 40 из них имели свои программы ЭА.
Экоаудиты на своих объектах проведены Министерством обороны США, Министерство энергетики США, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и др. Протоколы аудирования предоставляются по запросу общественности.
Международная торговая палата (ICC) разработала «Рекомендации по проведению ЭА» (1989 г.).
ICC предложила использовать ЭА в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компании нормам экологического законодательства.
Слайд 5Формирование и развитие экоаудита в мире
К началу 90-х гг. многие
коммерческие банки развитых стран стали использовать ЭА в целях предупреждения
риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды.
Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) используют экоаудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими коммерческих структур.
Крупные западные пенсионные фонды в целях защиты интересов владельцев своих акций проводят ЭА перед принятием решения об инвестировании.
1993 г. – появление Европейской схемы экологического менеджмента и аудита (EMAS).
1996 г. - появление международных стандартов ISO серии 14010 (ныне заменены ISO 19011).
Процедура ЭА находит применение и вводится на государственном уровне в ряде стран с переходной и развивающейся экономикой (Индонезия, Польша, Чехия, Словения, Россия и др.).
2002 г. – обновление международных стандартов ISO по экоаудиту (стандарты ISO 14010, 14011, 14012 заменены единым стандартом ISO 19011).
Слайд 6Формирование и развитие экоаудита в России
Этапы формирования и развития национальной
системы экоаудита в России:
Первый этап (1990 – 1993 гг.):
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере ЭА, в РФ отсутствуют.
ЭА выполняется преимущественно по следующим причинам:
По требованию западных инвесторов, например, по требованию Всемирного банка реконструкции и развития проводится ЭА ряда финансируемых угольных шахт.
При приватизации предприятий для определения ранее нанесенного экологического ущерба и оценки величины затрат на восстановление качества ОС.
ЭА выполняется в основном зарубежными фирмами ("A Dames & Moore Group Company", «Артур Андерсен», «КГТМГ», Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус», «Эрнст энд Янг»), действующими на основе международных лицензий.
Зарубежные фирмы не привлекали, не обучали наших специалистов; ссылаясь на конфиденциальность информации препятствовали ознакомлению с опытом своей работы в РФ.
Полученная в результате ЭА информация не всегда использовалась корректно.
Слайд 7Формирование и развитие экоаудита в России
Второй этап (1993 – 1994
гг.):
Попытки интеграции ЭА в процедуры принятия управленческих решений, а
также в принимаемые документы.
Министерством окружающей среды и Министерством транспорта России подготовлены:
РД 152-001-94. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА, утв. Приказом Минтранса России от 20.05.1994.
Временное положение об экологическом аудите в транспортно-дорожном комплексе РФ (1993 г.).
Эта работа не получила широкого применения в силу отсутствия правовой и методической базы.
Принятие Постановления Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 12.12.94 г. №418 - ЭА получил законное признание в России, как вид деятельности, осуществляемый по лицензии природоохранных органов.
Слайд 8Формирование и развитие экоаудита в России
Третий этап (1995 – 1997
гг.):
Появление 2 Приказов Минприроды РФ по ЭА:
В структуре Минприроды
создано подразделение, отвечающее за развитие ЭА - Департамент экономики и финансов (ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.1995 N540).
НИЦ «Экобезопасности» проводил целенаправленную политику развития ЭА в РФ, осуществлял научно-методические разработки в данной области:
В Московской обл. прошел 1-й всероссийский семинар по ЭА, в котором принимали участие эксперты из ФРГ и Дании.
В 1997 г. принята Программа развития ЭА в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, переход на международные стандарты в сфере ЭА, создание системы обучения и подготовки экологов-аудиторов, подготовку учебной литературы и др.
Слайд 9Формирование и развитие экоаудита в России
Четвертый этап (1998 – 2000
гг.):
Принятие ГОСТ Р ИСО 14001-98 - ряд российских предприятий,
имеющих выход на международные рынки, вынужден внедрять СЭМ и проходить процедуру ЭА:
Завод "РУМО" по производству дизельн. моторов (Нижний Новгород)
Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область)
Красноярский алюминиевый завод
АО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол«
Московское авиационное производственное объединение ("МАЛО")
ОАО "ГАЗПРОМ"
ОАО "ЛУКОЙЛ"
Появление 3 Приказов Госкомэкологии РФ по ЭА:
Утверждение требований к аудиторам и аудиторским организациям (ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 N181).
Принятие временного порядка аттестации экологических аудиторов (ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 N436).
Утверждение требований к центрам по обучению специалистов в области ЭА (ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 31.05.1999 N01-22/24-154).
На базе НИЦ "Экобезопасность" по состоянию на конец 2001 г. проведено 14 курсов, на которых подготовлено около 600 экологов-аудиторов, представляющих практически все регионы России, а также Украину, Белоруссию и Казахстан.
Слайд 10Формирование и развитие экоаудита в России
Идет активный процесс формирования рынка
экологических аудиторских работ. Основные направления ЭА:
оценка соблюдения лицензионных условий;
проверка соблюдения
требований законодательства в области ООС;
для целей экологического страхования;
для обоснования инвестиций;
аудит недропользования (ПРИКАЗ МПР РФ от 31.08.1999 г. N169 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЭК», ныне положение отменено).
Отсутствие должного правового обоснования в этой области на федеральном уровне частично компенсируется принятием соответствующих документов на уровне субъектов РФ:
Кабинет Министров Республики Башкортостан принял Постановление от 14.09.99 г. «Об ЭА в Республике Башкортостан».
В Нижегородской области приняты Законы "Об экологической безопасности" (1996 г.) и "Об экологическом страховании в Нижегородской области" (1996 г.).
Слайд 11Формирование и развитие экоаудита в России
Пятый этап (2000 г. –
по сей день):
Распространение опыта аудита и интеграция системы ЭА
России в международную систему:
На отечественном рынке действует более 60 российских экологических аудиторских фирм, имеющих федеральную лицензию на вид деятельности «Экологический аудит» (аналогичные лицензии выдаются и в субъектах РФ).
Опыт привлечения российских экспертов-аудиторов для совместной работы с зарубежными экологическими аудиторскими компаниями.
Расформированы Минприроды РФ, Госкомэкология РФ.
На высшем уровне решено «разработать и внедрить современную систему экологического аудита» (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, утв. РАСПОРЯЖЕНИЕМ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р).
Слайд 12Формирование и развитие экоаудита в России
Причины, сдерживающее развитие ЭА в
РФ:
Отсутствие единого органа, который:
формирует и реализует государственную политику
в области ЭА;
готовит программы развития и совершенствования деятельности по ЭА;
ведет реестр аттестованных экологов-аудиторов, аккредитацию экологических аудиторских организаций;
обеспечивает подготовку и утверждение федеральных нормативных актов по вопросам ЭА, формирование автоматизированных баз данных и фондов нормативных актов, необходимых для осуществления ЭА;
проводит согласование проектов ведомственных нормативных актов, включающих вопросы ЭА.
Слайд 13Формирование и развитие экоаудита в России
Отсутствие государственного органа, который обеспечивает
подтверждение компетентности аудиторов:
Частично этот пробел компенсируется некоммерческими организациями с
помощью собственных инструментов аккредитации, например, Национальной экоаудиторской палатой.
В рамках Тюменского филиала НПЭА «Экологическая аудиторская палата» ЦЭО ТюмГУ аккредитован на право подготовки и повышения квалификации экологов-аудиторов (аттестат аккредитации ЦП № 03-003). Аттестованные слушатели получают удостоверение эколога-аудитора и включаются в Реестр НПЭА «Экологическая аудиторская палата» (г. Москва).
Отсутствие независимой Ассоциации профессиональных экологов-аудиторов.
Отсутствие разъяснений важности ЭА в промышленности и других сферах деятельности, связанных с воздействием на ОС.
Слайд 14Цели и задачи ЭА
Стратегические цели ЭА:
Инструмент раннего обнаружения внешних и
внутренних рисков
Анализ слабых мест
Инструмент управления риском (проверка различных стратегий и
мероприятий)
Оперативные цели ЭА:
Выполнение внутренних производственных задач
Условие заключения договора страхования
«Носитель информации» в рамках диалога с заинтересованными сторонами о возможных рисках
Гарантия качества для поставщиков
Соблюдение правовых норм
Эффективность организационной структуры
Эффективность системы экологической информации
Слайд 15Цели и задачи ЭА
Основные функции ЭА:
Слайд 16Цели и задачи ЭА
Задачи ЭА могут быть разнообразными, например:
проверка
и обеспечение соответствия деятельности предприятия действующим законодательным и нормативным документам
(copliance audit);
оценка эффективности существующей системы экологического менеджмента (управления ООС) на предприятии (management audit);
оценка риска, связанного с использованием тех или иных процессов, материалов, образованием определенных видов отходов и т.д.;
оптимизация использования ресурсов, включая финансовые;
четкое определение уровня ответственности в случае несоблюдения экологических требований;
снижение риска и предотвращение применения штрафных санкций;
выработка первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем конкретного предприятия и др.
Слайд 17Цели и задачи ЭА
Примеры
задач
и эффек-
тов ЭА:
Слайд 19Цели и задачи ЭА
Цели ЭА достигаются при соблюдении следующих
условий:
Слайд 20Общность и отличие процедуры ЭА, экоконтроля, экомониторинга, ОВОС, экоэкспертизы
Элементы экоаудита
частично совпадают с элементами:
производственного экологического контроля (ПЭК),
производственного экологического мониторинга
(ПЭМ),
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС),
(государственной) экологической экспертизы.
Однако названные инструменты экологического регулирования отличаются по ряду признаков:
субъект, объект и предмет исследования,
рассматриваемый этап хозяйственной деятельности,
обязательность \ инициативность проведения,
цели исследования.
Слайд 21Общность и отличие процедуры ЭА, экоконтроля, экомониторинга, ОВОС, экоэкспертизы
Экол. аудит
- независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной
деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ФЗ РФ «Об ООС»);
Контроль в области ООС (экол. контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС (ФЗ РФ «Об ООС»);
Мониторинг окружающей среды (экол. мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ФЗ РФ «Об ООС»);
Оценка воздействия на ОС - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ФЗ РФ «Об ООС»);
Экол. экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экол. экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экол. требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ФЗ РФ «Об ЭЭ»).