Слайд 1Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Разделы
экологии.
К.м.н, доцент
Досмухаметов А.Т.
Слайд 2История развития экологии
Экология равивалась как одна из
отраслей биологии, и первоначально его рассматривали исключительно как биологическую науку.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа:
Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов. Экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744 и др.).
Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученных К.Е. Рулье (1814-1858), В.В. Докучаева (1846-1903), первые обосновавших ряд принципов и понятии экологии. Также, немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1866) первые ввел термин экология и выделил экологию как самостоятельную область биологии.
Третий этап - (50-е гг. XX в.- до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.
Слайд 3Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды
их обитания.
Термин «экология» происходит от древнегреческого «oikos»- дом,
жилище и «logos» - слово, учение, в научный обиход его ввел выдающийся немецкий биолог Эрнст Геккель.
Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить
- Предмет,
- Задачи
- Методы исследований.
Слайд 4
Предметом экологии является совокупность или структура связей между
живыми организмами и их средой обитанием.
Главный объект изучения
в экологии- экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми обитателями и средой их обитанием. Также, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов, их популяции и биосферы в целом.
Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.
Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.
Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.
Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.
Слайд 5Понятие о среде обитания и экологических факторах
Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая
на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания.
Экологические факторы – это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
Слайд 6Классификация экологических факторов
Абиотическими факторами называют всю совокупность
факторов неорганической природы. Среди них различают физические, химические и эдафические,
т.е. почвенные.
Биотические факторы – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмом на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания.
Антропогенные факторы – факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду (уничтожение лесов, загрязнение почв и т.д.)
Слайд 7Итак, экология изучает взаимосвязи:
между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи);
между организмами и средой их обитания;
взаимосвязи внутри экосистем.
Слайд 8Экологический кодекс РК
Глава 25. Экологическое образование и просвещение,
повышение квалификации
специалистов
Статья 181. Цель и основные задачи экологического образования и просвещения,
повышения квалификации специалистов
1. Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
2. Экологическое образование, экологическое просвещение и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды развиваются в РК как часть системы образования для устойчивого развития.
Слайд 9Современная экология - это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в
том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых
пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации.
Слайд 11Популяцией (от лат. “роруlus” — народ, население) — называют группу
особей одного вида, находящихся во взаимодействии, совместно населяющих общую территорию
и воспроизводящих себя в поколениях.
Слайд 12Сообщество организмов,
связанных теснейшим образом материально-
энергетическими связями с неорганической средой.
Автотрофы
используют энергию
солнца
Хемотрофы —
используют энергию,
освобождающуюся при
химических реакциях
Гетеротрофы —
питаются готовыми органическими веществами
Слайд 13Биоценозы — группировка совместно обитающих и взаимосвязанных организмов.
Биогеоценозы (экосистема) —
сложный природный комплекс живых существ, взаимодействующий с неорганической средой, находящийся
в материально-энергетической зависимости от неё.
Совокупность всех биогеоценозов нашей планеты создает гигантскую экосистему — б и о с ф е р у
Слайд 15Аутэкология- (с англ.)
раздел экологии, изучающий видовые особенности реагирования отдельных животных
и растений или популяций организмов, составляющих часть биоценоза, на факторы
среды и образ жизни вида.
Слайд 16Демэкология; экология популяций; популяционная экология-
Раздел общей экологии, изучающий структурные и
функциональные характеристики, динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения,
выясняющий условия, при которых формируются популяции.
Слайд 17Синэкология-
Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ (биоценозов), включающих различные виды
животных, растений, микроорганизмов и их взаимоотношения со средой обитания.