Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
РАЗДЕЛ № 1
Общая экономическая теория.
Слайд 2ТЕМА №4
Основные принципы функционирования рыночной
экономики
Слайд 3ЗАНЯТИЕ №2
Рынок как конкурентная система хозяйства. Сущность, функции, структура и
инфраструктура рынка
Слайд 4УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Конкуренция и ее виды.
Сущность, функции и структура рынка. Рыночная
инфраструктура.
Слайд 5РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основная
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./
Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:
Юристъ, 2003. – С. 95-108.
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 95-108.
Экономическая теория: Учебник в трех частях. Часть I. Общая экономическая теория. Переходная экономика / Под общей ред. док. экон. наук, доцента О.А. Эткало. – Ярославль: Изд-во Военного финансово-экономического института, 2004.- С. 159-177.
Слайд 6 б)дополнительная
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред.
заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.
- М.: Изд-ва Рос. экон. акад., 2000. – С. 45-77.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 31-56.
3. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- С. 58-79, 79-112, 142-146,167-195,225-260.
4. Эткало О.А. Сборник тестов по экономической теории. – Ярославль: ФВФЭУ, 2002. – С. 33-37.
Слайд 7Вопрос №1
Конкуренция и ее виды
Слайд 8Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваться) означает соперничество между отдельными
субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации
(купли и продажи) товаров.
Слайд 9Функции конкуренции:
нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить
прибыль;
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
дифференциация товаропроизводителей;
воздействие на производство
с целью рационального распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии с потребностями общества, спросом и нормой прибыли;
ликвидация неэффективных предприятий;
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров
Слайд 11«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2.
Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки
зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Слайд 12Различают конкуренцию:
1) функциональную (конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и
качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм
которых достаточно подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;
5) совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.
Слайд 14Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого
участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им
можно пренебречь.
Основными теориями конкуренции являются:
1. Поведенческая теория конкуренции.
2. Структурная концепция конкуренции.
3. Функциональная теория конкуренции.
Слайд 16Характерные черты конкурентных рынков
Слайд 17Вопрос №2
Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура
Слайд 18Что такое рынок?
1. На уровне обыденного мышления рынок предстает как
любое место торговли. Это и биржа (фондовая, товарная или труда),
и супермаркет, и парикмахерская, и торговая лавка, и банк, и многое другое. В этом смысле рынок совсем не обязательно должен ассоциироваться с рыночной системой. Он существовал и в командной экономике, и даже в условиях традиционного хозяйства (рабовладение, феодализм).
2. Рынок - это совокупность актов купли-продажи. В этом смысле рынок уже можно рассматривать и как единое целостное явление, и как несколько самостоятельных секторов в зависимости от объектов купли-продажи.
3. Рынок - это институт или механизм, имеющий высокую степень саморегулирования и связывающий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков). Механизм саморегулирования рынка действует через законы рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, убывающей предельной полезности, возрастание вменённых издержек и многие другие).
Слайд 19Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».
1. Основан на выделении
политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в
качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства.
б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);
в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).
Слайд 20Основные подходы к трактовке экономической категории «рынок».
2. С позиций экономической
теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской
деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Слайд 21Основными признаками рынка являются:
обмен товарами и услугами по эквиваленту;
распределение благ
по факторам производства;
механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;
саморегулирование
экономического равновесия;
средство стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).
Слайд 22 Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:
1) согласие обменивающихся сторон;
2) эквивалентную
возмездность;
3) свободный выбор партнеров;
4) наличие конкуренции.
Слайд 23Функции рынка:
1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и
предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок
- производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);
2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;
3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;
4) обеспечение эквивалентности на основе общественного «эталона», способствующего соизмерению затрат и результатов;
5) демократизация хозяйственной деятельности.
Слайд 24Функции денег:
Мера стоимости - выражение стоимости товаров в деньгах, которые
позволяют оценивать товары идеально до их появления на рынке.
Средство обращения
- как посредник деньги появляются мимолетно в обмене. Т - Д - Т.
Средство накопления - как излишек в товарном мире деньги сберегаются, будучи изъятыми из обращения. Собранные по частям денежные средства служат источником инвестиций в новое производство
Средство платежи - способность денег выступать платежным средством в ситуации, когда не совпадают по времени акты получения товара (услуги), производства работ с уплатой денег.
Мировые деньги - чистое золото в весовых единицах, без национального мундира
Слайд 26Структура рынка:
1. По географическому положению:
местный;
региональный;
национальный;
мировой.
2. По проявлению конкуренции:
свободный (совершенной конкуренции);
монополистической
конкуренции;
олигополический;
монопольный (монопсонный).
3. По объему продаж:
розничный;
оптовый.
4. По механизму регулирования:
совершенной конкуренции;
несовершенной конкуренции;
регулируемый
(под контролем государства).
Слайд 27Элементы рыночной инфраструктуры
Слайд 28Выводы по лекции:
Рынок – это многосложная сфера взаимодействия покупателей и
продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем
воздействии институциональных норм и правил.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.п.
Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов.
Слайд 29Задание на самоподготовку:
1. Дополнить конспект лекции материалом из основной и
дополнительной литературы.
2. Выписать в словарь основные термины и понятия темы
и выучить их.