Слайд 1Экономическая теория, модуль 1
Лектор: Красова Елена Викторовна, доцент кафедры мировой
экономики и международных отношений, ауд. 1506. Тел.: 240-41-93
Тема 6.
Основы
рыночного хозяйства
Слайд 2Содержание темы 6:
Рынок как экономическая категория
Условия функционирования рынка.
Типы рынка
Функции рынка
Субъекты и объекты рынка
Рыночный механизм
и конкуренция
Структура и инфраструктура рынка
Рыночная конъюнктура
Преимущества и недостатки рыночной системы
Экономические институты в рыночной экономике. Трансакционные издержки. Теорема Коуза
Товар и его свойства. Потребительная и меновая стоимость
Стоимость и цена товара
Деньги как важнейший элемент товарно-денежных отношений
Концепции происхождения денег
Функции денег
Эволюция денег. Денежные системы. Виды денег
Закон денежного обращения
Тема 6
Слайд 3Рынок как экономическая категория
Рынок – место обмена, торговли; базар
Рынок –
обмен товарами по законам товарного и товарно-денежного обращения
Рынок – совокупность
сделок купли-продажи товаров
Рынок – социально-экономический механизм взаимодействия производителей и потребителей
Рынок – общественная форма организации и функционирования экономики, основанная на обмене продуктами труда
Рынок – тип хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами
Рынок – тип координационного механизма в экономике
Рынок – совокупность экономических отношений, основанных на регулярных обменных операциях между производителями товаров
Рынок – система экономических отношений, связанных с процессами производства, обращения и потребления экономических благ
Тема 6
Слайд 4Условия возникновения рынка
Рынок – это результат исторического процесса развития товарного
производства. В основе лежит общественное разделение труда, которое обусловливает:
1)
продуктовую и функциональную специализацию производства; 2) экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников.
Тема 6
Слайд 5дальнейшее развитие специализации производства;
дальнейший рост и развитие потребностей;
развитие отношений собственности;
развитие
инфраструктуры обмена продуктами производства;
развитие производительных сил и усложнение производственных отношений;
экономическая
свобода и, следовательно, наличие личного интереса (мотивации) хозяйствующих субъектов к развитию деятельности (бизнеса);
юридическое равенство хозяйствующих субъектов и правовое регулирование рыночных отношений
Тема 6
Условия развития рынка
Слайд 6Рынок – динамичная система
В зависимости от уровня развития общественного разделения
труда и товарно-денежных отношений выделяют типы:
простого (неразвитого) рынка;
свободного рынка;
регулируемого рынка;
деформированного
рынка.
Тема 6
Слайд 7Простой (неразвитый) рынок –
тип хозяйства, для которого характерно производство
продуктов для обмена между самостоятельными производителями, преимущественно, крестьянами и ремесленниками.
Основные
черты:
начальная стадия развития общественного разделения труда;
частная собственность на средства производства;
преимущественно личный труд производителя;
реализация на рынке излишков продукции, а не всего созданного продукта;
непосредственное взаимодействие производителя и потребителя (покупателя);
неполный охват экономики рынком.
Тема 6
Слайд 8Свободный рынок –
тип хозяйства, для которого характерна всеобщность охвата
экономики рыночными отношениями.
Основные черты:
глубокая специализация производителей;
использование наемного труда вместо личного
(рабочая сила становится товаром);
мобильность факторов производства;
реализация на рынке подавляющей части произведенного продукта;
развитие различных форм собственности;
опосредованный механизм взаимодействия производителей и потребителей;
развитие свободной конкуренции;
свободное ценообразование;
использование преимущественно экономических методов решения возникающих проблем.
Тема 6
Слайд 9Регулируемый рынок –
тип хозяйства, для которого характерно государственное вмешательство
государства в экономику с целью устранения (сглаживания) недостатков свободного рынка.
Считается, что регулируемый рынок — это результат гуманизации общества.
Основные черты:
наличие в экономике двух секторов: государственного и частного;
сглаживание государством недостатков функционирования рынка, в первую очередь, ограничение монополии и перераспределение доходов в обществе;
сохранение стимулов к развитию эффективного производства, мотивации к труду и риску в хозяйственной деятельности;
развитие инструментов государственного регулирования экономики, как экономических, так и административных.
Тема 6
Слайд 10Деформированный рынок –
развитый тип хозяйства, для которого характерно подавление
рыночных отношений. Существует в условиях командно-административной системы хозяйства.
Основные черты:
высокий уровень
общественного разделения труда и развития производительных сил;
отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности;
подавление предпринимательской свободы и, как следствие, пониженная заинтересованность в результатах производства;
немобильность факторов производства;
несбалансированность спроса и предложения и, как следствие, возникновение дефицита потребительских товаров;
монополизм производителя;
преимущественно административные методы решения экономических проблем.
Тема 6
Слайд 11Основные черты современного рынка:
достаточно высокий уровень развития потребностей и способов
их удовлетворения;
мобильность факторов производства, особенно капитала;
разнообразие организационных форм деятельности,
основанных преимущественно на частной собственности;
экономическая свобода хозяйствующих субъектов;
стремление хозяйствующих субъектов к эффективной деятельности на основе самоокупаемости, к максимизации выгоды;
правовое регулирование рыночных отношений, развитие договорных отношений;
ответственность хоз. субъектов за характер своей деятельности;
активное развитие рыночной инфраструктуры;
активное развитие неценовой конкуренции;
регулирующая роль государства;
повышение роли государства как хозяйствующего субъекта и др.
В каждой стране (и даже регионе) данные черты могут проявляться в различной степени.
Тема 6
Слайд 12Функции рынка:
Регулирующая: согласование производства и потребления, спроса и предложения, сбалансированность
экономики по отраслям, регионам, видам деятельности и т.д.;
Ценообразующая: установление цен
посредством взаимодействия спроса и предложения;
Стимулирующая: стремление производить больше, а тратить ресурсов – меньше;
Информационная: информирование участников об объемах спроса и предложения, о количестве, качестве, ассортименте товаров, затратах на их производство;
Посредническая: обмен результатами труда обособленных производителей;
Санирующая: очищение экономики от слабых, неэффективных хозяйственных единиц, структур.
Тема 6
Слайд 13Субъекты (участники) рынка – совокупность продавцов и покупателей
Тема 6
Слайд 14Объекты рынка –
Тема 6
- совокупность результатов хозяйственной деятельности людей,
созданных (произведенных) с целью обмена (продажи).
Объектами рынка выступают: товары,
услуги, факторы производства, денежные средства, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, информация и т.д.
Слайд 15Рыночный кругооборот –
Тема 6
- совокупность взаимосвязей между субъектами и
объектами рынка, взятых в непрерывном движении.
Слайд 16Рыночный кругооборот
Тема 6
Это усложненная схема кругооборота, учитывающая участие государства
в рыночной деятельности.
Слайд 17Рыночный механизм –
Тема 6
— это механизм взаимосвязи и взаимодействия
основных элементов рынка – спроса, предложения, цены – на основе
действия объективных рыночных законов.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента противостоят друг другу, находясь в неразрывном взаимодействии между собой (спрос формирует предложение, предложение формирует спрос). Основным инструментом рыночного механизма является цена.
Сбалансирование спроса и предложения может происходить стихийно (на свободном рынке) и под регулирующим воздействием государства (на регулируемом рынке).
Слайд 18Конкуренция –
Тема 6
— это регулирующий механизм рыночных отношений.
Конкуренция –
экономическое соперничество хозяйствующих субъектов за более выгодные условия хозяйствования и
жизнедеятельности.
Конкуренция является:
для рынка в целом: основой внутреннего движения, развития рынка, его катализатором, стимулом к прогрессу;
для отдельного субъекта: стимулом к развитию предпринимательских способностей, творчеству, инициативе, ответственности и других качеств личности.
Конкуренция возможна как между производителями (продавцами), так и между потребителями (покупателями).
Слайд 19Виды конкуренции:
Тема 6
По отраслевой принадлежности:
Внутриотраслевая – конкуренция между фирмами,
производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта. Межотраслевая
– конкуренция между предпринимателями за выгодное размещение своего капитала в отраслях с высоким спросом.
По формам осуществления:
Ценовая конкуренция – борьба за получение дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и цен без изменения ассортимента и качества товаров. Неценовая конкуренция – борьба за доп.прибыль на основе преимуществ, не вязанных с ценой, т.е. диверсификации продукции, технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, улучшения обслуживания и предоставления доп.гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и т.п.
Слайд 20Виды конкуренции:
Тема 6
По степени влияния на рынок
Совершенная – конкуренция,
при которой влияние на рыночную ситуацию каждого хозяйствующего субъекта очень
незначительно. Характеризуется легким проникновением на рынок, отсутствием барьеров.
Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой возможно влияние на рыночную ситуацию отдельно взятым хозяйствующим субъектом. Барьерами на вход на такой рынок могут быть: закрытость информации, большие первоначальные капиталовложения, устоявшаяся структура потребительского спроса, правовые ограничения.
Слайд 21Система рынков –
Тема 6
совокупность множества взаимосвязанных конкретных рынков.
Структура
рынка –
- дифференциация общего рынка по различным критериям.
По назначению
объектов рынка: потребительских товаров, ресурсов (факторов производства), инноваций, финансов;
по отраслям: строительный, недвижимости, услуг, одежды и т.д.;
по географическому охвату: местный (локальный), региональный, национальный, мировой;
по типам конкуренции: совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции;
по характеру продаж: розничный, оптовый;
по степени насыщенности: сбалансированный, дефицитный, избыточный;
по соответствию законодательству: легальный, нелегальный.
Слайд 22Инфраструктура рынка –
Тема 6
- совокупность экономических, административных и
организационно-правовых условий, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений.
Инфраструктура –
совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.
Функции рыночной инфраструктуры:
информирование субъектов о месте, времени, характере рыночного обмена;
организация оформления договорных отношений;
организация товарно-денежных отношений;
поиск необходимых элементов рынка: товаров, ресурсов, партнеров, работников и т.д.;
обеспечение экономического и юридического контроля за деятельностью субъектов; и другие.
Слайд 23Объекты инфраструктуры
Тема 6
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, торговыми палатами,
предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, выставками, посредническими фирмами
небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, кадровые агентства, профсоюзы, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Универсальная инфраструктура (для всех рынков) включает агентства деловой коммуникации и программного обеспечения, налоговые инспекции, страховые компании, хозяйственные ассоциации и объединения, аудиторские компании, рекламные агентства, информационные и аналитические центры, консалтинговые службы, специализированные государственные структуры, отчасти средства массовой информации, другие.
Слайд 24Взаимодействие объектов инфраструктуры
Тема 6
Слайд 25Рыночная конъюнктура
Тема 6
Конъюнктура — это совокупность условий в их
взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области.
Экономическая конъюнктура –
совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Конъюнктура отражает ход всех экономических процессов как в общенациональном масштабе, так и на микроуровне.
Слайд 26Виды рыночной конъюнктуры
Тема 6
По времени (периоду охвата): моментная (одного
дня – одной недели), краткосрочная (квартал – месяц), среднесрочная (1
– 3 года), долгосрочная (3-25 лет),вековая (50-100 лет), цивилизационная (несколько столетий - тысячелетий).
По уровню охвата: общехозяйственная (общеэкономическая);отраслевая; рыночная
Слайд 27Показатели рыночной конъюнктуры
Тема 6
Важнейшие (характеризуют стадию развития):
потребительский спрос на
рынке;
предложение товаров и услуг;
динамика рыночных цен как результат соотношения спроса
и предложения.
Важные (характеризуют уровень деловой активности):
темпы роста производства и строительства;
темпы роста внутренней и внешней торговли;
уровень занятости и безработицы;
уровень инфляции.
Слайд 28Показатели рыночной конъюнктуры 2
Тема 6
Производные (дополняющие, детализирующие, конкретизирующие):
динамика
издержек производства;
движение товарных запасов;
темпы роста денежных доходов населения;
деловая активность на
различных рынках;
масштабы рыночных операций;
уровень коммерческого риска;
сила конкурентной борьбы;
степень монополизации рынков;
положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла, другие.
Слайд 29Преимущества рыночной системы:
Тема 6
многообразие видов производимой продукции и ее дифференциация;
способность
к наиболее полному удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и
услуг;
эффективное распределение ресурсов в экономике;
мобильность и адаптивность субъектов к рыночной ситуации;
наличие стимулов к внедрению передовых технологий в производство.
Слайд 30Недостатки рыночной системы:
Тема 6
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
отсутствие экономического механизма
защиты окружающей среды;
отсутствие стимулов для производства общественно значимых товаров,
а также для осуществления такой деятельности, как фундаментальная наука;
отсутствие гарантий на занятость и доход;
дифференциация доходов населения, расслоение общества, стремление к социальному неравенству;
нестабильность (цикличность) развития;
стремление к монополизации;
инфляция;
возникновение отрицательных внешних эффектов.
Слайд 31Внешние эффекты –
Тема 6
- (или экстерналии от англ. externalities)
– это прямые, неопосредованные рынком воздействия одного хозяйствующего субъекта на
другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, или положительными, (например, озеленение) и неблагоприятными, или отрицательными (например, загрязнение окружающей среды).
Проблема внешних эффектов состоит в неэффективном использовании ресурсов в экономике вследствие расхождения частных и общественных издержек (частных и общественных выгод).
Слайд 34Последствия внешних эффектов
Тема 6
первоначально рассмотрены Артуром Пигу в книге
«Экономическая теория благосостояния» (1932 г.)
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое
благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Таким образом, в рыночной экономике товаров с отрицательными внешними эффектами выпускается слишком много, а товаров с положительными внешними эффектами слишком мало. В результате не обеспечивается Парето-эффективность структуры выпуска и возникают «провалы» рынка. Поэтому необходимо вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов.
Слайд 35Регулирование внешних эффектов:
Тема 6
Слайд 36Экономический институт –
Тема 6
- это система формальных и неформальных
правил поведения хозяйствующих субъектов в экономике с целью устранения неопределенности
в сфере обращения.
Понятие экономического института введено институционально–социологическим направлением эк. теории (Т. Веблен, Эльстер, Д. Норт, У. Митчелл и др.).
Предпосылки возникновения категории «институт»:
воздействие социума на индивида;
существование различных неэкономических ограничений на экономическое поведение человека;
необходимость хозяйствующих субъектов адаптироваться не только к экономическим, но и к другим – неэкономическим – факторам.
Слайд 37Экономические институты
Тема 6
Институты (Т.Веблен) — это распространенный образ мысли о том,
что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных
выполняемых ими функций (превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе).
Институты (Дж. Коммонс) – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
Институты (У.Митчелл)— господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.
Институты (Д. Норт) — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Институты – своеобразные алгоритмы (схемы, матрицы) поведения хозяйствующих субъектов, являющегося при данных неэкономических ограничениях в данном социуме наиболее эффективным.
Слайд 38Концепция трансакционных издержек
связывает категории экономического института и эффективности хозяйственной деятельности.
Трансакционные издержки –
- это издержки в сфере обмена, связанные
с передачей прав собственности. Эти издержки связаны не с производством как таковым, с сопутствующими ему затратами.
Выделяют 5 форм трансакционных издержек:
издержки поиска информации;
издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
издержки измерения;
издержки спецификации и защиты прав собственности;
издержки оппортунистического поведения.
Тема 6
Слайд 39Трактовка трансакционных издержек
Тема 6
Трансакционные издержки – издержки эксплуатации экономической
системы (К. Эрроу)
«Состоят из издержек оценки полезных свойств объекта
обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» (Д. Норт)
Существуют не только в рыночной, но и в альтернативных способах экономической организации (С. Чанг, А. Алчиан, Г. Демсец)
Слайд 40Факторы роста трансакционных издержек:
углубление разделения труда и развитие специализации производства;
рост числа участников рыночного обмена;
размывание прав собственности;
усложнение процедуры принятия
экономических решений;
различия экономических интересов хозяйствующих субъектов;
усугубление оппортунистического поведения хозяйственных субъектов.
Тема 6
Слайд 41Базовые постулаты учения Коуза о трансакционных издержках
отражены в трудах «Природа
фирмы» (1937 г.), «Проблема социальных издержек» (1960 г.) и др.
Фирма
(организация) как таковая рынку не нужна, т.к. накладывает ограничения на степень экономической свободы ее участников. Однако, люди становятся членами организации с целью минимизировать свои трансакционные издержки.
Проблема трансакционных издержек возникает как результат локализации деловых связей. Не обладая всей полнотой информации, никто не может быть уверен в том, что не переплачивает за приобретаемые ресурсы, товары или услуги.
Слайд 42Теорема Коуза
В формулировке Дж. Стиглера (1966 г.) звучит так: «Если
права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то
размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».
Иными словами: В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны (т.е. внешних эффектов не возникает).
Тема 6
Слайд 43Теорема Коуза:
Тема 6
доказывает значение трансакционных издержек «от противного», т.е. предполагает
полное их отсутствие. В этих условиях «первоначальное распределение прав собственности совершенно
не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое из прав окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права».
доказывается Р.Коузом на примере рассмотрения внешних эффектов, т.е. побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.
опровергает мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По мнению Коуза, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.
по-новому раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние.
Слайд 44Товар –
Тема 6
- это благо, произведенное для обмена (продажи).
Обладает
двумя свойствами:
Потребительной стоимостью – способностью удовлетворять потребность человека. Товар обладает
общественной потребительной стоимостью, т.к. удовлетворяет потребности не только самого производителя, но и других людей, к которым попадает посредством обмена.
Меновой стоимостью – способностью товара обмениваться на другие товары.
Слайд 45Основные концепции стоимости товара
Тема 6
Затратная концепция (классики): стоимость определяется издержками
производства, главным образом, трудом. Согласно К. Марксу, стоимость есть вещная
форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности.
Теория предельной полезности (маржиналисты): стоимость определяется полезностью товара.
Современная теория рыночного механизма (нач. с А. Маршалла): соединяет и обосновывает взаимовлияние полезности и издержек посредством теории спроса и предложения.
Слайд 46Деньги –
Тема 6
– это всеобщий универсальный эквивалент стоимости всех
товаров, форма меновой стоимости.
Свойства денег:
фидуциарность, т.е. всеобщее признание в
качестве средства обмена, основанное на доверии;
узнаваемость;
однородность;
делимость;
портативность.
Деньги обеспечивают всеобщую обмениваемость товаров, определяют меновые пропорции. Однако, не деньги делают товары соизмеримыми, а заключенная в товарах стоимость.
Слайд 47Концепции происхождения денег
I. Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как
результат соглашения между людьми (принятия государственного закона) с целью облегчения
процесса обмена. В основе появления денег лежат не экономические причины, а результаты психологического акта, субъективного решения людей (субъективно-психологический подход).
Сторонники теории:
Аристотель: «Деньги стали деньгами не по своей внутренней природе, а в силу закона, поэтому люди могут изменить этот закон и сделать деньги бесполезными»;
П. Самуэльсон: «Деньги – это искусственная социальная условность»;
М. Фридмен: Деньги – это экспериментальная теоретическая конструкция;
Дж. Гэлбрейт: <Деньги> – продукт соглашения между людьми.
Тема 6
Слайд 48Концепции происхождения денег 2
Эволюционная концепция К. Маркса объясняет происхождение денег
объективными закономерностями развития общественного производства. В основе денег лежат экономические
причины: деньги являются результатом развития товарного обмена, который в процессе перехода от натурального хозяйства к товарному независимо от воли и желания людей привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции (историко-материалистический подход).
Данный подход характерен для советской (российской) экономической мысли.
Тема 6
Слайд 49Функции денег раскрывают их сущность.
Тема 6
Слайд 50Эволюция денег
Тема 6
Товарные деньги → металлические деньги → бумажные деньги
→ кредитные деньги → электронные деньги.
Слайд 53Закон денежного обращения –
Тема 6
- экономический закон, определяющий количество
денег, необходимых для обращения.
Уравнение И. Фишера (1911 г.):
M х V
= Р х Q,
где М – масса денег в обращении; V – скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в сделках в течение года); Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг.
Слайд 54Закон денежного обращения 2
Тема 6
С возникновением функции денег как
средства платежа закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий
вид:
где S1 – сумма цен товаров и услуг; S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; Р– взаимопогашающие платежи.
Таким образом, денег для обращения необходимо столько, чтобы можно было реализовать по текущим ценам весь объем произведенных в рамках национальной экономики товаров и оказанных услуг.
Слайд 55Денежная масса –
Тема 6
– это сумма наличных и безналичных
денежных средств, а также других средств платежа.
Центральный банк РФ
ведет расчеты денежных агрегатов М0 – М3, однако, для характеристики денежной массы используется показатель «денежная база», который по существу приравнивается к агрегату М2.
Слайд 56Денежный агрегат –
Тема 6
– совокупность определенного вида денежных средств,
отличающихся от других видов степенью ликвидности, т.е. возможностью быстрого превращения
в наличные деньги.
Слайд 57богатые природные ресурсы,
высокий образовательный уровень трудовых ресурсов,
наличие передовых
технологий в некоторых важных отраслях,
стратегически выигрышное геополитическое и географическое
положение.
Конкурентные преимущества России в современной рыночной экономике:
Слайд 58правовая нерешенность вопроса о частной собственности на землю,
отсутствие института
частной собственности,
большой износ основного капитала, устаревшие технологии,
затратное и
энергоемкое производство,
непропорциональность географического размещения экономически важных объектов и производств,
недостаточно развитая налоговая система,
коррупция и большие объемы теневой экономики,
недостаточная эффективность государственного аппарата.
Проблемы развития рыночных отношений в России:
Слайд 59Особенности развития рыночных отношений в России