Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИУТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Почекутова Е.Н., Институт экономики, управления и природопользования
Сибирского
федерального университета
Слайд 2Бюджетная система Российской Федерации
Государственные финансы являются главным комплексом средств (методов)
государственного регулирования экономики, они состоят из государственного бюджета, внебюджетных фондов
и система государственного и муниципального кредита
Административно-территориальное устройства управления страны (двух-, трехступенчатого) определяет уровни бюджетов (центральные, провинциальные и местные)
Слайд 3Бюджетная система Российской Федерации
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в
том числе:
бюджеты муниципальных районов;
бюджеты городских округов;
бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 4Бюджетная система Российской Федерации
Федеральный бюджет – форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый год (соответствует календарному году
и длится с 1 января по 31 декабря), предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Целевые бюджетные фонды – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый пот отдельной смете.
Слайд 5Бюджетная система Российской Федерации
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный
для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Слайд 6Бюджетная система Российской Федерации
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) –
форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ + (бюджеты муниципальных образований межбюджетные трансферты) = консолидированный бюджет субъекта РФ.
Слайд 7Бюджетная система Российской Федерации
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма
образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,
предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Слайд 8Принципы бюджетной системы Российской Федерации
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 9Доходы бюджетов
налоговые доходы;
неналоговых доходы;
безвозвратные и безвозмездные перечисления
Слайд 10Налоговая система Российской Федерации
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им
на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Слайд 11Налоговая система Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль
организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Слайд 12Налог на добавленную стоимость с 01.01.2015
Слайд 13Акцизы
Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2016 года
Виды подакцизных
товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с
1 января 2016 года
Природный газ 30 процентов
(если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации)
Слайд 18Налог на доходы физических лиц с 01.01.2014
Слайд 20Налог на прибыль организаций (общий режим)
Слайд 21Налог на добычу полезных ископаемых (нефть)
Слайд 24Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов с 01.04.2010
Слайд 25Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов с 31.01.2009
Слайд 26Государственная пошлина
1. Государственная регистрация заключения брака, включая выдачу свидетельства, -
350 рублей;
2. Государственная регистрация расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
- при
взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 650 рублей с каждого из супругов;
- при расторжении брака в судебном порядке - 650 рублей с каждого из супругов;
- при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, - 350 рублей;
3. Государственная регистрация установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, - 350 рублей;
4. Государственная регистрация перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, - 1 600 рублей;
5. Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, - 650 рублей;
6. Выдача повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей;
7. Выдача физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов - 200 рублей.
Слайд 27Государственная пошлина
1. Выдача паспорта гражданина Российской Федерации - 300 рублей;
2.
Выдача паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в
негодность - 1 500 рублей;
3. Выдача загранпаспорта - 2 000 рублей;
4. Выдача загранпаспорта нового поколения - 3 500 рублей;
5. Выдача загранпаспорта ребенку в возрасте до 14 лет - 1 000 рублей;
6. Выдача загранпаспорта нового поколения ребенку в возрасте до 14 лет - 1 500 рублей;
7. Внесение изменений в загранпаспорт - 500 рублей.
8. Выдача паспорта моряка, удостоверения личности моряка - 1 300 рублей;
9. Внесение изменений в паспорт моряка, удостоверение личности моряка - 350 рублей;
Слайд 28Налоговая система Российской Федерации
Региональные налоги
1) налог на имущество организаций;
2) налог
на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог
на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Слайд 29Налог на игорный бизнес с 01.01.2012
Слайд 30Земельный налог (г. Красноярск на 2015 год)
0,1 процента в отношении
земельных участков:
- занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;
- занятых гаражами и автостоянками.
0,3 процента в отношении земельных участков, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Слайд 31Налог на имущество физических лиц
0,1 процента в отношении:
жилых домов, жилых
помещений;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов
является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
гаражей и машино-мест;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Слайд 32Принципы оптимальности налоговой системы
1) экономической эффективности
2) административной простоты
3) политической ответственности
4)
гибкости
5) справедливости
Слайд 33Доходы бюджетов
Неналоговые доходы
доходы от использования и продажи имущества
доходы от
платных услуг
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и
уголовной ответственности
иные неналоговые доходы
Слайд 34Доходы бюджетов
Безвозмездные и безвозвратные перечислениям
дотации из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Слайд 35Показатели бюджета
процент средств (валового внутреннего продукта) перераспределяемых посредством бюджета;
2) покрываемость
бюджетных расходов доходами (дефицит, профицит). В случае дефицита указываются источники
покрытия (внутренние/внешние);
3) структура расходов бюджетных средств.
Слайд 36Оптимальная структура расходов федерального бюджета
1) социальные услуги (здравоохранение, образование,
пособия, субсидии бюджетам местной власти) – 40-50%%;
2) затраты на хозяйственные
нужды (государственные капитальные вложения, дотации государственным предприятиям, государственные программы, субсидии сельскому хозяйству) – 10-20%%;
3) расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики – 10-20%%;
4) административное управление (содержание правительственных органов, милиции, юстиции и др.) – 5-10%%;
5) платежи по государственному долгу – 7-8%%.
Слайд 37Расходы бюджетов и интересы основных групп носителей социально-экономических интересов
Государственный бюджет
– компромисс
между общегосударственными и местными интересами;
между промышленными и сельскохозяйственными районами
– по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, т.е. ориентиров государственной территориальной структурной политики;
между интересами отдельных отраслей и компаний – по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство.
Слайд 38Модели бюджетного федерализма
конкурентный тип характеризуется высокой степенью децентрализации управления,
финансовой независимостью местных властей, ослабленностью государственного сектора;
кооперативный тип (политика выравнивания)
характеризуется ответственностью центра за поступление финансовых средств в регионы, тесным сотрудничеством государственных и местных органов власти. Преимущества – экономичность централизованного сбора налогов, хорошие возможности по аккумулированию средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов. Недостатки – рутинность процесса перераспределения, зависимость местных администраций от центра.