Слайд 1
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга
Слайд 2Материалы для дистанционного обучения «Формирование медиативного подхода в образовательном учреждении»
Слайд 3
Раздел «Коммуникативные барьеры как причина возникновения конфликта».
Слайд 4Коммуникативные барьеры как распространенная причина конфликтов
Коммуникативные барьеры – это психологические
препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.
Классификация барьеров, возникающих в
общении, предложенная Е. В. Руденским:
Барьер темперамента.
Социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и иные различия.
Барьер стереотипа.
Барьер отсутствия интереса.
Барьер речи
Логический барьер.
Барьер манеры общения
Барьер непонимания важности сказанного.
Барьер отрицательных эмоций.
Барьер пренебрежения фактами
Физические барьеры.
Слайд 5Типы темперамента
Реакция человека в ситуации, когда на его шляпу сели,
в зависимости от типа темперамента
Слайд 6Определите вид коммуникативного барьера
Устроим шумную вечеринку с веселой музыкой и
танцами!
Послушаем спокойную музыку. Поиграем в настольные игры
Барьер темперамента.
Слайд 7Хозяин, дрова нужны?
Нет. Не нужны.
Логический барьер.
Наутро, когда хозяева
вышли во двор, дрова исчезли
Слайд 8Барьер манеры общения: интроверт и экстраверт
Слайд 9Барьер отрицательных эмоций.
Слайд 13- Какие виды коммуникативных барьеров вы запомнили?
- С какими коммуникативными
барьерами вы стакивались в повседневном общении?
Вопросы:
Слайд 14Раздел «Мои стратегии поведения в конфликте».
Слайд 15Стратегии поведения в конфликте
К. Томас выделяет 5 способов урегулирования конфликтов:
1
соревнование (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб
другому;
2 приспособление (уступчивость) - принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3 компромисс - соглашение на основе взаимных уступок, предложение варианта, снимающего возникшее противоречие;
4 избегание - отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;
5 сотрудничество - ситуация, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Слайд 16Стратегии поведения в конфликте по К.Томасу
Слайд 18Знаете ли Вы, что такое медиация?
Медиация — это переговоры с участием
третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только в том, чтобы
стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Слайд 19Процедура медиации
1. Вступительное слово
2. Презентация сторон.
3. Дискуссия.
4. Кокус – индивидуальная
беседа.
5. Совместная сессия.
6. Заключение соглашения. Выход из медиации.
Слайд 201. Вступительное слово:
1. Медиатор называет своё имя.
Спрашивает имена
сторон. Узнает, каким количеством времени они располагают.
Сообщает: «Мы собрались, чтобы провести переговоры».
Озвучивает принципы медиации: принцип конфиденциальности, принцип добровольности, принцип нейтральности медиатора, принцип взаимной вежливости, принцип равноправия сторон (равное количество времени каждой стороне).
Рассказывает процедуру медиации.
Стороны заключают соглашение о вежливости.
Слайд 212. Презентация сторон:
2.1. Задаем вопрос «Кто готов начать первым?»
- «Первый»
рассказывает о ситуации.
2.2 Медиатор дает «эхо-технику», выделяя в речи
первого участника 3 составляющие: факты, интерпретацию, эмоцию.
Пример: «Если я правильно Вас понял, Петр уронил Ваш телефон. Вы решили, что он сделал это специально. Вы разозлились на него за это».
2.3. Вторая сторона рассказывает.
2.4. Медиатор дает «эхо-технику».
Слайд 223. Дискуссия:
3.1 «Вентиляция» эмоций. Цель: чтобы участники конфликта заговорили об
эмоциях.
3.2 Сбор информации: из крика выписываем интересы сторон.
Слайд 234. Кокус – индивидуальная беседа с каждой из сторон.
Задачи
кокуса:
- отрабатываем эмоции;
- проверяем, правильно ли мы поняли интересы сторон;
- проверка интересов сторон на реальность (реально ли достичь того, что хочет сторона получить);
- составляем список вопросов для обсуждения;
- записываем предложения стороны относительно разрешения конфликта;
- проверка предложений на реальность;
- узнаем, что из сказанного, мы можем передать другой стороне.
Начинаем кокус с более сложного, эмоционального клиента.
Слайд 245. Совместная сессия.
Работа со списком вопросов, составленным ранее:
5.1 стороны определяют,
какие вопросы самые важные, какие менее;
5.2 стороны задают друг другу
вопросы для обсуждения из своего списка.
Задачи медиатора: проконтролировать процесс переговоров, следовать списку вопросов, узнать, что стороны готовы делать для разрешения конфликта.
Слайд 256. Заключение соглашения. Выход из медиации.
- оговариваются гарантии соблюдения соглашения,
санкции за несоблюдение;
- обсуждение соглашения;
- проверяется правильно ли (одинаково ли)
стороны понимают слова в соглашении;
- медиатор должен понять, насколько процесс медиации был удовлетворителен для каждой из сторон (в эмоциональном, содержательном плане, в плане процедуры). Для этого задаем прямой вопрос.
Слайд 26Когда мы можем обратиться к медиатору?
Какие этапы включает процедура медиации?
Какие
существуют принципы медиации?
Что означает принцип конфиденциальности в медиации?
Что означает
принцип нейтральности в медиации?
Что означает принцип добровольности в медиации?
Что означает принцип равноправия в медиации?
Не забудьте заполнить анкету обратной связи
Вопросы для самопроверки:
Слайд 27Электронные образовательные ресурсы
по медиации для самостоятельного изучения
О методе медиации:
https://www.youtube.com/watch?v=GO2jbg93ddE
Пример учебной медиации: https://www.youtube.com/watch?v=whmWwVR8LEw&t=17s