Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО
Слайд 2Процессы, определившие развитие телевидения
Технологический прогресс (телеграф, телефон, кино, радио и
теле…).
Развитие индустрии ТВ - в 1920-30 гг. интересовало лишь
профессионалов- в начале 1950-х – масс медиа. В это время потребители получили возможность приобретать достаточно недорогие и при этом технически сложные домашние устройства для приема телепрограмм – телевизоры.
Слайд 4Процессы…
2. Развитие индустриального общества
массовое потребление
Слайд 5Процессы…
2. Развитие индустриального общества
массовое потребление
демократизация
Слайд 6Процессы…
2. Развитие индустриального общества
массовое потребление
демократизация
реклама товаров массового спроса
Слайд 8ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ
1. Коммерческое ТВ – США
2. Общественное ТВ
– Великобритания, Франция, Германия и др. страны Западной Европы.
3. Государственное
ТВ – бывшие страны социализма, Китай.
Слайд 9Коммерческое ТВ
рекламодатели получили возможность одновременного доступа к большому числу потребителей.
зрители впервые получили возможность «бесплатного» доступа к программам
Так работают крупнейшие
американские частные сети эфирного телевидения: NBC, CBS, ABC, Fox.
Слайд 10Бизнес-модель
коммерческого ТВ
Реклама + производство и продажа телепрограмм + продажа
теле и аудионосителей (дисков и т.д.) + продажа авторских прав
на свои программы.
Слайд 11Общественное ТВ
Идеальный пример – ВВС (Великобритания).
Миссия: ВЕЩАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ
СЛУЖБА
Слайд 12Бизнес-модель
общественного ТВ
Плата с населения (абонентская плата) или покупка
ежегодной лицензии на телеприём (порядка 200 долларов в год –
в Великобритании) + государственный субсидии + продажа рекламы
Слайд 13Государственное ТВ
Миссия: обслуживание интересов государства
…и населения (?)
Слайд 14Бизнес-модель
государственного ТВ
Государственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных
корпораций, близких к государственным структурам.
Слайд 15Экономические особенности
ТВ-индустрии
Первая экономическая особенность ТВ:
эффект масштаба производства заставляет
телеканалы стремиться к постоянному увеличению аудитории.
Аудитория должна быть максимально
большой
Слайд 16Экономические особенности
ТВ-индустрии
Вторая экономическая особенность ТВ:
стоимость доставки программ к
зрителям с течением времени значительно сокращается
Слайд 17Экономические особенности
ТВ-индустрии
Третья экономическая особенность ТВ:
под давлением конкурентной среды
телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта
Слайд 18Экономические особенности
ТВ-индустрии
Четвертая экономическая особенность ТВ:
создание телепрограмм – дорогостоящее,
трудоемкое и технологически зависимое производство
Слайд 19Экономические особенности
ТВ-индустрии
Четвертая экономическая особенность ТВ:
создание телепрограмм – дорогостоящее,
трудоемкое и технологически зависимое производство
Слайд 20Как снизить стоимость
тв-контента
1. С помощью производства серийных программ и
сериалов.
Слайд 21Как снизить стоимость
тв-контента
1. С помощью производства серийных программ и
сериалов.
2. С помощью производства и приобретения дешевых программ, а также
использования дешевой аппаратуры и студийного оборудования.
Слайд 22Как снизить стоимость
тв-контента
1. С помощью производства серийных программ и
сериалов.
2. С помощью производства и приобретения дешевых программ, а также
использования дешевой аппаратуры и студийного оборудования.
3. С помощью приобретения прав на вторичный показ популярных телепрограмм и сериалов, а также вторичное использование собственных программ – телевизионный рециклинг. (Телевизионный секонд-хэнд)
Слайд 23Особенности радио
Радио сегодня осталось самым доступным СМИ на планете.
Слайд 24Особенности радио
Радио сегодня осталось самым доступным СМИ на планете.
Радио сегодня
осталось самым дешевым СМИ на планете.
Слайд 25Радио везде
будильник,
компьютер,
мобильный телефон,
душевая кабина
автомобиль
Слайд 26Эволюция бизнес-моделей радио
1. Радио как массовое СМИ появилось в 1920
гг. и стало способом организации семейного и коллективного досуга. Но
в 1950 гг. эта стратегия была перехвачена ТВ
Слайд 27Основания для эволюции
бизнес-моделей радио
2. . В 1960 гг. из
семейного оно превратилось в индивидуальное средство развлечения и досуга на
основе увеличения объема музыки.
Слайд 28Основания для эволюции
бизнес-моделей радио
3. В 1960-е годы начался переход
радио к стратегии узких форматов ( приоритет каких-то музыкальных направлений
в сетке вещания)
Радио стало превращаться в НИШЕВОЕ СМИ, работающее на рынке местной рекламы – этот процесс продолжается и сегодня…
Слайд 29 В радиоиндустрии как и на ТВ разделяют
Станции-вещатели (передают программы собственного
производства и закупленные) и
Радиокомпании и студии звукозаписи – производители программ
Слайд 30
На экономику радио влияют технические и юридические факторы
Слайд 31 1. Технология распространения радиосигнала
Раньше – проводное, кабельное радио и эфирное
радио. Сегодня – спутниковое радио. Снижает затраты. Использует цифровой сигнал.
Слайд 32 2. Авторское право
Звукозаписывающие компании получают авторские права на свой продукт
и продают либо продукт, либо авторские права на изготовление продукта
– копии. Сегодня покупка авторских прав – в числе одной из самых больших статей расходов радиокомпаний.
Слайд 33Бизнес-модели радио
Реклама (для вещательных компаний)
Создание и продажа контента, авторских прав
и дисков (для производящих, звукозаписывающих компаний)
Слайд 34Особенности и преимущества радиорекламы
1. Фиксированная целевая аудитория: охват определенных сегментов
аудитории при помощи четко известных форматов.
Радио может обращаться к аудитории
в любое время суток, является идеальным средством охвата аудитории в автомобиле (особенно, когда они едут с работы и на работу – драйв-тайм)
Слайд 35Особенности и преимущества радиорекламы
2. Скорость и гибкость: радиореклама имеет самый
короткий период подготовки по сравнению с другими СМИ.
Это даёт
возможность идеально приспосабливаться к особенностям местного рынка, новостям и даже прогнозам погоды (лопаты для уборки снега – как пример)
Слайд 36Особенности и преимущества радиорекламы
3. Небольшие затраты: радио – самое дешевое
из всех медиасредств рекламы. Может повторяться большое количество раз с
низкими затратами. Стоимость производства роликов тоже невысока: иногда достаточно просто чтения текста диктором.
Слайд 37Особенности и преимущества радиорекламы
4. Использование звука для создания мысленных образов:
радио дает большой простор воображению слушателей. Комбинация звуков, слов, эффектов
приводит к появлению «мысленного театра».
Слайд 38Особенности и преимущества радиорекламы
5. Доступность носителя (радиоволны)
Слайд 39Особенности и преимущества радиорекламы
6. Положительное восприятие:
радио не является раздражителем,
имеет горячих приверженцев, слушающих постоянно одни и те же радиостанции,
слушатели воспринимают его положительно.
Слайд 40Особенности радиорекламы
Недостатки:
мимолётность, отсутствие зрительных образов, отсутствие контроля и т.д.
Слайд 41Основные форматы коммерческих радиостанций
НИШЕВАЯ (И ГИПЕРНИШЕВАЯ) АУДИТОРИЯ. Слово «ниша» в
английском языке означает умение удобно расположиться - «угнездиться». То есть
эта аудитория имеющая сходные интересы (и по разным причинам предпочитающее то или иное СМИ)
Слайд 42Основные форматы коммерческих радиостанций
ФОРМАТ - вид, тип, характер, форма подачи
информации. Для радио это совокупность жанровых, тематических и прочих признаков,
формирующих концепцию вещания.
Слайд 43Основные форматы радио
«Современное радио для взрослых» - AC. Основной тип
музыки – поп-музыка, баллады, легкие композиции, немного мягкого рока. Кроме
этого – короткие выпуски новостей, обзоры спортивных событий. Объем музыки всегда превышает объем разговорных жанров.
Аудитория такого формата – 25-34 года, средний класс, высокий уровень доходов, активный потребитель. Сравнительно разнообразная аудитория. Сейчас этот формат постоянно сужается – околоджазовые направления, популярная современная музыка для взрослых… (Примеры – Радио 7, Европа +)
Слайд 44Основные форматы радио
«Современный хит» - CHR – это наиболее популярные
в данный момент музыкальные записи («Топ – 40»).
Ориентация прежде всего
на молодежь – до 18 лет, хотя этот формат слушают и люди постарше – 18-25. Краткость и второстепенность новостей. Новости мало интересуют основную часть молодежной аудитории. Формат отличается быстрыми и жесткими ритмами. Задача формата – полностью приковать внимание молодежной аудитории и не дать им возможности переключиться на другие каналы. Эклектика и появление подформатов – например, R&B).
Слайд 45Основные форматы радио
«Легкая музыка» - один из традиционных и наиболее
старых. В этом формате преобладают инструментальные композиции, песни популярных исполнителей,
оркестровая музыка. Аудитория состоит из людей старшего возраста (около 50 и старше). Разговорные жанры также не считаются приоритетными, многие станции передают новости преимущественно утром. Аудитория постепенно уменьшается, но рекламодатели любят этот формат за точно известный характер целевой аудитории и ее хорошо изученное, весьма консервативное потребительское поведение.
Слайд 46Основные форматы радио
Формат «Старой музыки» или «Старых хитов» - например
«Ностальжи» - программа ориентирована на музыку прошлых лет. Ориентируются прежде
всего на пожилую публику (с разбивкой на десятилетия – музыка 10-20-летия), хотя аудитория может включать и молодых поклонников старой музыки.
Слайд 47Основные форматы радио
Формат «Классика» - программа построена на классической музыке.
Поклонников не слишком много, но это стабильная аудитория, сформированная из
людей высокого социального статуса. Они занимают свою небольшую, но постоянную нишу. Правило – максимальные перерывы между рекламными и музыкальными блоками. Максимальные перерывы между рекламными блоками в вечернее время и сокращение музыкальных программ между рекламными вставками – в дневное. Достаточно часто всё-таки носят некоммерческий характер и входят в сферу деятельности общественного радио.
Слайд 48Основные форматы радио
Переходные или промежуточные форматы. (В США – МОR
Middle-of-the Road). Адресуется практически всем категориям слушателей. В основе музыкальной
программы – хорошая музыка разных стилей. Время разговорных программ практически равно времени музыкального вещания. Очень большую роль играют ведущие, которые придают этому смешанному формату индивидуальность. Важно умение поговорить со своими слушателями, предложить им интересные обзоры новостей, спортивных событий, сделать объявления.
Слайд 49Основные форматы радио
Новости и разговорное радио (Возможно отдельно – информационное
радио и разговорное радио).
Альтернатива музыкальному радио – основу составляют
речевые программы. Новостные радиостанции чаще всего концентрируются в крупных городах, где легче найти рекламу. Более дорогостоящие радиостанции – новости более затратны, чем музыка.. Чаще всего новостной формат сориентирован на молодую, политически и социально активную часть аудитории.
Слайд 50Перспективы развития
бизнес-моделей радио
Дробление некогда массовой аудитории – не только
по социально-экономическому признаку (расширение социальной категории «средний класс»), но и
по культурно-демографическому. В результате эксперты прогнозируют – форматы будут еще более «сужаться». Это будет означать, что программная политика станций будет ориентироваться на чётко сфокусированные музыкальные стили и направления или демонстрировать нетрадиционные подходы к составлению программ. Бесконечное разнообразие форматов.
Слайд 51Перспективы развития
бизнес-моделей радио
С другой стороны – интеграция наиболее популярных
форматов. Соединение речевого и музыкального радио с популярной музыкой (АС).
В крупных и средних городах, автомобильное радио.