Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия
Издержки производства
и себестоимость продукции
Формирование цен на продукцию предприятия
Качество и
конкурентоспособность продукции
Инновационная деятельность и инвестиционная политика предприятия
Слайд 2Прогнозирование и планирование деятельности предприятия
Планирование - процесс разработки планов,
программ и проектов на основе использования экономических законов и передового
опыта. Является средством формирования целей фирмы и способов их достижения.
Планирование позволяет:
предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
более рационально использовать все ресурсы предприятия;
избежать риска банкротства;
более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Слайд 3Принципы планирования
Непрерывность планирования
Научность
Нацеленность планов на рациональное использование всех
ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной
прибыли
Принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации
Принцип взаимной увязки и координации
Слайд 4Методы планирования:
балансовый метод
нормативный метод
программно-целевой метод
планирование по технико-экономическим факторам
графические методы
Слайд 5Классификация планирования:
по видам (стратегическое и текущее, которое подразделяется на
технико-экономическое и оперативно-производственное);
по времени ( долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное);
по объекту планирования
(план предприятия, цеха, отдела, бригады, участка, рабочего места);
по видам документов (бизнес-план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд);
по методам планирования (балансовый, нормативный, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический);
по предмету планирования (план объема продаж в натуральном и стоимостном выражении, численности работающих и оплаты труда; доходов, расходов и прибыли; финансирования инвестиций, кредитования и финансовых издержек; научных исследований и эффективности предприятия).
Слайд 6Издержки производства и себестоимость продукции
Расходами организации признается уменьшение экономических
выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и
(или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников.
Слайд 7Классификация расходов организации
По зависимости расходов (затрат) от изменений объема
выпуска продукции (постоянные и переменные)
По способу включения в себестоимость продукции
расходы (затраты) (прямые и косвенные)
По роли в процессе производства расходы (затраты) (основные и накладные)
По своему экономическому содержанию все расходы (затраты) подразделяются на элементы затрат. (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты)
Слайд 8Типовой перечень калькуляционных статей:
1. Сырье и основные материалы, покупные изделия,
полуфабрикаты
2. Возвратные отходы (показываются со знаком минус и вычитаются из сырья
и основных материалов).
3. Топливо и энергия на технологические цели.
4. Расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых производственным процессом.
5. Отчисления на социальные нужды.
6. Амортизация основных средств.
7. Затраты на ремонт и содержание основных средств.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Общепроизводственные расходы.
10. Общехозяйственные расходы.
11. Коммерческие расходы.
Слайд 9Себестоимость продукции – это текущие расходы на производство и продажу
продукции, исчисленные в денежном выражении на конкретный вид продукции
Технологическая
(операционная, агрегатная) себестоимость - это сумма затрат, связанная непосредственно с осуществлением производственного процесса в рамках одной технологической операции.
Цеховая себестоимость – это сумма затрат по производственному подразделению (цеху) в целом.
Производственная себестоимость шире технологической и цеховой и включает в себя все затраты организации, связанные с процессом производства в целом.
Полная себестоимость – это сумма затрат на производство и продажу продукции.
Слайд 10Формирование цен на продукцию предприятия
Цена - это денежное выражение
такой стоимости товара, по которой этот товар в процессе купли-продажи
перейдет от продавца к покупателю, это стоимость сделки купли-продажи. Или это стоимость, по которой продавец может передать права на владение товаром, а покупатель приобрести эти права.
Функции цены:
1.Функция учета и соизмерения.
2.Функция стимулирующая.
3.Функция распределительная.
Слайд 12Ценообразование – комплексный процесс, учитывающий множество факторов, воздействующих на формирование
цены, а также действующее законодательство.
Этапы ценообразования:
Постановка задач ценообразования
Определение спроса
Определение издержек
производства
Анализ цен и товаров конкурентов
Выбор метода ценообразования
Установление цены
Слайд 13ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовые результаты деятельности предприятия
Оценка эффективности хозяйственной
деятельности предприятия и состояния его бизнеса
Слайд 14Прибыль - это часть общей выручки, полученной от реализации продукции
(работ, услуг), которая образуется после вычета из нее затрат на
производство.
Виды прибыли:
1. валовая (общая) прибыль - (В.П = выручка - себестоимость реализованной продукции),
2. прибыль от продаж (определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов),
3. чистая прибыль (экономическая) - (конечный финансовый результат, выявленный за определенный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения),
4. бухгалтерская прибыль - (сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы),
5. маржинальная прибыль (отражает превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль) ,
6. прибыль налогооблагаемая,
7. прибыль от обычной деятельности.
Слайд 19Рентабельность является показателем относительным, а не абсолютным в отличие от
прибыли и выручки от реализации. Этот показатель характеризует прибыльность или
доходность производ. деятельности за определенный период времени.
Рентабельность продаж – отношение величины прибыли к объему продаж (выручка от продажи минус косвенные налоги)
Рентабельность затрат – отношение прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции
Рентабельность имущества – отношение налогооблагаемой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов
Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала
Слайд 20Показатели эффективности производства предприятия
Годовая норма прибыли на вложенный капитал- отношение
прибыли к сумме вложений в капитал
Чистая текущая стоимость - разность
между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени.
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений
Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства.
Слайд 21Показатели финансового состояния предприятия
Платежеспособность предприятия – способность выполнять свои внешние
(краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.
Ликвидность предприятия отражает
его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств