Разделы презентаций


Экономический рост

Содержание

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Сущность и источники экономического ростаМодель СолоуОптимальный запас капитала и золотое правило накопления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономический рост

Экономический рост

Слайд 2Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Сущность и источники экономического

роста
Модель Солоу
Оптимальный запас капитала и золотое правило накопления

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Сущность и источники экономического ростаМодель СолоуОптимальный запас капитала и золотое правило

Слайд 3Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
1. Сущность и источники

экономического роста
Экономический рост - один из центральных вопросов макроэкономики.

Под

экономическим ростом, как правило, понимается долгосрочная тенденция развития таких показателей, как реальный выпуск (ВВП) и реальный выпуск на душу населения.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год 1. Сущность и источники экономического ростаЭкономический рост - один из центральных

Слайд 4Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В течение последних двух

столетий большинство экономик мира демонстрировали стабильный экономический рост.

Они имели

возрастающую долгосрочную тенденцию развития выпуска на душу населения.
Начиная с середины XIX в. мировая экономика в среднем росла на 3% ежегодно.
Данный феномен получил название современного экономического роста.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В течение последних двух столетий большинство экономик мира демонстрировали стабильный экономический

Слайд 5Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Экономический рост увеличивает уровень

доходов на душу населения, что, в свою очередь, приводит к

росту уровня жизни населения.

Несмотря на то, что вся мировая экономика показывает стабильные темпы роста, экономический рост сильно варьируется в различных регионах мира.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Экономический рост увеличивает уровень доходов на душу населения, что, в свою

Слайд 6Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Современный экономический рост характеризуется

рядом эмпирических закономерностей:
Н.Калдор вывел ряд стилизованных фактов роста:
отношение капитал-выпуск

остается примерно постоянным;
производительность труда (отношение выпуска к труду) возрастает;
реальная заработная плата растет вместе с производительностью;
реальная ставка процента остается примерно неизменной.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Современный экономический рост характеризуется рядом эмпирических закономерностей:Н.Калдор вывел ряд стилизованных фактов

Слайд 7Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Главной задачей макроэкономической теории

роста является выявление источников и объяснение эмпирических закономерностей экономического роста,

а также объяснение различий в темпах экономического роста между странами.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Главной задачей макроэкономической теории роста является выявление источников и объяснение эмпирических

Слайд 8Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Источники экономического роста:

экономический рост

– это долгосрочный тренд развития показателя выпуска или выпуска на

душу населения.
Рост населения в экономике обычно считают заданным экзогенно.
Чтобы выявить источники экономического роста, необходимо проанализировать факторы, влияющие на выпуск в долгосрочном периоде.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Источники экономического роста:экономический рост – это долгосрочный тренд развития показателя выпуска

Слайд 9Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В долгосрочном периоде выпуск

полностью определяется производственными возможностями экономики, которые зависят от запаса капитала,

количества трудовых ресурсов и уровня развития технологии:
Производственная функция:
(1)
Q – конечный выпуск (товаров и услуг), K – капитал, L – трудовые ресурсы, Т – переменная, отражающая технологический прогресс.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В долгосрочном периоде выпуск полностью определяется производственными возможностями экономики, которые зависят

Слайд 10Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Сущность и источники экономического

роста
Обычно для анализа источников экономического роста используют следующий вид (спецификацию)

производственной функции:
(2)

В этом случае прирост выпуска можно легко разложить по факторам – приросту запаса капитала, трудовых ресурсов и уровня технического прогресса:

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Сущность и источники экономического ростаОбычно для анализа источников экономического роста используют

Слайд 11Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

(3),
где MPK ( MPL) – предельный продукт капитала (труда):


Поделив обе части уравнения (3) на
можно выразить темп прироста выпуска:

(4)

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Слайд 12Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В макротеории обычно предполагают,

что экономика на макроуровне является конкурентной.
В этом случае предельные

продукты труда и капитала равняются соответственно доходам на труд (т.е. реальной заработной плате) и доходам на капитал (реальной ставке процента).
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В макротеории обычно предполагают, что экономика на макроуровне является конкурентной. В

Слайд 13Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Т.е.

- долям труда

и капитала в совокупном доходе.

Данные выражения являются эластичностью выпуска по

труду и по капиталу соответственно. Если экономика характеризуется постоянной отдачей от масштаба, то сумма долей капитала и труда в совокупном доходе равна единице: sL + sK = 1.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Т.е. - долям труда и капитала в совокупном доходе.Данные выражения являются

Слайд 14Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

В макроэкономических исследованиях, как правило,

считают, что доля доходов на труд sL примерно равна 65–75%,

а доля доходов на капитал sK – соответственно 25–35%.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В макроэкономических исследованиях, как правило, считают, что доля доходов на труд sL

Слайд 15Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Используя эти факты, можно

переписать уравнение (4) в более компактной форме:

(5)


Таким образом, темп роста выпуска является линейной комбинацией темпов роста капитала, труда и уровня технологического прогресса, причем увеличение капитала (труда) на 1% приводит к росту выпуска на sK (sL) процентов.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Используя эти факты, можно переписать уравнение (4) в более компактной форме:

Слайд 16Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Можно получить выражение для

темпа роста выпуска на душу населения:

(6)

Таким образом, рост выпуска на душу населения зависит от роста уровня технологического прогресса и от роста запаса капитала на душу населения.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Можно получить выражение для темпа роста выпуска на душу населения:

Слайд 17Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Показатель выпуска на душу

населения может быть назван производительностью труда,
а запас капитала на

душу населения – фондовооруженностью труда.

(предполагаем, что трудовые ресурсы просто равны численности населения;
это предположение не является слишком сильным, поскольку можно считать, что постоянная доля населения (причем, определяемая экзогенно) попадает в трудовые ресурсы).
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Показатель выпуска на душу населения может быть назван производительностью труда, а

Слайд 18Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Cуществует два основных источника

экономического роста: накопление капитала и технологический прогресс.

Но…, если накопление

капитала - вполне определенный процесс, который можно статистически отследить и измерить, то технологический прогресс – это нечто абстрактное.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Cуществует два основных источника экономического роста: накопление капитала и технологический прогресс.

Слайд 19Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Технологический прогресс можно определить,

как улучшение производственной технологии, в результате которого можно произвести тот

же объем выпуска из меньшего количества ресурсов.

Однако как измерять технологический прогресс остается одним из центральных вопросов в области анализа экономического роста.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Технологический прогресс можно определить, как улучшение производственной технологии, в результате которого

Слайд 20Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Роберт Солоу предложил вычислять

показатель прироста технологического прогресса в форме остатка, получившего название остатка

Солоу

Эмпирические исследования показывают, что на темп прироста уровня технологического прогресса (на остаток Солоу) приходится более 80% вариации темпа прироста выпуска.

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Роберт Солоу предложил вычислять показатель прироста технологического прогресса в форме остатка,

Слайд 21Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Изменения запасов капитала и

труда могут объяснить лишь менее 20% изменения темпов прироста выпуска.



Это связано с тем, что уровень технологического прогресса измеряется в форме остатка, а, следовательно, включает в себя все факторы, отличные от запаса капитала и численности населения
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Изменения запасов капитала и труда могут объяснить лишь менее 20% изменения

Слайд 22Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В современных исследованиях:
в производственную

функцию включаются дополнительные факторы:
- труд делят по степени квалификации,


- наряду с физическим капиталом учитывают человеческий капитал;
2) предполагается, что современная экономика обладает возрастающей отдачей от масштаба.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В современных исследованиях:в производственную функцию включаются дополнительные факторы: 	- труд делят

Слайд 23Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Это связано со значительными

положительными внешними эффектами в современном информационном обществе и с накоплением

человеческого капитала параллельно с накоплением физического капитала.

В результате, изменение фондовооруженности труда может вносить больший вклад в темп прироста выпуска на душу населения.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Это связано со значительными положительными внешними эффектами в современном информационном обществе

Слайд 24Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
2. Модель Солоу
В 1956

г. Роберт Солоу предложил простую модель, выявляющую факторы экономического роста.


С тех пор эта модель стала классической, и с нее начинается большинство исследований в области экономического роста.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год 2. Модель СолоуВ 1956 г. Роберт Солоу предложил простую модель, выявляющую

Слайд 25Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В модели Солоу рассматривается

закрытая экономика, характеризующаяся неоклассической производственной функцией с постоянной отдачей от

масштаба.

Предполагается, что технологический прогресс отсутствует. Население экономики растет с постоянным темпом равным n. Норма выбытия капитала равна .
Основная предпосылка модели состоит в том, что население сберегает постоянную долю s своего дохода.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В модели Солоу рассматривается закрытая экономика, характеризующаяся неоклассической производственной функцией с

Слайд 26Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Поскольку сбережения в закрытой

экономике равны инвестициям, можно записать следующее динамическое условие изменения капитала:

(7)
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Поскольку сбережения в закрытой экономике равны инвестициям, можно записать следующее динамическое

Слайд 27Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В модели Солоу все

переменные выражаются на единицу труда:


или (8)


где q – выпуск на душу населения (производительность труда), k – капитал на душу населения (фондовооруженность труда), т.е. выпуск на душу населения является функцией только запаса капитала на единицу труда.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В модели Солоу все переменные выражаются на единицу труда:

Слайд 28Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Изменение запаса капитала на

единицу труда:

(9)

Обычно накопление капитала формально разделяют на две составляющих – расширение капитала и углубление капитала.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Изменение запаса капитала на единицу труда:

Слайд 29Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Под расширением капитала понимается

та часть прироста капитала, которая идет на покрытие выбытия капитала

и на обеспечение капиталом новых работников, т.е. .

Оставшаяся часть прироста капитала называется углублением капитала. Именно углубление капитала увеличивает запас капитала на душу населения.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Под расширением капитала понимается та часть прироста капитала, которая идет на

Слайд 30Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Равновесное состояние модели Солоу

определяется таким уровнем запаса капитала на единицу труда, при котором

данный показатель остается неизменным:
 sf(k*) = (n + )k* (10),

k* – равновесный уровень запаса капитала на единицу труда
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Равновесное состояние модели Солоу определяется таким уровнем запаса капитала на единицу

Слайд 31Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Равновесный уровень запаса капитала

также называют устойчивым, поскольку равновесие в модели Солоу обладает свойством

устойчивости:
если запас капитала ниже равновесного, то капитал увеличивается; если запас капитала выше равновесного, то капитал уменьшается.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Равновесный уровень запаса капитала также называют устойчивым, поскольку равновесие в модели

Слайд 32Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
При k < k*

темп прироста капитала положителен, а при k > k* –

отрицательный.

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год При k < k* темп прироста капитала положителен, а при k

Слайд 33Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В состоянии равновесия удельный

запас капитала k и удельный выпуск q остаются неизменными.
Следовательно,

валовые показатели запаса капитала K и выпуска Q растут с тем же темпом, что и население.
Состояние экономики, в котором все валовые переменные растут одним темпом, называется состоянием устойчивого роста.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В состоянии равновесия удельный запас капитала k и удельный выпуск q

Слайд 34Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Модель Солоу с технологическим

прогрессом:
Роберт Солоу рассматривал технологический прогресс, увеличивающий производительность труда:

(11)

где Е – эффективность единицы труда (уровень технологического прогресса).
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Модель Солоу с технологическим прогрессом:Роберт Солоу рассматривал технологический прогресс, увеличивающий производительность

Слайд 35Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Модель Солоу
Технологический прогресс в

такой форме напрямую влияет только на производительность труда: с увеличением

Е меньше труда необходимо для производства того же выпуска с тем же уровнем капитала.

Темп прироста уровня технологического прогресса задан экзогенно и равняется g.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Модель СолоуТехнологический прогресс в такой форме напрямую влияет только на производительность

Слайд 36Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
В модели с технологическим

прогрессом в качестве удельных величин берут не выпуск и капитал

на единицу труда, а выпуск и капитал на единицу эффективного труда:


Уравнение динамики капитала на единицу эффективного труда:

(12)

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год В модели с технологическим прогрессом в качестве удельных величин берут не

Слайд 37Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Следовательно, устойчивый уровень капитала

определяется уравнением:

 sf(k*) = (n + g + )k* (13)

Запас капитала на единицу эффективного труда остается постоянным в состоянии сбалансированного роста.
При этом все показатели на единицу труда растут темпом g, а все валовые показатели – темпом (n + g).
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Следовательно, устойчивый уровень капитала определяется уравнением:

Слайд 38Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
С какого бы уровня

капитала экономика ни начала, она все равно придет в состояние

устойчивого роста. В равновесии темп роста выпуска, капитала и потребления равен (n + g), а население растет темпом n.

Таким образом, устойчивый темп роста определяется экзогенно через параметры модели. Поэтому модель Солоу относится к моделям экзогенного роста
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год С какого бы уровня капитала экономика ни начала, она все равно

Слайд 39Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Модель Солоу
Норма сбережения не

влияет на устойчивый темп роста; она лишь определяет устойчивый уровень

капитала на единицу эффективного труда: чем больше s, тем больше k*.
В то же время, чем больше n, g и , тем меньше k*.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Модель СолоуНорма сбережения не влияет на устойчивый темп роста; она лишь

Слайд 40Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Перед тем, как экономика

попадет в состояние устойчивого роста, она проходит через период переходной

динамики, в котором темп роста отличаются от устойчивого.
Темп роста капитала на единицу эффективного труда равен:
(13)

Таким образом, чем больше норма сбережения, тем выше темпы роста в период переходной динамики
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Перед тем, как экономика попадет в состояние устойчивого роста, она проходит

Слайд 41Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
3. Оптимальный запас капитала

и золотое правило накопления
Основным следствием экономического роста является рост уровня

жизни населения. Одним из показателей уровня жизни населения является потребление на душу населения.
В состоянии равновесия потребление на душу населения (единицу эффективного труда) равно:
(14)

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год 3. Оптимальный запас капитала и золотое правило накопленияОсновным следствием экономического роста

Слайд 42Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Равновесное потребление на душу

населения полностью определяется нормой сбережения и равновесным уровнем капитала на

единицу эффективного труда.
В то же время равновесный уровень капитала однозначно определяется нормой сбережения (и другими экзогенными параметрами модели). В итоге, равновесное потребление на душу населения является функцией исключительно нормы сбережения.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Равновесное потребление на душу населения полностью определяется нормой сбережения и равновесным

Слайд 43Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Вопрос:
при какой норме

сбережения (и каком устойчивом уровне капитала на единицу эффективного труда,

соответствующем данной норме сбережения) потребление на душу населения в состояние устойчивого роста достигает максимума?
Эту задачу можно формализовать следующим образом:
(15)

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Вопрос: при какой норме сбережения (и каком устойчивом уровне капитала на

Слайд 44Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Оптимальный запас капитала и

золотое правило накопления
Решение этой задачи дает золотое правило (GR) накопления

капитала:

(16)


При норме сбережения равной sGR устойчивый уровень капитала на единицу эффективного труда равен kGR, а потребление на душу населения достигает своего максимума.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Оптимальный запас капитала и золотое правило накопленияРешение этой задачи дает золотое

Слайд 45Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Слайд 46Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Если норма сбережения отличается

от sGR, то государство может поставить цель изменить норму сбережения,

чтобы достичь большего темпа роста в состоянии устойчивого роста. Однако переходная динамика будет существенным образом различаться для случаев ssGR
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Если норма сбережения отличается от sGR, то государство может поставить цель

Слайд 47Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год

Слайд 48Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
При s>sGR первоначальное уменьшение

нормы сбережения вызовет скачкообразный рост потребления; затем потребление начнем убывать

вместе с выпуском и капиталом до нового равновесного уровня, который, однако, будет больше исходного. В результате, потребление во все моменты времени будет превосходить уровень потребления, соответствующий исходной норме сбережения. Это означает, что подобное изменение нормы сбережения приведет к Парето-улучшению, а исходное состояние было динамически неэффективным.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год При s>sGR первоначальное уменьшение нормы сбережения вызовет скачкообразный рост потребления; затем

Слайд 49Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
При s

увеличить норму сбережения, что приведет к скачкообразному снижению потребления в

первый момент; затем потребление начнет расти вместе с выпуском и капиталом до нового устойчивого уровня, который будет выше исходного уровня.

Тем не менее, первые несколько периодов потребление будет ниже исходного уровня, поэтому подобное изменение нормы сбережения нельзя считать Парето-улучшением, а исходное состояние не может быть названо динамически неэффективным.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год При s

Слайд 50Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год
Эмпирически большинство стран имеют

норму сбережения ниже уровня золотого правила. Поэтому увеличение нормы сбережения

может оказаться нежелательным с точки зрения населения, потому что им придется жертвовать сегодняшним потреблением в пользу потребления будущего.
Макроэкономика Лекция 8 2017-2018 учебный год Эмпирически большинство стран имеют норму сбережения ниже уровня золотого правила. Поэтому

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика