Слайд 1Тема 3: Генотип и среда в формировании индивидуально-типологических особенностей
Слайд 2План
1. Проблема социального и биологического в психическом
развитии индивида.
2. Генотип-средовые соотношения
в индивидуальном развитии.
3. Понятия, методы и модели психогенетики развития.
4. Взаимодействие
генотипа и среды в развитии.
Слайд 3Проблема психического развития индивида занимает в психологической науке центральное место.
Первое, с чем приходится столкнуться при обращении к изучению психического
развития индивида, — это вопрос о соотношении в нем биологического и социального.
Психическое развитие не является монотонным процессом, оно складывается из целого ряда более или менее длительных периодов, или стадий, или ступеней. Эти периоды определяются характером жизнедеятельности индивида.
Обычно в роли основания периодизации берется ведущий тип деятельности. Однако не меньшее значение имеет также ведущая система общения. Но и то и другое раскрывают лишь одну сторону детерминации – социальную.
Слайд 4Не обсуждая далее проблему психического развития индивида и его периодизации,
отметим только его наиболее общие закономерности.
Во-первых, этот процесс характеризуется неравномерностью
и гетерохронностью. С этим связаны сенситивные периоды, отмечаемые во многих исследованиях (Ананьев, Валлон, Выготский, Ушинский и др.).
Слайд 5Во-вторых, процесс психического развития является процессом кумулятивным; в его ходе
результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при
этом определенным образом. Именно такое накопление изменений, осуществляемое как на макро-, так и на меза- и микроуровнях, и подготавливает качественные изменения в психическом развитии.
В-третьих, психическое развитие включает две противоречивые и вместе с тем взаимосвязанные, несуществующие друг без друга тенденции: дифференциацию и интеграцию психических процессов, состояний и свойств.
В-четвертых, в процессе развития происходит смена его детерминант, связанная, в частности с изменением взаимосвязей социальных и биологических детерминант.
Слайд 6Генотип-средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды в
разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Иными словами,
представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействий среды зависят от генетических различий между людьми.
Слайд 7Предположительно существуют три типа корреляций между генотипом и средой: пассивный,
реактивный и активный.
Пассивная гено-средовая корреляция может быть положительной и отрицательной.
Примером подобной корреляции служат случаи, когда обладающие музыкальными способностями родители создают все условия, чтобы ребенок получил музыкальное образование. При этом средовые условия положительно связаны с генотипом детей и родителей. Отрицательная корреляция возникает в тех случаях, когда родители по чему-либо создают лучшие условия для занятий тому ребенку, который проявляет меньшие способности, пытаясь дополнительными усилиями поднять уровень достижений этого ребенка.
Реактивная гено-средовая корреляция возникает в тех случаях, когда разные генотипы, проявляясь в поведении, вызывают различную ре. акцию окружающих. Например, родители, далекие от музыки, узнав, что у ребенка хорошие способности, стараются создать ему все условия для обучения. То же справедливо и для отклоняющегося поведения: если ребенок отличается дурными наклонностями, которые в определенной степени зависят от индивидуальных особенностей его генотипа, а отношение взрослых к нему отрицательно, то это подкрепляет те поведенческие особенности, которые с наибольшей вероятностью формируются на основе подобного генотипа.
Ситуация, когда ребенок сам активно ищет условия, соответствующие его генетически обусловленным склонностям, называется активной гено-средовой корреляцией. Ориентация человека на то, что его больше всего интересует, что у него лучше всего получается, рассматривается как влияние на деятельность человека мотивационных, личностных и интеллектуальных особенностей, присущих данному генотипу.
Слайд 8Психогенетика развития (онтогенетика) - молодое направление в науке, изучающее сложное
динамическое взаимодействие генов и среды в процессе формирования индивидуальности. Позволяет
добывать уникальные данные, которые нельзя получить никакими другими методами психологического исследования.
Подавляющее большинство исследований в дифференциальной психологии основано на сравнении исследуемой характеристики у людей, состоящих в различной степени родства – генетически идентичных монозиготных близнецов (МЗ), имеющих в среднем половину общих генов, дизиготных близнецов (ДЗ), братьев и сестер (сибсов), родителей и детей.
Особое место занимает метод приемных детей, который предполагает сравнение характеристик усыновленных детей с характеристиками их биологических и приемных родителей, а также приемных братьев и сестер.
При этом считается, что с биологическими родителями
они имеют половину общих генов, но не имеют общих
условий жизни, с приемными родственниками, напротив,
у них нет общих генов, но есть общая среда.
Слайд 9Генотип-средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды в
разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Иными словами,
представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействий среды зависят от генетических различий между людьми.
К трем динамическим процессам взаимодействия личности и окружения относятся: а) реактивное взаимодействие: разные индивиды по-разному переживают и интерпретируют действие одного и то же окружения и по-разному на него реагируют; б) вызванное взаимодействие: личность индивида вызывает у других людей различные реакции; в) проактивное взаимодействие: индивиды сами выбирают и создают свое окружение. По мере взросления ребенка роль проактивного взаимодействия возрастает.
Генетические факторы и факторы окружения не действуют независимо при формировании личности, но тесно переплетены с момента рождения. Поскольку и личность ребенка, и его домашнее окружения являются функцией родительских генов, существует встроенная корреляция между генотипом ребенка (унаследованными особенностями).
Слайд 10Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. –М.: МГУ. 1986.
2. Беляев
Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека // Вопросы философии.
–М., 1981, №3. С. 3-16.
3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий –М. 1997.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. –М: МГУ. 1981.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –М.: Наука. 1984.
6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М. 1976
7. Психология индивидуальных различий// под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. –М.: МГУ. 1981.
8. Психология развития// под ред. Марцинковской Т.Д. –М.: Академия. 2001.
9. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. –М.: Аспект-пресс. 1999.
10. Интернет-ресурсы.