Слайд 1Экономическое прогнозирование
Лектор: Ихтисамова Гузель Амировна, старший преподаватель кафедры менеджмента и
маркетинга
Слайд 2
Тема 1. Основные понятия в экономическом прогнозировании. Характеристика основных прогнозных
документов (гипотеза, прогноз, план, программа, стратегия и др.).
Предвидение - это
суждение о состоянии объекта в будущем, основанное на познании закономерностей развития объекта.
В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный фон». К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.
Слайд 3Три основные формы предвидения:
1. научное;
2. ненаучное;
3. эмпирическое.
1. научное предвидение –
это результат научной теории, который основывается на выявленных научными
методами закономерностях развития природы, общества, мышления.
2. Ненаучное предвидение –
основано на нереальных, фантастических взаимосвязях.
3. Эмпирическое предвидение основано на повседневном опыте людей.
Слайд 4Основные формы научного предвидения:
1. Гипотеза
2. Прогноз
3. План
Гипотеза -
это научное предположение о развитии того или иного процесса (явления),
которое может произойти, а может и не произойти.
На уровне гипотезы преобладают качественные характеристики о развитии объекта прогнозирования, его общие черты и закономерности.
Слайд 5Примеры гипотезы:
1. научная гипотеза (выбор темы и направления диплома);
2. экспертное
высказывание: «в 2013 г. курс доллара по отношению к рублю
продолжит тенденцию роста под влиянием факторов: а) преодоления экономикой США кризиса , б) политики американского правительства …»
Слайд 6
Прогноз - это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах возможного состояния
того или иного явления, о возможных путях и сроках его
осуществления.
Прогноз по сравнению с гипотезой имеет большую определенность. Он характеризует будущее не только с качественной, но и с количественной стороны.
План представляет собой постановку четко определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого процесса (явления).
Слайд 8
Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, в ходе которого специальными
методами обрабатывается информация о развитии объекта прогнозирования с целью получить
представление о направлениях его эволюции.
Объект прогнозирования – это исследуемое явление (процесс), для которого разрабатывается прогноз.
Слайд 9Программа – это прогнозный документ с четко сформированными целями и
задачами, согласованный по следующим обязательным характеристикам:
1. по мероприятиям;
2.
по срокам исполнения;
3. по источникам финансирования;
4. по конкретным исполнителям.
Проект – это комплекс взаимосвязанных расчетов, мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов и времени.
Слайд 10Классификация
социально-экономических прогнозов
Слайд 12Цель поискового прогноза - выяснить как будет развиваться исследуемый объект
в будущем при сохранении тенденций, закономерностей прошлого и настоящего.
Нормативный прогноз
разрабатывается на базе заранее поставленных целей (нормативов). Его задача - определить сроки достижения поставленных целей.
Слайд 14
1. Оперативные прогнозы разрабатываются на срок до одного месяца и
содержат, как правило, количественные характеристики.
Примеры оперативных прогнозов:
- прогноз изменения
курса валюты (курса акций и др.);
- прогноз изменения стоимости потребительской корзины;
- прогноз индекса цен;
- прогноз выпуска продукции предприятия на предстоящий месяц и др.
Слайд 15
2. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на срок от 1 месяца до
1 года.
В них преобладают обобщенные количественные показатели.
Примеры краткосрочных прогнозов:
- бюджет
страны;
- Прогноз социально-экономического развития РФ;
- Прогноз объема выпуска продукции предприятия;
- Прогноз инфляции;
- Прогноз ВВП и др.
Слайд 16Среднесрочные прогнозы
разрабатываются на срок 1-5 лет и
содержат помимо количественных и качественные оценки.
Примеры среднесрочных прогнозов:
- прогнозы социально-экономического
развития РФ;
- отраслевые прогнозы (прогнозы по видам экономической деятельности: прогноз развития металлургической промышленности; машиностроения; АПК и др.);
- региональные прогнозы.
Слайд 17
Долгосрочные прогнозы - период 5-15 лет.
Содержат общие количественные и
качественные показатели.
Примеры долгосрочных прогнозов:
- стратегия 2020;
- демографические прогнозы и др
Слайд 18
Дальнесрочные прогнозы – рассчитаны на период более 15 лет. Часто
носят название «концепция», «стратегия». Дальнесрочные прогнозы преимущественно содержат общие качественные
оценки.
Пример дальнесрочного прогноза:
- энергетическая стратегия России до 2030 г. (разработана в 2009 г.)
.
Слайд 20
Макропрогнозы - объект прогнозирования - страна в целом (прогноз ВВП;
курса валюты, установленного ЦБ РФ; инфляции; численности занятых в экономике
и др.)
Примеры макропрогнозов:
- прогноз ВВП;
- прогноз курса валюты, установленного ЦБ РФ;
- прогноз инфляции;
- прогноз численности занятых в экономике и др.
Слайд 21
Примеры микропрогнозов:
- прогноз объема выпуска продукции предприятием;
- прогноз себестоимости продукции
предприятия;
- прогноз налоговых отчислений и др.
Слайд 22
Примеры мезопрогнозов:
- прогноз социально-экономического развития УрФО;
- прогноз социально-экономического развития Свердловской
области (ХМАО др.);
- прогноз развития Екатеринбурга и др.
Слайд 23
Примеры отраслевых прогнозов:
- прогноз развития машиностроения в РФ (по ОКОНХ);
-
прогноз производства машин и оборудования (ОКВЭД)
- прогноз развития строительства в
РФ и др.
Слайд 24
Примеры глобальных прогнозов:
- прогноз преодоления последствий мирового экономического кризиса;
- прогноз
общей численности населения в мире и др.
Слайд 26
Экономические прогнозы – объектом прогнозирования выступает любое экономическое явление (процесс).
Примеры экономических прогнозов:
- прогноз ВВП;
- прогноз инфляции;
- прогноз объема
выпуска продукции предприятия и др.
Слайд 27Экономическое прогнозирование следует рассматривать как систему исследований количественного и качественного
характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск
оптимальных решений по достижению целей этого развития. Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана.
Слайд 28Назначение экономического прогноза поражается в его функциях. К основным функциям
экономического прогноза относят:
1) анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций,
объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;
2) оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;
3) выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчетов для обоснования выбора и принятия оптимального управленческого решения, так же как и в плане.
Слайд 29Примеры социальных прогнозов:
- Прогноз социальной структуры общества;
- Прогноз заболеваемости населения;
-
Прогноз уровня образования населения и др.
Примеры социально-экономических прогнозов:
- Прогноз уровня
доходов населения;
Прогноз уровня безработицы и др.
Пример демографических прогнозов:
- Прогноз общей численности населения страны (региона, города);
- Прогноз рождаемости (смертности);
- Прогноз поло-возрастной структуры населения и др.
Слайд 31Интуитивные прогнозы - опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов.
Интуитивные прогнозы строятся в следующих случаях:
1) когда объект прогнозирования сложный
и невозможно учесть влияние всех факторов, оказывающих воздействие на его развитие;
2) когда недостаточно статистической информации об объекте прогнозирования;
3) в случаях кардинального изменения факторов, определявших развитие объекта прогнозирования ранее.
Слайд 32 Формализованные прогнозы – базируются на фактографической (статистической) информации об объекте
прогнозирования.
Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической
теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов, значительно сократить сроки их выполнения, облегчить обработку информации и оценки результатов.
В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы интерполяции и экстраполяции, метод моделирования, экономико-математические методы и метод экономического анализа.
Слайд 37
Экономическое прогнозирование занимает особое место в социальном прогнозировании, и от
него во многом зависят прогнозы в других сферах общественной жизни.
Оно является частью структуры экономического предвидения .
Для фирмы можно разработать следующие основные прогнозы состояния внешней среды:
1) экономический;
2) технологический;
3) спроса продукции и объема сбыта;
4) хозяйственного риска.
Слайд 38Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является: стремление предвидеть, осознать
складывающиеся обстоятельств» бизнеса и своевременно определить свои цели и возможности.
Другие
задачи этого прогнозирования:
1) выявление объективных тенденций хозяйствования;
2) анализ потенциала фирмы;
3) выявление альтернатив развития фирмы;
4) определение проблем, требующих решения в прогнозный период;
5) определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые необходимы фирме для достижения целей и которыми фирма будет располагать.