Слайд 1ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ
ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ
очная форма:
лекция – 6 лекций =
12 часов
практические занятия – 10 – 20 часов
модуль-1, модуль-2.
Курс ведет:
д.э.н., профессор Петров Александр Арсеньевич
е-mail: palar-1@bk.ru
Слайд 2Раздел 1. Экономика и ее роль в обществе
Тема 1. Экономика:
научное представление о хозяйственной деятельности - 2
Часть 1
1.Экономика: хозяйственная деятельность,
наука, отношения между людьми
2. Функции научного исследования экономики
3. Методы освещения реальной экономики
Часть 2
4. Современное производство и особенности его структуры. Трехзвенный механизм хозяйственной деятельности.
5. Кругооборот экономических благ и его фазы.
6. И-Возвышение и расширение потребностей общества.
7. Факторы роста производства и закономерности их развития.
8. Этапы развития общественного производства. Характерные особенности стадий прогресса производства.
Слайд 4Клиповое мышление вместо реальных знаний
Виртуальный мир начинает заменять реальные знания,
реальные способности учиться, подменяет реальное освоение знаний клиповым мышлением (сознанием).
Клиповое
сознание – продукт развития виртуального мира и роста объема информации
Клиповое мышление (сознание) освоение, как правило, по ярким разноорбразным слоганам обрывочных данных без способности их структурировать и превратить в необходимые знания для достижения поставленных целей.
И максимум на что способен подобный образованец – стать квалифицированным потребителем, очень далеким от квалифицированного специалиста - творца
Слайд 6два типа экономики
Экономика
-
реальная
- виртуальная, фиктивная
Цифровая экономика объединяет два мир:
- виртуальный и
- реальный
Слайд 7Когда и Почему человек
начал производить блага?
Что заставило человека заняться
хозяйственной деятельностью?
Слайд 8Аристотель об источнике богатства
экономика
Хоз-во
рабовла
дельца
торговля
Слайд 9Где и что такое реальный источник богатства?
экономика
торговля
услуги
Материальное
производство
Слайд 11
Труд – отец богатства
Земля – его мать
Слайд 13эволюция термина «экономика»
Сегодня термин «экономика» означает хозяйственную деятельность, которую постоянно
ведут
ДХ - семьи,
предприятия,
город,
область
республика
население страны – нац. экономика
в масштабах
мира – МХ
Экономика как наука и хоз.деят-ть
Слайд 14Роль хозяйственной деятельности
хозяйственная деятельность
- это практическая деятельность людей
по
созданию жизненно необходимых благ
-
ведется постоянно, поскольку люди
постоянно нуждаются в благах
Слайд 15первая роль экономики
экономика
как хозяйственная
деятельность
является
фундаментом любого общества
сформировалась
при
переходе
от собирательства к производству
Слайд 16Второе значение экономики
экономическая теория = экономическая наука
Слайд 17аргентинский лауреат Нобелевской премии по медицине Сесар Милстейн
мы вступили в
тысячелетие, в котором экономическая мощь стран во все большей степени
основывается на интеллектуальном и творческом потенциале населения
Слайд 18экономика как экономическая наука
экономика
как наука
сформировалась в XVII в.
когда были
открыты и изучены
экономические законы
и все знания
были сведены
в целостную систему
Слайд 19потребность в экономической науке
была обусловлена необходимостью обосновать машинное производство и
соответственно формирующийся новый класс - промышленников – буржуазии
2) сегодня обусловлена
- необходимостью совершенствовать хозяйственную деятельность, сделать её более продуктивной, конкурентоспособной
Слайд 20экономическая теория
изучает
все виды хозяйства
по производству благ
Слайд 21экономическая теория: два направления
классическое
- А.Смит,
Д.Рикардо, У.Петти, К.Маркс
неоклассическое – 1870 г.
-
Карл Менгер, Эйген фон Бём-Баверк,
Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, Ирвинг Фишер,
А. Маршалл
Слайд 22классическое направление
труд – отец богатства, природа – его мать
трудовая
теория стоимости
объективные экономические законы
товар – результат труда человека, имеет потребительную
стоимость и поступает в продажу
цена определяется издержками производства
источник богатства – труд в сфере материального производства
игнорирует сферу услуг
Слайд 23неоклассическое направление
субъективно-психологические законы
товар – все то, что можно продать
товар
– обладает полезностью для человека, но эта полезность испаряется по
мере насыщения
цена определяется полезностью блага для человека, но по мере насыщения цена снижается
источник богатства – все сферы деятельности человека
Слайд 24Что изучает экономическая теория?
предметом исследования ЭТ являются
отношения между занятыми
в хозяйственных процессах людьми по производству, обмену, распределению и потреблении
производимых благ:
организацию, построение производства, размещение оборудования – организационно-экономические отношения
отношения между работодателем и наёмными работниками – социально-экономические отношения
Слайд 25Форма благ
В реальной жизни эти блага для человека выступают в
форме денег – в денежной форме
На деньги можно приобрести любые
вещественные и невещественные блага
Слайд 26ЭТ и практика
между ЭТ и реальной практикой есть
несовпадение
экономическая теория
опирается на чистые, идеальные явления, которых в такой
форме нет в реальной жизни
использует абстрактные категории и понятия
использует модели, приближенно отражающие реальную действительность
в реальной практике все абстрактные модели имеют видоизмененную форму
Слайд 27Зачем нужны абстрактные модели?
польза от этих абстрактных теоретических моделей есть
теоретические
модели полезны, поскольку
- описывают общие закономерности,
- выявляют главные факторы – силы,
- получают примерные модели и ориентиры
Слайд 28Прикладная экономика
Прикладная экономика изучает экономическую ситуацию в ее реальном, конкретном
временном периоде
прикладная экономика для выработки рекомендаций требует
- реальной информации
- конкретных показателей экономической
деятельности
Слайд 29важной практической задачей экономической науки является
-
обеспечение управления экономикой
управление хоз. деятельностью ведется на всех уровнях:
- ДХ,
- предприятие,
- корпорация,
- город, область, республика, страна, МХ
Слайд 30Зачем практике требуется экономическая наука?
хоз. деятельность непосредственно связана
-
с производством благ,
- с конкурентоспособностью
- с уровнем жизни
поэтому 1) проблема эффективности управления становится жизненно важной
Слайд 31побудительный мотив изучения ЭТ
как повысить эффективность
управления выступает побудительным мотивом изучения экономики, поскольку от этого зависят
рост производства высококачественной инновационной продукции
повышение её конкурентоспособности,
рост потребительской корзины,
увеличение стипендий, пенсий, заработной платы и
повышение уровня жизни
Слайд 32Нужно ли эффективное управление?
решение эффективности управления
ведет к совершенствованию всех
сфер жизни общества
поэтому экономика тесно связана с другими науками: правом,
социологией, культурологией, политологий, историй
Слайд 33Как ответить на вопрос:
почему производительность труда в России в
2-4 раза ниже, чем в США?
Слайд 34два типа экономики
Экономика
-
реальная
- виртуальная, фиктивная
Цифровая экономика объединяет два мира:
- виртуальный и
- реальный
Слайд 36Познавательная функция
всесторонне изучить формы и условия хозяйственной деятельности, выявить
их сущность
позволяет открыть и понять объективно (независимо от воли и
сознания человека) действующие тенденции и законы развития экономики
основывается на достоверных и типичных фактах социально-экономической жизни
Слайд 37Научное прогнозирование
Научное прогнозирование (греч. prognosis – предвидение, предсказание)
разработка научных основ предвидения
социально-экономического развития на обозримое будущее
основано на научных данных хозяйственного предвидения
позволяет принимать рациональные эффективные долгосрочные решения, основанные на правильном учете затрат и выгод
одной из составляющих эффективности управления современной экономикой является способность предвидеть ход будущих событий и действовать в соответствии с обоснованным прогнозом
Слайд 38Рис. Желаемое и реальное в настоящем и будущем
Слайд 39Практическая функция
способность выбирать экономически целесообразные направления развития
реализация прогноза, программы
социально - экономического развития
важно определить основные правила и способы
достижения намеченных целей
Слайд 41Прогнозирование
- опережающее отражение будущего;
- вид познавательной деятельности, направленный
на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе
анализа его состояния в прошлом и настоящем
Реальность функций эк.анализа
Слайд 431
Рис. Желаемое и реальное в настоящем и будущем
Слайд 44Методы освещения реальной экономики
Слайд 45исторический метод
изучает экономическое развитие в историческом аспекте
каждый исторический период
по-своему влияет на организацию и эффективность хозяйственной деятельности
исторический подход позволяет
увидеть инновации и все то новое, что появляется в экономике.
Слайд 46логический метод
позволяет правильно применить общезначительные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения)
позволяет понимать причинно-следственные связи между процессами реальной хозяйственной жизни
допустим, засуха
и пожары 2009 г. – неурожай зерновых: сокращение кормовой базы животноводства и необходимость увеличения импорта мясной продукции
Слайд 47Объективный + субъективный
изучение хозяйственных процессов с двух взаимосвязанных сторон:
а) объективной
– не зависимой от воли и сознания людей (порожденной, например,
природными и техническими факторами) и
б) субъективной, связанной с индивидуальной и массовой психологией людей.
Слайд 48экономическая статистика
дает точное описание и измерение количественных процессов в течение
определенного периода
ежегодные статиздания,
материалы группа Б8, группа-20 , МВФ, ВБ,
ОЭСР, ВТО, ООН
Слайд 49экономическая математика
позволяет в математических формулах определить количественные соотношения между явлениями
хозяйственной деятельности
гений математики Перельман разработал формулу развития вселенной
применяются различные графики
для наглядного изображения количественной зависимости изучаемых явлений
Слайд 50экономические показатели
показывают состояние экономики, динамику её развития
состав экономических показателей
многообразен
используются в анализе, прогнозировании, планировании, управлении
выделяют абсолютные показатели – количественные
относительные
показатели – качественные
абсолютные показатели выражаются в натуральных или денежных (стоимостных) единицах: штуки, вес, длина, литры, рубли, доллары
относительные показатели представляют отношение двух показателей: %, индекс
Слайд 51для иллюстрации экономических показателей
применяются графики
Слайд 52метод сравнительного анализа
позволяет лучше понять прошлое, настоящее, будущее экономического развития
позволяет
увидеть отклонения от плановых показателей и при необходимости скорректировать дальнейшее
развитие
обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей
например: ВВП в текущих и базовых ценах
Слайд 54экономический эксперимент
эксперимент - лат. etxperimentum – опыт, проба
позволяет выявить закономерности
изучаемого явления
возможности экономического эксперимента ограничены. поскольку сложно воспроизводить реальные
условия хозяйственной практики, многократно повторять процесс эксперементирования, так как приходится иметь дело с действиями людей, хозяйствующих субъектов.
Слайд 56Вторая часть: закономерности развития экономики
1. Современное производство и особенности
его структуры. Трехзвенный механизм хозяйственной деятельности
2. Кругооборот экономических благ и
его фазы
3. Расширение и возвышение потребностей
4. Факторы роста производства и закономерности их развития
5. Этапы развития общественного производства. Характерные особенности стадий прогресса производства
Слайд 57нация и труд
Нация
обречена на вымирание
а государство на развал
если в
стране
производительный труд
перестал быть
источником богатства
Слайд 59объективные законы развития экономики
между этими факторами существует определенная пропорциональность и
взаимозависимость
проявление закона композиции и пропорциональности – один из законов
функционирования организации
экономика может нормально развиваться и обеспечивать человека необходимыми благами должного качества и в должном количестве, если присутствуют все необходимые отрасли в определенной пропорциональности друг к другу
пропорциональное соотношение - это гармония, обеспечивающая наилучшую эффективность развития и деятельности экономики
Слайд 60Цепочка рвется в самом слабом звене
слаборазвитая инфраструктура сдерживает
- производство благ,
-
их распределение по регионам
закон наименьших – один из законов функционирования организации
- рыночная устойчивость и конкурентоспособность экономики определяется её наислабейшим звеном
- ахиллесовой пятой нашей экономики как раз и является инфраструктура
модель развития и управления
Слайд 62связь: природные блага – экономические блага - человек
чем больше мы
производим экон. благ, тем больше требуется природных ресурсов
На сегодняшний
день и в ближайшей перспективе человечество нуждается в природных благах – полезных ископаемых, которые составляют базу, основу жизнедеятельности человека
Хватит ли природных благ для удовлетворения потребностей человека??????
Слайд 64классификация полезных ископаемых
Слайд 65Россия – сырьевая база ЭРС или
крупнейшая экономика мира???
ответ
зависит от нас
На территории России находится 35-37% всех полезных ископаемых
= природного капитала человечества, что определяет место нашей страны в нынешнем и будущем мире
Слайд 66Почему так и не иначе???
эта доля
природно-минеральных ресурсов – природного капитала нашей страны в мировой кладовой
не соответствует удельному весу нашей страны в мировом ВВП – 2,5%
Слайд 67Место России в мировом рейтинге
по природным ресурсам
никеля, природного газа
(33 % мировых запасов) первое место в мире
нефти -
второе = 12-13% = после Саудовской Аравии
газа – 32% - 1-е место
угля - третье = 11% = после США и Китая
железа – 26%
никеля – 36%
кобальта – 18%
свинца – 10%
цинка – 15%
золота - третье после ЮАР и США
Слайд 68ЭРС
на которые приходится
- 12% населения мира и
- 20% природных ресурсов
потребляют 30% мировых мин. ресурсов
т.о., развитые страны
потребляют 70% собственных ресурсов
импортируют 30%
Слайд 69трансформация причинно-следственной зависимости между природными ресурсами и объемом потребляемых благ
в современном мире
чем богаче страна природными ресурсами, тем больше она
создает средств производства;
чем больше средств производства, тем больше производится предметов потребления
такое соотношение между наличием полезных ископаемых и богатством населения было характерно для далекого прошлого
со второй половины ХХ века прямой зависимости между запасами полезных ископаемых и производством предметов потребления - нет
Слайд 70Россия – природные ресурсы – потребительская корзина
при наличии богатейших запасов
полезных ископаемых российская экономика не может обеспечить население всеми благами.
потребительская корзина россиянина
в 10-20 раз меньше аналогичной корзины жителя ЭРС
наполнена товарами, произведенными за рубежом - импортными товарами
Слайд 71особенности общественного производства
рост производства сокращает полезные ископаемые
рост удовлетворения потребностей убивает
природу - окружающую среду
общественное производство: материальное и нематериальное
усиление взаимопроникновения
материальной и нематериальной сфер
рост значения инфраструктуры
Слайд 72??????
В чем
глубочайшая ошибка
человечества
Слайд 73
борьба с природой
стремление покорить её
Слайд 74 Структура высокоразвитого производства
Слайд 76потребность
это нужда или недостаток в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности
человека, социальной группы (семьи, предприятия и др.) и общества в
целом.
служит внутренним побудителем человеческой активности
Слайд 78Расширение и возвышение потребностей опережает прогресс экономики, прогресс производства
Расширение и
возвышение потребностей опережает прогресс экономики, прогресс производства
Поэтому возникает и может
обостряться противоречие между ростом потребностей и прежним уровнем производства
Слайд 79Фактор - лат. factor – делающий, производящий
Слайд 81Виды факторов производства (ресурсов) и доходов
Слайд 82Рента
- природная
- интеллектуальная
какая выгоднее???
Слайд 86Стадии прогресса человечества
(развития общественного производства)
доиндустриальная
Индустриальная
Постиндустриальная
Информационная
постинформационная
Слайд 87Каждая стадия зарождается с пром. революцией, которая
неизбежно несет социальные
изменения,
вводит новые стандарты поведения людей
вводит новые взаимоотношения в
семье,
новое понимание комфорта,
Новую систему отношений собственности,
новые системы производства и управления,
новые виды проф. деятельности,
новую организацию общественной жизни,
новую мораль,
формирует новую элиту и новую культуру.
Слайд 88
стадии прогресса производства
первая стадия – доиндустриальная - накормить
Слайд 90Термин «неолитическая революция» был предложен в 1925 г. британско-австралийским археологом
Виром Гордоном Чайлдом - англ. Vere Gordon Childe (1892-1957) в
книге «На заре европейской цивилизации».
Само понятие «неолит», а также «палеолит» (др-греч. νέος - «новый» + др-греч. λίθος - «камень») – новокаменный век, новый каменный век, ввел в научный оборот барон Джон Лаббок (1-й барон Авебери; англ. John Lubbock, Baron Avebury, 1834-1913) - британский энциклопедист, банкир, политик, археолог, биолог в книге «Доисторические времена».
Термин «первая экономическая революция» или неолитическая революция введен в научный оборот американскими учеными Д.Нортом (лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 г.) и Р.Томасом. Позднее был введен термин «вторая экономическая революция», связанная с появлением авторского права.
Слайд 91Плодородный полумесяц
Одним их первых центров неолитической революции считается Плодородный полумесяц
- англ. «Fertile Crescent» - условное название огромного по площади
географического региона, вытянувшегося по Северной Африке и Ближнему Востоку в форме полумесяца, с уникальной с плодородной почвой, благоприятными климатическими условиями и природной средой.
Издревле этот регион славится большим количество различных видов растений и животных.
Здесь окультивировано восемь неолитических культур (пшеница двузернянка, пшеница однозернянка, ячмень, лен, нут, горох, чечевица и горькая вика) и одомашнены три из пяти наиболее важных видов домашних животных: коза овца и свинья, а корова и лошадь привнесены кочевниками.
Именно здесь впервые зародились земледелие и скотоводство и древнейшие городские культуры мира.
Слайд 92Технологические периоды доиндустриальной стадии
Слайд 94Технологические уклады
ТУ – это технико-экономический уровень развития
- с единой производственно-технической базой всех отраслей и производств,
- которые связаны вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов и
- опираются на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.
Слайд 97Третья стадия производства – постиндустриальная, информационная
Слайд 99Нанотехноло́гия (греч. nanos - «карлик» + «техно» - искусство, +
«логос» - учение, понятие) представляет
технологию работы с отдельно взятым
атомом, обеспечивающая высочайшую точность и эффективность, в отличие от традиционных технологий, работающих с массой вещества из миллиардов атомов.
Слайд 100Когнитивность - лат. cognitio, «познание, изучение, осознание» - обозначает способность
человека, через собственную индивидуальную систему взглядов, зависящую от его восприятия,
внимания, памяти, мышления, воображения и так далее, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.
Слайд 104Цифровая экономика
1) как инфраструктура
2) как отрасль нац.экономики
ЦЭ – ключевой фактор
развития ТУ6
Рис. Фундамент цифровой экономики
Слайд 107Облачный сервис
технология, позволяющая пользователю использовать программное обеспечение провайдера из
различных устройств или интерфейса программы для хранения и обработки своих
данных, т.е. компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис. Использование облачных технологий является общемировой тенденцией.
Это часть ЦЭ – продукта ЧПР
Слайд 108ТУ-6
Контуры ТУ-6 формируются в рамках ТУ-5 с конца 1990-х годов
в ЭРС - США, Японии, Германия и КНР, в некоторой
степени и в России
Просматриваемые контуры ТУ-6 охватывают развитие и применение
цифровая экономика,
нанотехнологии,
биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии,
системы искусственного интеллекта,
мембранные и квантовые технологии,
фотоника,
микромеханика,
термоядерная энергетика
глобальные информационные сети
интегрированные высокоскоростные транспортные системы
Слайд 109Доля ТУ в
В США, например, доля укладов в воспроизводственных
процессах национальной экономики составляет
ТУ-4 – 20%
ТУ-5 - 60-70%
ТУ-6 -
5-10%
Доля укладов в воспроизводственных процессах национальной экономики России составляет
ТУ-3 – около 30%
ТУ-4 – свыше 50%
ТУ-5 - примерно 10% (в военно-промышленном и авиакосмическом комплексах)
ТУ-6 - формируется