Слайд 2Контактная информация
Гордеева
Дарья Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления
и права
Тел.: 8-90-90-72-42-24
Адрес эл. почты: gordeevads@cspu.ru
Слайд 3Тема 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»
План лекционного занятия
1.Образование как
отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.
2. Сущность экономики образования.
3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Слайд 41.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.
Национальная экономика
– это сложившаяся система национального и общественного воспроизводства государства, в
которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.
Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Отрасль - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения.
Слайд 5Классификация отраслей народного хозяйства
Производственная сфера:
промышленность;
связь, транспорт;
сельское хозяйство;
лесная отрасль;
строительство;
общественное питание.
Непроизводственная сфера:
здравоохранение;
образование;
коммунальное хозяйство;
искусство, культура;
финансы, пенсионное обеспечение;
наука и т. д.
Слайд 6Образования как отрасль социальной сферы
Группа однородных отраслей народного хозяйства образует
сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а
также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера – социальная сфера.
Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.
Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.
Слайд 7Образования как отрасль социальной сферы
Образование – отрасль социальной сферы –
приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного
производства.
Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:
- процесс приобретения знаний, навыков, умений;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- отражает уровень грамотности, профессионализма;
- формирует социальную среду общества.
Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.
Слайд 8Задание
образование – все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для
удовлетворения образовательных потребностей (Международная стандартная классификация образования (МСКО ) ЮНЕСКО
);
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании»).
Обратите внимание на два определения категории «образование». В чем разница представленных определений?
Слайд 9Основная функция сферы образования
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство
«человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей
народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Что вы понимаете под смысловой категорией «человеческий капитал»?
Как взаимосвязана сфера образования с человеческим капиталом. Аргументируйте.
Теория человеческого капитала позволяет оценить целесообразность затрат на обучение в зависимости от предполагаемого прироста доходов и длительности использования полученных знаний.
Слайд 102. Сущность экономики образования.
Экономика – это:
совокупность отношений по поводу производства,
распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе,
на том или ином историческом этапе;
народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.
Слайд 112. Сущность экономики образования.
В настоящий момент быстро развивается новое направление
экономической теории – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения
образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.
Экономика образования –
это наука, которая пытается решить вопрос как экономическим агентам удовлетворить неограниченные потребности в образовании с помощью ограниченных ресурсов.
Слайд 12Экономические агенты в сфере образования
Экономическими агентами на рынке образования являются
(в соответствии с классификацией экономической теории):
- домохозяйства. Они представлены
двумя категориями: потребители услуг – обучающиеся и родители, а также потребители результатов образования – работодатели, вузы, ссузы.
- фирмы – образовательные учреждения а также преподаватели. Они производят образовательные услуги при использовании ограниченных ресурсов. Необходимо уточнить, что в данной категории могут быть не только юридические лица, но и частные лица, например, репетитор по физике с точки зрения теории является производителем образовательных услуг. Важным дополнением является то, что эти категории самостоятельно принимают решение об объеме оказываемых услуг, приобретении ресурсов.
- государство, являющееся координатором и регулятором отношений в сфере образования. Мы не принимаем в данном случае во внимание тот факт, что большинство образовательных учреждений являются государственными.
Слайд 13Возникновение экономики образования
Слайд 14Возникновение экономики образования
Экономика образования – одно из самых молодых
направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ
века.
Первоначально исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны.
Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов.
Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования, производственную функцию образования.
С точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира
Слайд 15Функции экономики образования
1. Объясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть
свои аксиомы. Как и в экономической теории, аксиомой в исследованиях
образования является то, что субъект (или экономический агент) при выборе из множества вариантов своего поведения преследует цель максимизации своего выигрыша. В повседневной жизни мы встречаемся и с иррациональным поведением, но для целей анализа исследователи чаще всего не принимают во внимание. Необходимо добавить то, что выигрыш потребителя может быть как в текущем периоде, так и в будущем. Поэтому всегда существует альтернатива – деньги «сейчас» или в «будущем».
2. Прогнозирует поведение экономических агентов. Результаты прогнозов зависят от точности исходных данных, анализа экономических закономерностей, точности прогноза. Тем не менее, прогнозы являются только лишь тенденциями и не обязательно работают в каждом конкретном случае.
Слайд 163.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Целесообразная производительная
деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов
труда и средств труда.
Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг.
Давайте вспомним, что подразумевается под смысловой категорией «предприятие»?
Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего, потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.
Слайд 173.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Педагогический труд
- целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения
подрастающих поколений и взрослых людей.
Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди,
Имеющие специальную подготовку;
способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения;
способные готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства;
способные систематически повышать их квалификацию.
Характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких работников, как преподаватели.
Слайд 183.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Отрасли образования
присущ также и своеобразный предмет труда.
В отличие от материального
производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек.
Объектом педагогического воздействия выступает учащийся – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами.
Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания.
Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
Давайте сравним производственный процесс материального блага и образовательных услуг!
Слайд 19Специфика экономических отношений в сфере образования
Результатом деятельности системы образования является
продукт образовательная услуга, обладающая определенной полезностью (благом), способностью удовлетворить потребности
потребителя.
Результатом образовательной услуги в современных условиях является оценка образовательных достижений по способности применения полученных знаний и умений в реальной ситуации, часто эти результаты называют компетенциями.
В связи с этим следует различать комплекс образовательных услуг, полученный учащимся (результатом этого является продукт труда учителей), и комплекс компетенций, который приобрел учащийся (результатом является совместный итог деятельности учителей и учащегося).
Образовательные услуги являются результатом (продуктом) образовательного процесса, а знания и навыки выпускников составляют содержание ее.
Слайд 20Задания для самостоятельной работы.
Дайте определение понятия "образование". Назовите основные функции
образования, каково их содержание и взаимосвязь.
Правомерно ли рассматривать образование
как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?
В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?
Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.
Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.
Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитии науки экономика образования.
В чем заключается сущность концепций экономики образования как отрасли науки и теории человеческого капитала?
Слайд 21Индивидуальное задание
Назовите основные тенденции развития современного образования.