Разделы презентаций


Экономика образования

Содержание

Контактная информацияГордеева Дарья СергеевнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и праваТел.: 8-90-90-72-42-24Адрес эл. почты: gordeevads@cspu.ru

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Контактная информация
Гордеева
Дарья Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления

и права



Тел.: 8-90-90-72-42-24
Адрес эл. почты: gordeevads@cspu.ru

Контактная информацияГордеева Дарья СергеевнаКандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и праваТел.: 8-90-90-72-42-24Адрес эл. почты: gordeevads@cspu.ru

Слайд 3Тема 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»
План лекционного занятия
1.Образование как

отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.
2. Сущность экономики образования.


3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.


Тема 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»План лекционного занятия1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.2.

Слайд 41.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.
Национальная экономика

– это сложившаяся система национального и общественного воспроизводства государства, в

которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.
Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Отрасль - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения.
1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.Национальная экономика – это сложившаяся система национального и общественного

Слайд 5Классификация отраслей народного хозяйства
Производственная сфера:
промышленность;
связь, транспорт;
сельское хозяйство;
лесная отрасль;


строительство;
общественное питание.

Непроизводственная сфера:
здравоохранение;
образование;
коммунальное хозяйство;
искусство, культура;
финансы, пенсионное обеспечение;


наука и т. д.
Классификация отраслей народного хозяйстваПроизводственная сфера: промышленность; связь, транспорт;сельское хозяйство;лесная отрасль; строительство; общественное питание.Непроизводственная сфера:здравоохранение; образование;коммунальное хозяйство;искусство, культура;

Слайд 6Образования как отрасль социальной сферы
Группа однородных отраслей народного хозяйства образует

сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а

также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера – социальная сфера.
Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.
Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.

Образования как отрасль социальной сферыГруппа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со

Слайд 7Образования как отрасль социальной сферы
Образование – отрасль социальной сферы –

приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного

производства.
Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:
- процесс приобретения знаний, навыков, умений;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- отражает уровень грамотности, профессионализма;
- формирует социальную среду общества.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.


Образования как отрасль социальной сферыОбразование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место

Слайд 8Задание
образование – все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для

удовлетворения образовательных потребностей (Международная стандартная классификация образования (МСКО ) ЮНЕСКО

);
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании»).

Обратите внимание на два определения категории «образование». В чем разница представленных определений?
Задание образование – все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей (Международная стандартная классификация образования

Слайд 9Основная функция сферы образования
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство

«человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей

народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Что вы понимаете под смысловой категорией «человеческий капитал»?
Как взаимосвязана сфера образования с человеческим капиталом. Аргументируйте.
Теория человеческого капитала позволяет оценить целесообразность затрат на обучение в зависимости от предполагаемого прироста доходов и длительности использования полученных знаний.
Основная функция сферы образованияОсновная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы

Слайд 102. Сущность экономики образования.
Экономика – это:
совокупность отношений по поводу производства,

распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе,

на том или ином историческом этапе;
народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;
отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.
2. Сущность экономики образования.Экономика – это:совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том

Слайд 112. Сущность экономики образования.
В настоящий момент быстро развивается новое направление

экономической теории – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения

образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

Экономика образования –
это наука, которая пытается решить вопрос как экономическим агентам удовлетворить неограниченные потребности в образовании с помощью ограниченных ресурсов.

2. Сущность экономики образования.В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической теории – экономика образования, изучающая пути

Слайд 12Экономические агенты в сфере образования
Экономическими агентами на рынке образования являются

(в соответствии с классификацией экономической теории):
- домохозяйства. Они представлены

двумя категориями: потребители услуг – обучающиеся и родители, а также потребители результатов образования – работодатели, вузы, ссузы.
- фирмы – образовательные учреждения а также преподаватели. Они производят образовательные услуги при использовании ограниченных ресурсов. Необходимо уточнить, что в данной категории могут быть не только юридические лица, но и частные лица, например, репетитор по физике с точки зрения теории является производителем образовательных услуг. Важным дополнением является то, что эти категории самостоятельно принимают решение об объеме оказываемых услуг, приобретении ресурсов.
- государство, являющееся координатором и регулятором отношений в сфере образования. Мы не принимаем в данном случае во внимание тот факт, что большинство образовательных учреждений являются государственными.
Экономические агенты в сфере образованияЭкономическими агентами на рынке образования являются (в соответствии с классификацией экономической теории): -

Слайд 13Возникновение экономики образования

Возникновение экономики образования

Слайд 14Возникновение экономики образования
Экономика образования – одно из самых молодых

направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ

века.
Первоначально исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны.
Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов.
Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования, производственную функцию образования.
С точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира
Возникновение экономики образования Экономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во

Слайд 15Функции экономики образования
1. Объясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть

свои аксиомы. Как и в экономической теории, аксиомой в исследованиях

образования является то, что субъект (или экономический агент) при выборе из множества вариантов своего поведения преследует цель максимизации своего выигрыша. В повседневной жизни мы встречаемся и с иррациональным поведением, но для целей анализа исследователи чаще всего не принимают во внимание. Необходимо добавить то, что выигрыш потребителя может быть как в текущем периоде, так и в будущем. Поэтому всегда существует альтернатива – деньги «сейчас» или в «будущем».
2. Прогнозирует поведение экономических агентов. Результаты прогнозов зависят от точности исходных данных, анализа экономических закономерностей, точности прогноза. Тем не менее, прогнозы являются только лишь тенденциями и не обязательно работают в каждом конкретном случае.
Функции экономики образования1. Объясняет наблюдаемые явления. В любой науке есть свои аксиомы. Как и в экономической теории,

Слайд 163.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Целесообразная производительная

деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов

труда и средств труда.
Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг.
Давайте вспомним, что подразумевается под смысловой категорией «предприятие»?
Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего, потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.Целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов:

Слайд 173.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Педагогический труд

- целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания, образования и обучения

подрастающих поколений и взрослых людей.
Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди,
Имеющие специальную подготовку;
способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения;
способные готовить квалифицированных молодых работников, специалистов народного хозяйства;
способные систематически повышать их квалификацию.
Характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких работников, как преподаватели.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.Педагогический труд - целенаправленная творческая деятельность с целью воспитания,

Слайд 183.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.
Отрасли образования

присущ также и своеобразный предмет труда.
В отличие от материального

производства, в образовательном процессе предметом воздействия служит не вещество, а высшее существо природы – сам человек.
Объектом педагогического воздействия выступает учащийся – личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами.
Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания.
Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
Давайте сравним производственный процесс материального блага и образовательных услуг!
3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В

Слайд 19Специфика экономических отношений в сфере образования
Результатом деятельности системы образования является

продукт образовательная услуга, обладающая определенной полезностью (благом), способностью удовлетворить потребности

потребителя.
Результатом образовательной услуги в современных условиях является оценка образовательных достижений по способности применения полученных знаний и умений в реальной ситуации, часто эти результаты называют компетенциями.
В связи с этим следует различать комплекс образовательных услуг, полученный учащимся (результатом этого является продукт труда учителей), и комплекс компетенций, который приобрел учащийся (результатом является совместный итог деятельности учителей и учащегося).
Образовательные услуги являются результатом (продуктом) образовательного процесса, а знания и навыки выпускников составляют содержание ее.
Специфика экономических отношений в сфере образованияРезультатом деятельности системы образования является продукт образовательная услуга, обладающая определенной полезностью (благом),

Слайд 20Задания для самостоятельной работы.
Дайте определение понятия "образование". Назовите основные функции

образования, каково их содержание и взаимосвязь.
Правомерно ли рассматривать образование

как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?
В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?
Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.
Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.
Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитии науки экономика образования.
В чем заключается сущность концепций экономики образования как отрасли науки и теории человеческого капитала?
Задания для самостоятельной работы.Дайте определение понятия

Слайд 21Индивидуальное задание
Назовите основные тенденции развития современного образования.

Индивидуальное заданиеНазовите основные тенденции развития современного образования.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика