Слайд 1Экономика общественного сектора
Новиков Владимир Сергеевич
канд.экон.наук, доцент, доцент кафедры
государственного и муниципального
управления
Кубанского государственного технологического университета
Слайд 2Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении
государства - это государственные организации, доходы и расходы бюджета.
Общественный
сектор функционирует в формах государственных предприятий и учреждений, налогообложения и программ общественных расходов.
Слайд 3Роль государства проявляется в решении вопросов, касающихся воздействия на экономический
рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем
ряду субъектов экономической деятельности.
через механизмы государственного распределения ресурсов
от 30 до 50% ВВП
Слайд 4Государство задает правило:
Жилищно-коммунальное хозяйство: оплата труда, содержание имущества, капитальный ремонт,
управление, коммунальные услуги
Образование: оплата труда, приобретение имущества, капитальный ремонт, командировки,
комуслуги
Транспорт, дорожное хозяйство: оплата труда, текущий ремонт, капитальный ремонт, уборка территорий, прочие расходы
Социальная политика: пенсии, субсидии, детские пособия, адресная помощь и прочее
И так далее
Слайд 5Важный тезис: экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели,
преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих
целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.
Слайд 6Общественные блага
во многих литературных источниках относят к одному из
видов «провала рынка»
Тема занятия:
Понятие и свойства общественных благ
Слайд 7Вопросы и
проблемные области занятия:
Благо
Общественные блага: чистые, смешанные, достойные, клубные
и т.д.
Классификация благ
Эффекты производства общественных благ
Слайд 8Экономическая теория изучает:
Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного
сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и
организаций, например, посредством налогообложения.
Провалы рынка. Провалами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов. Провалы рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции (монополия, олигополия), внешних эффектов, существовании общественных благ и неполноты информации.
Благосостояние – обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей.
Пигу, материальные и не материальные блага, В основе любого активного хозяйственного действия человека лежит удовлетворение потребностей, для чего он стремится приобрести за определенную плату или получить бесплатно блага. Поэтому основой благосостояния индивида являются блага.
Слайд 9Классификация благ
Свободные блага – это то, что человек находит в
природе, они достаются человеку бесплатно, к ним нельзя ограничить доступ.
Находятся
в избытке
Экономические блага – результат деятельности человека.
Ограниченны, платны.
Включают:
частные блага
общественные блага
Экономическим называется благо, количество которого ограничено.
Человек стремится увеличить потребление , ограничивает его дохода и цены, издержками обеспечения индивида
Следует напомнить, что постулат ограниченности применительно к ресурсам, благам и возможностям человека является одним из главных критериев, отделяющих экономическое явление от неэкономического.
Слайд 10Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах.
Концепция общественного блага была
выдвинута в 1954 г. американским
профессором
П.Самуэльсоном и
впоследствии развита его
соотечественником профессором
Р.Масгрейвом, который предложил
концепцию социально значимого блага
(«достойного блага»).
Слайд 11В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление
которых доступно одновременно многим людям.
(Напр.: мост через реку, и
уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т.д. )
- это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Слайд 12Почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными
благами?
Ответ найдем в свойствах общественных благ…
Слайд 13Концепция общественного блага
неконкурентность
неисключаемость
два основных свойства
неделимость
выступают в виде достаточно крупных единиц
(нац.оборона, медицина, образование, социалка), которые недоступны индивидуальным потребителям
Слайд 14потребление одним человеком не исключает факта потребления другим человеком, поскольку
данное благо
потребляется совместно.
Неконкурентность
Неделимость
Конкурентность проявляется в сфере приобретения и потребления
частных благ. (Товары и услуги массового производства, те товары и услуги, производители которых конкурируют на одном рынке в целях максимизации прибыли)
Слайд 15Увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности,
доставляемой каждому из них;
Использование блага одним лицом не ведет
к снижению его количества, потребляемого другим.
Неконкурентность
Слайд 163. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных
благ.
4. Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны
нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение.
Парето-улучшение
Слайд 17Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в
рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством
и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.
Слайд 18потребление благ одним гражданином не исключает из потребления других граждан
Неисключаемость
неделимость
Невозможно,
к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду,
имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.
Например, просмотр передач общественного телевидения Ивановым не исключает из этого процесса Петрова.
Слайд 19В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных
программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со
стоимостью этого проекта.
Например, потребление яблока Ивановым делает невозможным это для Петрова и они вынуждены конкурировать между собой за получение выгод от потребления данного яблока.
Слайд 20Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Взимание платы за
использование конкретного блага с потребителя невозможно и крайне дорогостояще, т.е.
невозможно исключить из его использования тех ,кто за него не платит. (эффект «безбилетника»)
Причина неисключаемости – «внешние эффекты»
Неисключаемость
Слайд 21Указанные признаки позволяют разделить блага на частные и общественные
Благо, которое
обладает признаками избирательности и исключаемости, является чистым частным благом.
Например, покупка
пакета чипсов кем-то исключает их доступность для других, а заключенная в них полезность удовлетворяет потребности только данного покупателя.
Слайд 22Благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости, является чистым общественным
благом.
Например, каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от прогноза погоды, не
уменьшая при этом полезности, извлекаемой другими.
Слайд 23Общественными можно считать следующие блага:
информационные (непрерывные, например, радио и телевидение);
локальные
(доступные представителям отдельного региона или социальной группы, например районные библиотеки);
ограниченного
пользования (они доступны для одновременного использования ограниченному числу потребителей, например автомобильный мост в часы «пик»);
дискретные (картины в музеях), бесплатные (услуги опорных пунктов правопорядка), с положительной ценой (услуги общественного транспорта), с отрицательной ценой (высшее образование).
Слайд 24Институциональные эффекты производства общественных благ:
1) внешние эффекты при потреблении
общественных благ (положительные/отрицательные)
2) эффект безбилетника
3) эффект Мюрдаля, или «эффект цепляния»
Слайд 25положительные (например, снижение опасности заболевания вследствие профилактической прививки не только
для потребителя, но и для круга лиц, которые с ним
контактируют);
отрицательные (например, издержки потерь времени, обусловленные перегруженностью транспортной системы города; экологические издержки, связанные с загрязненностью окружающей среды);
внешние эффекты при потреблении общественных благ (издержки и выгоды, которые несут третьи лица):
Слайд 26эффект безбилетника
- эффект безбилетника, возникающий вследствие невозможности выявить истинный спрос
на общественное благо (например, неготовность выявить свой истинный спрос на
прогулки в парке, если они могут быть получены бесплатно)
Слайд 27эффект Мюрдаля,
или «эффект цепляния»
– сетевой характер развития экономической среды
(например, развитие инфраструктуры
активизирует развитие промышленности
и сферы услуг).
Гуннар Мюрдаль
Слайд 28
Общественные блага производятся и впоследствии приобретаются не на основе
рыночного механизма, а на основе индивидуальных (в случае монархии) или
коллективных (в случае наличия демократии) решений правительства, т.е. на основе политического механизма.
Например, путём голосования.
Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
Слайд 29Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости
корректирования рыночного механизма в государстве!
Соответственно государство производит эту корректировку при
помощи новых законов, нормативно-правовых документов, новых принципов и методов налогообложения, программ развития и т.д.
Слайд 30На практике речь идёт о большей или меньшей степени соответствия
какого-либо блага, которое принято считать общественным, критериям неисключаемости и неконкурентности.
Слайд 31Издержки ограничения доступа
Предельные издержки предоставления блага отдельному потребителю
Чистые частные блага
Чистые
общественные блага
неконкурентность
неисключаемость
Типология общественных благ
Слайд 32Надо сказать про «Смешанные ОБ»
Свойство переполнения - при большом количестве
потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению
несоперничества в потреблении блага.
Например, места на общественном пляже доступны всем и в этой связи являются неисключаемым благом. Вместе с тем, занятие места на пляже одним отдыхающим исключает возможность занятия его всеми другими отдыхающими, и в этой связи оно приобретает черты избирательности.
Слайд 33Смешанные общественные блага
в зависимости от степени проявления свойств
Переполняемые (перегружаемые),
Исключаемые
(клубные) или общественные блага с ограниченным доступом)
и прочие.(Напр. блага
и услуги естественных монополий)
Слайд 34Клубными благами
являются такие блага,
доступность к потреблению которых ограничена
членством в особых объединениях (клубах). Потребители таких благ получают возможность
извлекать полезность при меньших индивидуальных издержках. Примерами таких благ являются теннисные корты, охотничьи хозяйства и т.п.
Слайд 35Конкурентность
Исключаемость
Типология общественных благ
Слайд 36Чистые частные блага
Оживленное шоссе
Национальная оборона
Социально-значимые блага
Издержки исключения
из потребления блага
Предельные
издержки обеспечения благом
Здоровье
нации
Локальные общественные (клубные) блага
Уровень образования нации
Безлюдное шоссе
Маяк
Автомобиль
неконкурентность
неисключаемость
Чистые
общественные блага
Типология общественных благ
Слайд 37В зависимости от дифференциации границ производства и потребления
(по охвату
потребителей)
1) локальные (местный характер);
2) региональные;
3) Общенациональные (общегосударственные)
4) международные
К их числу
можно отнести большинство экологических благ, права человека, национальную оборону, нравственность, культуру , поддержку общественного правопорядка, деятельность федеральной, законодательной, исполнительной и судебной властей
Например. К числу данных благ
можно отнести: живописный город, пешеходные и велосипедные дорожки, городские парки, строительство и содержание дорог и др.
Например. Олимпийская инфраструктура
Примерами могут служить следующие блага: чистый воздух, разнообразие флоры и животного мира, маяки , борьба с озоновой дырой, борьба с загрязнением окружающей среды
Слайд 38Краткие выводы
Наряду с чистыми частными благами существует ряд благ, производство
и предоставление которых через рынок весьма затруднено или вообще невозможно.
Эти блага называют общественными, и они обладают такими признаками, как неисключаемость и неизбирательность (неконкурентность) в потреблении.
Их предоставление одному лицу невозможно без предоставления всем другим, и потребляются они сообща. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от этих благ, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из них другими гражданами.
Слайд 39Дополнительные единицы потребления блага не увеличивают издержек его предоставления, а
его потребление дополнительными потребителями не уменьшает полезности, извлекаемой из него
остальными потребителями.
Поскольку чистые общественные блага обладают неделимостью, они не могут быть разбиты на единицы и поштучно проданы для индивидуального потребления. Они не могут предоставляться посредством рыночного обмена.
Cпрос на чистые общественные блага, как и на чистые частные блага, складывается в соответствии с принципом убывающей предельной полезности, и поэтому кривая спроса на них имеет нисходящий наклон.