Слайд 1Экономика туристского рынка
Тестина Яна Сергеевна
testina_yana@list.ru
Слайд 2UNWTO
Туризм — это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики
Слайд 31. туризм = путешествия
2. путешествия = перевозки, а туризм –
все, что не связано с перевозками
3. туризм – путешествия с
целью развлечения
Слайд 4Международная конференция по отдыху, рекреации, туризму
Туризм определен как конкретные виды
деятельности, самостоятельно избранные и предпринятые за пределами своей среды проживания.
Туризм может включать или не включать ночевки за пределами дома.
Слайд 5Российская практика
Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного
проживания в другую страну или на другую территорию в пределах
своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Слайд 6Виды
туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно
проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной — путешествия лиц, постоянно
проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.
Слайд 7Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК)
Отрасль экономики - это совокупность всех
производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
Отрасль
характеризуется прежде всего как совокупность однородных производственных единиц.
Слайд 8
Рутковский В.В. «Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития»
Туризм
— отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют
потребности туристов в материальных и нематериальных услугах.
Слайд 9"ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"
(утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016)
РАЗДЕЛ
N «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ» включает различную деятельность для поддержки основной деятельности предприятий
ТУРИЗМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАСЛЬЮ
Слайд 1079 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в
сфере туризма
Эта группировка включает:
деятельность туристических агентств, прежде всего занятых оказанием
услуг в отношении путешествий, туров, перевозкой и размещением частных лиц и коммерческих клиентов, а также другие, связанные с путешествием услуги, включая услуги бронирования
Эта группировка также включает услуги туристических гидов и рекламу туризма
Слайд 11Лойко О.Т. «Туризм и гостиничное хозяйство»
Туристская индустрия - совокупность предприятий,
учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство,
распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материальной базы туризма.
Тур продукт – это продукт сложного межотраслевого народнохозяйственного комплекса.
Слайд 12Вклад туризма в мировой ВВП 7,6 трлн долл США (http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/39599.html)
Слайд 16Пять наиболее зависимых от туризма стран (ВВП)
1. Мальта – 15%
2.
Хорватия – 15%
3. Таиланд – 9,3%
4. Ямайка – 8,9%
5. Исландия
– 8,2%
Слайд 17Пять наименее зависимых от туризма стран (ВВП)
1. Украина – 1,4%
2.
Российская Федерация – 1,5%
3. Польша – 1,7%
4. Канада – 1,8%
5.
Республика Корея – 1,8%
Слайд 18Шесть стран, обладающих крупнейшими туристскими индустриями, являются также и шестью
крупнейшими экономиками мира, согласно последним данным: это США, Китай, Германия,
Япония, Великобритания и Франция.
Все эти шесть стран на карте окрашены голубым, то есть их ВВП зависит от туризма лишь в незначительной мере.
Слайд 19Особенности туриндустрии
Многофункциональность.
Как экономическая категория туризм оказывает существенное влияние
на экономику страны и подвергается обратному воздействию.
Его социальная функция
проявляется в реализации одного из прав Конституции РФ — права на отдых.
Политическая функция туризма заключается в том, чтобы способствовать установлению дружеских контактов с другими странами.
Слайд 20Особенности туриндустрии
Специфика технологий производства и реализации туристских продуктов и услуг.
Деятельность в сфере туризма является особым видом торгово-посреднической операции между
туропреатором-турагентом-туристом.
Слайд 21Особенности туриндустрии
Туристский продукт как результат специфической деятельности.
Туристский продукт —
комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену
(независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Слайд 22Особенности туриндустрии
Специфика «невидимого» экспорта.
Туризм - важный сегмент внешней торговли,
в котором проводятся экспортно-импортные операции с услугами.
В отличие от
других отраслей хозяйства, продукция которых транспортируется к потребителю, туризм вызывает миграции людей к местам сосредоточения рекреационных (предназначенных для отдыха, восстановления сил) ресурсов, потребление которых происходит в определенном месте.
Слайд 23Мобильные продажи
Одна из ключевых тенденций 2016 года — развитие мобильного канала продаж. Доля мобильного канала
за год выросла с 14,3% до 18,2%.
В 2016 году средний чек в мобильном канале составил
7 752 рубля, при этом самая дорогая покупка, осуществленная через мобильное устройство, составила 425 352 рубля. 59% пришлось на платформу iOS, 41% — на Android
Слайд 24Особенности туриндустрии
Мультипликативность.
Существенная особенность туризма — его огромное влияние на
развитие других отраслей хозяйства: транспорта, торговли, связи, бытового обслуживания, сельского
хозяйства и т.д.
Слайд 25Особенности туриндустрии
Рисковый вид деятельности.
Деятельность в сфере туризма зависит от
экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитых структуры
и инфраструктуры туризма, высокоаттрактивных (привлекательных) и доступных туристских ресурсов, сезонности и многих других факторов, определяющих высокий уровень рисков и сложность прогнозирования результатов деятельности в туристской отрасли.
Слайд 26Статистика туризма
Количество туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, сократилось с 2500 в 2014-м до 750 в 2016 году.
Число туроператоров,
специализирующихся на внутреннем туризме, выросло с 700 до 3 700.
В нестабильных экономических условиях происходит активная
консолидация игроков, в связи с чем в 2016 году на 20 крупнейших компаний пришлось 80% продаж.
Слайд 27Особенности туриндустрии
Наличие специфической инфраструктуры.
Туризм имеет специфическую инфраструктуру — комплекс
сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, а также предприятий, обеспечивающих
беспрепятственный доступ туристов к туристским ресурсам.
Слайд 29Особенности туриндустрии
Индикатор благосостояния населения.
Эта особенность выражается в том, что
туризм бурно развивается при платежеспособном спросе.
Слайд 30Особенности туриндустрии
Гуманитарная миссия.
Туризм обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя
общественную мораль и добрый порядок, является средством открытого доступа к
человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта и международных отношений.
Слайд 31Особенности туриндустрии
Вовлечение в деятельность специфических ресурсов.
Основной компонент функционирования туристской
индустрии — туристские ресурсы, поэтому данная сфера крайне заинтересована в
их сохранности и, как ни одна другая, в регулировании их использования.
Слайд 35Показатели индустрии туризма
(Арефьев В.Е.)
население. Сегменты: половозрастная структура, численность работающих,
учащихся и пенсионеров, число и структура семей, темпы роста;
социально-экономические условия. Сегменты:
структура доходов и расходов населения, уровень социального обеспечения, система отпусков, включая их продолжительность и оплату, число нерабочих дней;
цели поездок. Сегменты: виды отдыха, продолжительность, сезонность, направление выезда, структура расходов туристов одной страны при поездках в другие страны. Имидж страны, безопасность поездок;
цены на туристские услуги. Сегменты: индивидуальные и групповые поездки, стандартные туры, отдельные услуги, в том числе гостиничные тарифы, цены на питание, стоимость перевозок, осуществляемых национальными и международными перевозчиками, соответствие предлагаемых услуг международным стандартам;
конъюнктура рынка. Сегменты: конкурирующие фирмы, виды предложений, программы пребывания, уровень цен;
Слайд 36Показатели индустрии туризма
(Арефьев В.Е.)
уровень и состояние материально-технической базы. Сегменты: число
и состав средств размещения, количество мест и номеров, предприятий питания
и мест в них, природные и культурные достопримечательности, пропускная способность объектов показа;
средства транспорта и инфраструктура. Сегменты: наземный, воздушный и водный транспорт, классификация транспортных маршрутов, смешанные перевозки;
средства рекламы. Сегменты: радио, пресса, электронные СМИ, каталоги и буклеты, затраты на рекламу (в том числе по таким сегментам рынка, как молодежный и рынок лиц "третьего возраста");
организация и уровень развития национального и международного туризма. Роль туроператоров и турагентов, монополии, общественные туристские организации, статистика туризма, туристские формальности, правила выезда и въезда;
товары туристского спроса. Аудио- и видеоаппаратура, компьютеры, автомобили, часы, парфюмерия, одежда, напитки и т. д.