Слайд 2Объекты экскурсий
- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни
нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино,
места Курской битвы и др.);
- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Слайд 3Схема экскурсий
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
- организационной (знакомство
с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в
пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Слайд 4Этапы проведения экскурсии
В процессе подготовки новой экскурсии можно условно выделить
основные этапы:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор
литературы и составление библиографии.
4. Определение других источников информации, их изучение.
5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
6. Поиск, отбор и изучение объектов.
7. Составление маршрута экскурсии.
8. Объезд или обход маршрута.
9. Подготовка контрольного текста экскурсии.
10. Комплектование «портфеля экскурсовода» (кино-, фоно-, фотодокументы).
Слайд 5Виды экскурсий
познавательные - помогают получить информацию о том или ином
событии, явлении, процессе;
обучающие - включают в себя интерактивные формы
получения информации: мастер-классы, викторины, практикумы, дискуссии и др.;
развлекательные - в программу которых входят игры, забавы, конкурсы и т. п.;
углубленные - раскрывающие одну узкую тему;
воспитательные - как правило, это экскурсии с посещением музеев, памятных мест, заповедников, часто предусматривающие встречи с ветеранами, героями, людьми интересных профессий;
духовно-нравственные - сочетают и воспитательный процесс, и патриотическую тематику, и познавательную направленность.
Слайд 6План занятия
В плане-конспекте занятия педагог указывает:
Цель проведения экскурсии;
Порядок проведения
экскурсии;
Содержание вступительной беседы;
Конспект пояснения на каждом этапе;
Пояснения, что именно
должны увидеть и сделать обучающиеся.
Примечание: Очень важно заранее определить вопросы, на которые обучающиеся должны будут ответить в процессе экскурсии, подготовить карточки- задания. Также педагог должен продумать, какие формы работы можно организовать с обучающимися во время экскурсии, определить форму проведения рефлексии и содержание заданий на период ближайшего последействия.
Слайд 7Обязательные признаки экскурсии
- протяженность по времени, обычно от академического часа
до одного дня;
- наличие экскурсионной группы (15 - 30 человек);
-
наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!
- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;
- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.
Слайд 8Пример экскурсий
Курс: методика обучения и воспитания взрослых
Экскурсия в краеведческий музей
города Новосибирска «…………………..»
методике обучения и воспитания взрослых
Цель: Изучение методов влияния
музея на духовное развитие личности посетителей