Слайд 1Экспертный семинар
«КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»
О.М. Пономарева
Доцент УНЦ
ОТВПО
М.Ю. Червач
Менеджер ОИПОКИО
Слайд 2Структура семинара
Введение – 10 мин
Экспертная оценка качества подготовки специалистов в
российских вузах (индивидуальная работа) – 5 мин
Рейтинг факторов, влияющих на
качество подготовки специалистов в российских вузах (индивидуальная работа) – 10 мин
Определение признаков, характеризующих качество подготовки специалистов в российских вузах (командная работа, дискуссия) – 30 + 20 мин
Построение проверочной матрицы критериев оценки качества подготовки специалистов в российских вузах (индивидуальная работа) – 20 мин
Определение препятствий на пути повышения качества подготовки специалистов в российских вузах (дискуссия) – 20 мин
Поиск путей решения проблем - рекомендации по повышению качества подготовки специалистов в российских вузах(командная работа, дискуссия) – 25 + 20 мин
Слайд 3Чего не хватает молодым специалистам?
Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга,
Екатеринбурга, Н. Новгорода, Челябинска
профессиональные навыки
незнание законов и методов творческого решения
профессиональных задач
низкая мотивация выпускников
недостаточная нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост
неготовность молодых специалистов к командной работе
неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде
Слайд 4Проблемная ситуация
По мнению работодателей (кадровых агентств) уровень подготовки специалистов в
российских вузах не соответствует требованиям работодателей.
Эффективно организованная образовательная деятельность в
вузе может повысить уровень подготовки специалистов.
Гипотеза
Слайд 5Определение-допущение
Подготовка специалистов в вузе – процесс формирования набора компетенций (трудового
потенциала) будущих выпускников за время обучения в вузе, позволяющих им
стать успешными в профессиональной деятельности.
Слайд 6Степень связи между качеством подготовки специалистов и организацией ОД в
вузе?
Нет связи
Слабая
Устойчивая
Сильная
Другое (Ваше личное мнение)
Слайд 7Как вы оцениваете уровень подготовки специалистов в российских вузах?
Критически низкий
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Другое (Ваше личное мнение)
Слайд 8Какие факторы определяют качество подготовки специалистов в российских вузах?
Рейтинг
(где 1 – наиболее значимый фактор)
Наличие научных школ в университете
Высококвалифицированный
преподавательский состав
Высокий рейтинг университета
Материально-техническое оснащение университета
Сотрудничество с производственными предприятиями
Достаточное финансирование со стороны государства
Использование активных и интерактивных технологий обучения
Участие работодателей в разработке образовательных программ
Заинтересованность студентов в обучении
Наличие в вузе системы контроля качества образовательного процесса
* Другое
Слайд 9
Определите признаки,
характеризующие уровень подготовки специалистов в российских вузах
(командная
работа)
Слайд 10Признаки, характеризующие
уровень подготовки специалистов в российских вузах
Доля выпускников, работающих
по специальности более 1 года
Доля выпускников, успешно прошедших независимую оценку
(проф. сертификат)
Доля студентов – победителей/лауреатов стипендий, конкурсов, конференций и т.д.
Доля студентов, показавших прогресс при анкетировании - решении профессиональных (инженерных) кейсов в течение обучения
Доля участия студентов в реальных проектах (договоры, гранты и т.д.)
Доля выпускников, занимающих руководящие должности по специальности через 3-5 лет после выпуска
Доля участия студентов в международных научно-практических конференциях, олимпиадах
Доля положительных оценок (4-5) за рецензию и отзыв по ВКР
Слайд 11Матрица критериев оценки
уровня подготовки специалистов в российских вузах
Слайд 12Экспертная оценка уровня подготовки специалистов в российских вузах
Слайд 13Степень связи между уровнем подготовки специалистов и организацией ОД в
вузе
Слайд 14Рейтинг значимости факторов, влияющих на качество подготовки специалистов в вузе
Слайд 15
Назовите препятствия
на пути повышения уровня подготовки специалистов в российских
вузах
(дискуссия, рейтинг)
Слайд 16Препятствия на пути повышения уровня подготовки специалистов в российских вузах
Экономические:
Отсутствие
адекватной системы финансирования внутри вуза
Недостаточное финансирование ППС
Недостаточное предоставление возможностей для
участия в международных научно-практических мероприятиях (ППС, особенно студенты)
Плохая материально-техническая база и низкий уровень ее обслуживания
Административно-управленческие:
Непоследовательность в принятии управленческих решений
Отсутствие обратной связи с работодателями
Отсутствие квалифицированного УВП
Несоответствие квалификации преподавателей для реализации дисциплин
Несоответствие задач университета и выделяемых на их решение ресурсов
Отсутствие механизмов мотивации (студентов и ППС)
Личные:
Низкая мотивация преподавателей
Отсутствие мотивации студентов
Преподаватели не успевают адаптироваться к динамичным изменениям профессиональной среды
Внешняя среда:
Нежелание работодателей участвовать в проектировании, реализации и оснащению ООП
Отсутствие рабочих мест для выпускников по специализации
Отсутствие проф. Стандартов на все виды деятельности
Слайд 17
Поиск способов повышения
уровня подготовки специалистов в российских вузах
(командная работа,
дискуссия)
Слайд 18Рекомендации по повышению уровня подготовки специалистов в российских вузах
Система выявления
дефицита компетенций ППС и принятие мер по решению данной проблемы
Создание совета ООП работодателей и проведение совместных встреч, заседаний, круглых столов
Механизм увеличения количества практик
Пересмотреть гос. заказ на выпускников
Развитие научных школ и сотрудничество с другими вузами
Реализация CDIO подхода на практике, а не на бумаге
Ориентация вуза на перспективу при подготовке специалистов (профессии будущего)
Внедрение доступных дополнительных специальных практико-ориентированных курсов (ППС, студенты)
Создание виртуальных площадок, мобильных комплексов для выполнение проектной деятельности
Продвижение продуктов проекта (НПР, студенческого) при содействии вуза
Создание регламента взаимодействия с работодателем по разным направлениям подготовки
Обеспечение творческой свободы преподавателям-координаторам, руководителями команд разработчиков проектов
Возможность распределения вырученных средств для продвижения новых идей и оснащения в рамках выполняемого проекта