Разделы презентаций


Текст и его анализ на ОГЭ

Содержание

Язык следует рассматривать не как мёртвый продукт, а как созидающий процесс.Вильгельм фон ГумбольдтСущность языка нагляднее всего обнаруживается в его функционировании.Г.Н.Эйхбаум

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Текст и его анализ на ОГЭ
Наталья Аркадьевна Сенина
кандидат филологических

наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи

Таганрогского института имени А.П.Чехова;
начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион»


Текст и его анализ на ОГЭНаталья Аркадьевна Сенина кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка, культуры

Слайд 2Язык следует рассматривать не как
мёртвый продукт, а как созидающий

процесс.
Вильгельм фон Гумбольдт

Сущность языка нагляднее всего обнаруживается в его функционировании.
Г.Н.Эйхбаум

Язык следует рассматривать не как мёртвый продукт, а как созидающий процесс.Вильгельм фон ГумбольдтСущность языка нагляднее всего обнаруживается

Слайд 3Текст - (лат. textus) ткань, сплетение, соединение.

Что соединяется?
Как соединяется?
Зачем соединяется?

Текст - (лат. textus) ткань,    сплетение, соединение. Что соединяется? Как соединяется? Зачем соединяется?

Слайд 4Сочинение-рассуждение на ОГЭ проверяет сформированность следующих компетенций:
коммуникативных (способность к пониманию

текста и навыки продуцирования текста);
языковых;
культуроведческих.



Сочинение-рассуждение на ОГЭ проверяет сформированность следующих компетенций:коммуникативных (способность к пониманию текста и навыки продуцирования текста);языковых; культуроведческих.

Слайд 5Сочинение-рассуждение на ОГЭ позволяет проверить уровень сформированности следующих речевых умений

и навыков:
адекватно воспринимать информацию (умение находить в тексте содержательно-фактуальную и

содержательно-концептуальную информацию);
развивать мысль автора (комментировать высказывание);
аргументировать свою позицию;
последовательно и связно излагать свою мысль.

Сочинение-рассуждение на ОГЭ позволяет проверить уровень сформированности следующих речевых умений и навыков:адекватно воспринимать информацию (умение находить в

Слайд 6
Сочинение 15.2

Сочинение 15.2

Слайд 7«Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от

слов к мысли» Николя Шамфор, французский писатель, мыслитель 18-го века.

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от слов к мысли»   Николя Шамфор,

Слайд 8
Адресант (автор текста)

Адресант



адресант

Адресат (ученик)

Адресат



адресат

Адресант (автор текста)АдресантадресантАдресат (ученик)Адресатадресат

Слайд 9 Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл

предложения текста: «Только осталась на чёрной крышке глубокая белая ранка».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование


Задание 15.2          Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы

Слайд 10 Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с

которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы
Последовательность работы над сочинением

на тему задания 15.2

1

Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

2

Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работыПоследовательность

Слайд 11 Найдите в тексте это предложение (фрагмент)

и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится

это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю (проще говоря, какова идея произведения);


г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т.п.);

3

Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.Определите:  а) в какой

Слайд 12 Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите,

соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу

анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях – добре, зле, честности, милосердии, предательстве и проч.)

4

Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте своё видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

5

Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему

Слайд 13 Найдите в тексте два примера, которыми вы

сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что

вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.

6

Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

7

Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

8

Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о

Слайд 14ШЕФЫ
(1)Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных

много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. (2)И

вдруг нас привели на станцию, объявили, что железнодорожники — наши шефы и они приглашают нас в гости.
(3)Разобрали нас по одному. (4)Дядя Вася, толстый и весёлый начальник, привёл меня к себе домой. (5)Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла душистый борщ и сладкую печёную тыкву. (6)А дядя Вася подмигнул и нацедил из бочонка красного вина. (7)И себе и мне. (8)Стало весело. (9)Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.
ШЕФЫ  (1)Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое

Слайд 15 (10)В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об

этом дне. (11)Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о

чём другом не могли говорить. (12)А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество — стихи — Лида, я дописал ещё одно слово — шефы.
(13)Больше всех хвалился белорус Вилька. (14)Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить ещё. (15)Мне тоже хотелось рассказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать, где он работает. (16)Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повёл ребят. (17)Дядя Вася оказался занят. (18)Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:
(10)В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. (11)Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней

Слайд 16 (19)– Не вовремя ты, мальчик… (20)Ты приходи в

воскресенье, домой приходи.
(21)Я пришёл. (22)И снова ел тыкву

и расхаживал по комнатам. (23)И снова тихое счастье не покидало меня. (24)А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:
(25)– Странные они, эти дети. (26)Неужели не понимают, что всё время ходить нельзя? (27)Неудобно. (28)Мы же не родственники какие, чтобы их кормить.
(29)А дядя Вася ответил:
(30)– А что я мог поделать! (31)Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. (32)И вот придумали…
(19)– Не вовремя ты, мальчик… (20)Ты приходи в воскресенье, домой приходи.  (21)Я пришёл. (22)И

Слайд 17 (33)Я тихо-тихо брёл по улицам. (34)Чтобы никто не

спрашивал, почему я пришёл раньше, остаток дня я просидел в

пустой школе. (35)Последнее вырезанное слово я расковырял поясом. (36)Его теперь никто не смог прочесть. (37)Только осталась на чёрной крышке глубокая белая ранка.
(А. Приставкин*)
(33)Я тихо-тихо брёл по улицам. (34)Чтобы никто не спрашивал, почему я пришёл раньше, остаток дня

Слайд 18Примеры-аргументы из текста
Рассказчик воспринимает уничтоженное им на парте слово как

глубокую ранку, и эта история, на самом деле, оставила в

его душе такую же рану, такой же глубокий след, как стёртое слово. Почему мальчик стёр слово?

Мальчик искренне воспринял помощь шефов и наивно поверил в их человеческое участие и доброту, поэтому слово «шефы» стало для него одним из заветных, и он вырезал его на парте (предложение 12).

Детдомовцы в суровое военное время нуждались в домашнем тепле и уюте, которого были лишены, поэтому дети так ожидали воскресного похода в гости (предложения 10-11).

Случайно услышанные мальчиком слова жены дяди Васи (предложения 26-28) разрушили его веру в искренность их доброго отношения и участия, поэтому рассказчик стёр вырезанное на парте слово «шефы».

Примеры-аргументы из текстаРассказчик воспринимает уничтоженное им на парте слово как глубокую ранку, и эта история, на самом

Слайд 19 Композиция сочинения 15.2
Тезис:
толкование фрагмента текста
1-й пример-аргумент из текста
2-й пример-аргумент

из текста
Вывод

Композиция сочинения 15.2Тезис:толкование фрагмента текста1-й пример-аргумент из текста2-й пример-аргумент из текстаВывод

Слайд 20
Сочинение 15.3

Сочинение 15.3

Слайд 21 Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова

МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на

тему: «В чём проявляется милосердие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.3   Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Слайд 23Дать толкование слова – значит…
определить смысл слова
сказать другими словами
дать характеристику
раскрыть

понятие

Дать толкование слова – значит…определить смысл словасказать другими словамидать характеристикураскрыть понятие

Слайд 24Основные способы толкования слова
Синонимический
Способ отрицательного определения
Описательный способ

Основные способы толкования словаСинонимическийСпособ отрицательного определенияОписательный способ

Слайд 25Основные способы толкования слова
Отсылочный способ
Антонимический способ

Основные способы толкования словаОтсылочный способАнтонимический способ

Слайд 26Что такое аргумент из жизненного опыта?
Исторические факты.
Общественно значимые вопросы, обсуждаемые

в обществе (в СМИ).
Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и

др.
Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, педагогов и др.).
Примеры из читательского опыта.
Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).
Что такое аргумент из жизненного опыта?Исторические факты.Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в обществе (в СМИ).Высказывания известных философов, писателей,

Слайд 27Список слов, предлагаемых ФИПИ для задания 15.3 (по книге)
Дружба
Добро
Человечность
Самовоспитание
Сострадание
Сильный
Красота
Учитель
Природа

Список слов, предлагаемых ФИПИ для задания 15.3 (по книге)ДружбаДоброЧеловечностьСамовоспитаниеСостраданиеСильныйКрасотаУчительПрирода

Слайд 28Список слов, предлагаемых ФИПИ для задания 15.3 (на сайте)
Искусство
Игрушка
Предательство
Путь жизни
Война
Власть
Любовь
Нравственность
Детство
Милосердие
Неблагодарность


Список слов, предлагаемых ФИПИ для задания 15.3 (на сайте)ИскусствоИгрушкаПредательствоПуть жизниВойнаВластьЛюбовьНравственностьДетствоМилосердиеНеблагодарность

Слайд 29
человечный
душевный
чуткий

моральный
отзывчивый
внимательный

благородный
достойный
добрый


сердечный
честный
порядочный

человечныйдушевныйчуткийморальныйотзывчивыйвнимательныйблагородныйдостойныйдобрыйсердечныйчестныйпорядочный

Слайд 30Формулировки заданий 15.3, предлагаемые ФИПИ
Три типа формулировок задания 15.3
Что такое

дружба? (… человечность, сострадание и т.д.)
Природа — это … (Искусство

— это …)
Какого человека можно назвать сильным? (Каким должен быть настоящий учитель?)
Формулировки заданий 15.3, предлагаемые ФИПИТри типа формулировок задания 15.3Что такое дружба? (… человечность, сострадание и т.д.)Природа —

Слайд 31Композиция сочинения 15.3
Тезис (определение значения слова, данного для анализа)
1-й пример-аргумент

(из текста)
2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста)
Вывод

Композиция сочинения 15.3Тезис (определение значения слова, данного для анализа)1-й пример-аргумент (из текста)2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или

Слайд 33УДАЧИ ВАМ!

www.legionr.ru
SeninaN@list.ru

УДАЧИ ВАМ!www.legionr.ruSeninaN@list.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика