Слайд 1Эксплуатационные потери горючего и мероприятия по их сокращению.
ТЕМА № 7
ЗАНЯТИЕ № 1
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Причины возникновения потерь горючего на складах горючего.
Классификация потерь горючего.
2. Мероприятия по сокращению потерь горючего.
Слайд 3Литература:
1. Приказ ЗМО-НТ № 87 от 9.9.1986г. «О нормах естественной
убыли нефтепродуктов и этилового спирта при приеме, хранении, отпуске и
транспортировании».
2. Руководство по работе центральных, окружных и флотских складов и баз горючего. М.: ВИ, 2003.
3. Эксплуатация складов ракетного топлива и горючего. Учебник. М.: ВИ, 1992.
Слайд 4Потери горючего по природе их возникновения принято подразделять на четыре
группы:
ПОТЕРИ
естественные
аварийные
боевые
эксплуатационные
Слайд 5Естественные потери - это потери, которые обусловливаются:
- физико-химическими свойствами горючего (потери
от испарения).
- климатическими условиями ;
- несовершенством технических средств и
технологического оборудования.
Слайд 6Эксплуатационные потери - это потери, которые возникают в результате :
-эксплуатации
технических средств и технологического оборудования.
Аварийные потери - это потери, которые
возникают в результате:
- чрезвычайных обстоятельств;
- стихийного бедствия;
- аварий;
- нарушения мер эксплуатации техники.
По каждому случаю аварийных потерь проводится административное расследование
Слайд 7
Боевые потери - это потери:
- от непосредственного воздействия противника.
Они
характерны только для периода боевых действий.
Слайд 8В жидкой фазе
В газообразной
фазе
Количественные
Качественные
Количественно-
качественные
Слайд 91. Количественные потери
- утечка
- разлив
- неполный слив
При количественных потерях качество оставшегося горючего
не изменяется и
оно может быть использовано по прямому назначению.
Происходят
- от неудовлетворительного технического состояния сооружений и оборудования складов и пунктов заправки, технических средств, трубопроводных коммуникаций;
- в результате небрежности и халатности работников.
Слайд 102. Качественные потери
- смешение
- обводнение
- загрязнение
это такие потери, когда горючее по своим качественным
показателям не может быть использовано по прямому назначению.
Они происходят
- от небрежного или неправильного выполнения операций по приему, хранению и выдаче горючего.
Слайд 113. Количественно-качественные потери:
- испарение
-
окисление
- осмоление
- разложение
в результате
этих потерь:
- уменьшается количество горючего;
- ухудшаются его качественные
показатели.
Слайд 12Причины потерь:
перекачки разных групп и марок горючего по одному трубопроводу
без соответствующей его подготовки;
при приеме горючего в резервуары или
АСЗТГ
с остатками других нефтепродуктов;
при не герметичности или неисправности резервуарной и трубопроводной арматуры;
из-за слабой профессиональной подготовки обслуживающего персонала.
Слайд 13Причины возникновения потерь от испарения.
При хранении горючего в резервуарах потери
от испарения происходят вследствие "малых" и "больших"дыханий.
"малым дыханием" называется :
выход паров горючего из резервуара в атмосферу и поступление воздуха в резервуар из атмосферы, происходящие в результате температурных колебаний наружного воздуха,
"Большие дыхания" резервуара происходят при заполнении и опорожнении резервуара.
Слайд 14Непримерзающий дыхательный клапан НДКМ
Слайд 15Давление выше атмосферного
Давление ниже
атмосферного
Слайд 16Вопрос № 2. Мероприятия по сокращению потерь горючего.
Борьба
с потерями горючего при транспортно-складских операциях организуется по трем направлениям:
-
при приеме и выдаче;
- при хранении;
- при транспортировании.
Слайд 17 Сокращение потерь горючего при хранении достигается:
1. Уменьшением газовых
пространств, средств
хранения, заправки и транспортирования.
2. Уменьшением амплитуды колебаний
температуры
в газовых пространствах средств
хранения и транспортирования и амплитуды
колебаний температуры продуктов.
3. Поддержанием избыточного давления в
резервуарах.
4. Проведением организационно-технических
мероприятий, направленных на
совершенствование процессов.
Слайд 18Для сокращения потерь горючего при приеме, хранении и выдаче необходимо:
1.
Хранить горючее
в резервуарах и таре
с плотно закрытыми
крышками(пробками)
с прокладками;
Слайд 192. Обеспечить полную герметизацию сварных
швов кровли резервуара и исправную
работу
дыхательной и предохранительной арматуры
резервуаров;
Слайд 203. Осуществлять перекачку горючего из резервуара в резервуар только при
выдаче горючего и возникновении аварийных ситуаций.
Слайд 214. При хранении легко испаряющихся марок горючего заполнять:
-
вертикальные резервуары – не более чем на 95% их вместимости;
-
горизонтальные резервуары - не доливаются до верхней образующей на 15 ... 20 см;
- бочки - не доливаются на 5 ... 7 см.
Слайд 225. Производить контрольные измерения
горючего в резервуарах с использованием
автоматизированных средств
измерения
(уровнемеров, датчиков измерения плотности
и температуры), а при использовании
измерительной рулетки или метрштока в
летнее время - в утренние часы.
Слайд 236. Производить окрашивание наружной
поверхности наземных резервуаров
светоотражающими составами (покрытиями).
Окраска резервуаров в светлый цвет
(белой, светло-зеленой, алюминиевой
красками) по сравнению с другими цветами
позволяет значительно сократить приток тепла
к резервуару и уменьшить потери горючего.
Слайд 24Отражающая способность окрашенных поверхностей резервуаров
Цвет окраски
Относительная
отражающая
способность, %
Зеркальный 100,0
Белый 90,0
Светло-зеленый 78,5
Алюминиевый
(свежевыкрашенная) 67,0
Серый 47,6
Алюминиевый(выветрившаяся) 35,5
Неокрашенная поверхность 10,0
Черный 0
Слайд 257. Потери горючего снижаются при
применении для хранения горючего
резервуаров большой
вместимости, в которых
масса горючего больше и, следовательно,
амплитуда колебаний температуры
горючего
меньше.
Вместимость 200 400 1000 2000 5000
резервуара
Годовые 5,75 5 4,25 3,75 3,25
потери,
% массы
Слайд 26Годовые потери автобензина от «малых» дыханий (от испарения) из РВС
в зависимости от степени его заполнения.
Слайд 27Годовые потери от «малых» дыханий резервуара
Р-50 в
зависимости от степени его заполнения
Слайд 28Годовые потери от «малых» дыханий с каждого м.куб газового пространства
резервуара Р-50
от способа его установки
9 кг
6 кг
2 кг
9
Слайд 29Подтекания и утечки в сальниковых соединениях являются источниками потерь горючего.
Одна капля в секунду: -3-4 л горючего в сутки
- 90-120 л в месяц.
Слайд 30Причины и количественные потери горючего
при транспортировании его железнодорожными цистернами.
при
наливе горючего в цистерны необходимо выдерживать установленный для каждого типа
цистерн уровень наполнения;
заполнение средств транспортирования необходимо осуществлять только под слой горючего;
после заполнения крышки люков цистерн плотно закрывать;
слив горючего из цистерн осуществлять без остатка с использованием устройств для нижнего слива.
Слайд 31 При организации налива, транспортирования и слива горючего
автомобильными цистернами (АЦ) необходимо учитывать:
-при нижнем сливе потери горючего
сокращаются в три раза.
- Остаток горючего, в АЦ должен быть не более
50 л, что равно примерно объему ее внутренних трубопроводных коммуникаций.
- потери от неполного слива из-за неправильной
установки АЦ с уклоном в сторону двигателя могут
составлять от 5 до 30 л горючего.
Слайд 33Заполнение АЦ выше установленного уровня приводит к утечке горючего при
температурном расширении.
Слайд 34 При перевозках горючего водным
транспортом происходят потери от:
- испарения,
- утечек,
- аварий,
-
обводнения.
Неучтенная обводненность может достигать 0,05... 0,1% объема
отгружаемого горючего.
Слайд 35 Характерной особенностью работы пунктов заправки является выдача малыми дозами большого
количества горючего и масел.
Это
вызывает значительные потери от испарения.
- залив бака автомобиля лишь на 15... 20%
вместимости увеличивает потери от испарения в семь-восемь раз ;
- перелив приводит к потерям до 3 л горючего на одну заправку.
Слайд 37Приказ ЗМО-НТ № 87 от 9 сентября 1986 г. объявляет
для руководства три Постановления Государственного комитета по материально-техническому снабжению:
Согласно
первому постановлению
Госснаба СССР от 26 марта 1986г. № 40
«Об утверждении норм естественной
убыли нефтепродуктов при приеме,
хранении, отпуске и транспортировании»
Слайд 38 Второе постановление
от 3
июня 1986г. № 66
"Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении :
- в передвижных металлических резервуарах;
- В резинотканевых резервуарах;
- В бочках и канистрах ;
-в баках машин, находящихся на консервации;
- при автомобильных перевозках;
- при использовании трубопроводов».
Слайд 39Третье постановление
"от 11 июля
1986г. № 102
«Об утверждении норм естественной убыли этилового спирта
при хранении, перемещениях и транспортировании железнодорожным, водным и автомобильным транспортом».