Слайд 1Экспонаты нашего музея
часть 1.
Школьный краеведческий «Музей Истории Клязьмы»
2017 год.
Слайд 2Платформа Клязьма 1902 год
В 1862г. построили Ярославскую дорогу. 1 августа
мимо образцовой усадьбы прошел первый поезд. В 1900г. у поселка
появилась платформа с названием «Хутор»
Слайд 3Экспонаты деревенского уголка
В фонде Московской духовной консистории Центральному архиву Москвы
удалось обнаружить сведения о них. .Они упоминались в Исповедных ведомостях
Никольской церкви села Пушкино за 1843 – 1845гг. Там указывалось что в 1843г.в построенный для крестьян дом (на месте сегодняшнего №10, перед которым стоит памятный знак) прибыл Ефрем Макаров 24х лет (Шведов), Егор Михайлов 23х лет (Гусев) и его жена Марья Васильевна 19лет.
В 1844г. здесь же поселились Иван Петров (Иванов) 28лет с женой Варварой Афанасьевной 23х лет и дочерью Марфой 2х месяцев от роду.
В 1845г приехал Алексей Федоров (Белов) 25лет с женой Прасковьей Карповой 22х лет. Других жителей Клязьминской образцовой усадьбы в Исповедальных ведомостях в эти годы больше не значились. Дали поселенцам около 40 га. земли в пределах сегодняшних улиц:Аксаковской, Сологубовской, Белинского, Пушкинских горок, Абрикосовской, Белинской, выделили по участку леса и поймы реки. Даны были еще семь лошадей и несколько коров. Так образовалась Клязьминская образцовая усадьба. Еще в 1915 г. у дома 12а стоял столб с надписью «Клязьминская образцовая усадьба, душ 29 , дворов 11.
Слайд 4Фотография семьи Ивановых за работой
В 1844г. здесь же поселились Иван
Петров (Иванов) 28лет с женой Варварой Афанасьевной 23х лет и
дочерью Марфой 2х месяцев от роду.
В.А, Капустина
Слайд 5Фотография Гусевых Якова Егоровича и Матрены Моисеевной
1843г.в построенный для крестьян
дом (на месте сегодняшнего №10, перед которым стоит памятный знак)
прибыл Ефрем Макаров 24х лет (Шведов), Егор Михайлов 23х лет (Гусев) и его жена Марья Васильевна 19лет.
В.А, Капустина
Слайд 6Ткацкий станок конец 19 века
Ткацкий станок в рабочем состоянии подарен
школьному музею Капустиной Марией Вячеславовной и Малиновским Андреем Михайловичем в
2016 году.
Салфетка выполнена ученицей 6 класса Эвелиной Николиной.
Слайд 7Кованные гвозди 18 век
Дар школьному краеведческому музею в 2015 году
от Кронштадского Андрея Евгеньевича .
на Руси до 17 века
включительно гвозди вручную ковались. Процесс изготовление гвоздей
был длительным и кропотливым.
Кузнец брал железный прут, нагревал его в горне, затем на наковальне, оттягивая прут ударами молота, заострял его на конце, оставляя утолщение металла на месте будущей шляпки.
Далее полученную заготовку гвоздя отсекали от основного прута и вставляли ее в специальный металлический брусок с более или менее калиброванными отверстиями – гвоздильню.
В гвоздильне формировали шляпку гвоздя, расплющивая молотком утолщенный край заготовки.
Среди кузнецов даже выделилась отдельная каста, специализирующаяся на производстве гвоздей. Их называли гвоздарями.
Слайд 8Чесало конец 19 века
подарен школьному музею «Истории Клязьма» жителем поселка
Строитель, Козловым Владимирои Алексеевичем в 2016 году.
Чесание доверялось только матери
семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.
Слайд 9Кукла в костюме.
19 век.
Костюм - дар школьному краеведческому музею
«Истории Клязьма» в 2015 году от учительницы Захаровой Галины Дмитриевны.
Рубаха
Понева
Волосник
нагрудное украшение из бисера
Ботиночки – дар Ильиной Валентины Федоровны.
Слайд 10Прялка - самопрялка19 века
Дар школьному краеведческому музею «Истории Клязьма» в
2016 году от жителя Мытищ поселка Строитель Козлова Владимира Алексеевича.
Сначала
было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Прялка – самопрялка позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание.
Слайд 11Вышитый рушник
подарен школьному музею «Истории Клязьма» семьей Мара Николаевича и
Тамары Николаевны Гроза в 2016году.
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами,
был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.
Слайд 12Киот 19 век.
подарен школьному музею «Истории Клязьма» Капустиной Марией Вячеславовной
и Малиновским Андреем Михайловичем в 2015году .
Киот позволяет создать вокруг
иконы щадящий микроклимат, сглаживая колебания температуры и влажности воздуха. Киот защищает икону от механических воздействий, пыли и грязи.
Киот создает гармоничную композицию в интерьере дома и храма.
Слайд 13Корыто для сечки продуктов и скалка 20 век
Корыто изготавливалось из
цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки,
для того, чтобы, максимально увеличив поверхность соприкосновения, ускорить и процесс.
Чаще всего сечка с корытом ассоциируются с квашением капусты на зиму
Слайд 14Лапти начало 20 века
Лапти - Во все времена наши предки
охотно обувались в лапти — «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги»,
— причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей.
(из воспоминаний Корольковой Т.И.)
Слайд 15Веретено и деревянная ложка
Веретено, как устройство для наматывания нитей,
было придумано очень давно, когда человек вообще научился создавать нити
и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена.
Слайд 16ЛОЖКИ.
Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII
в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом. На Нижегородской
земле издавна ловко резали ложки. Но, по-истине популярными они стали, благодаря уникальной технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.
Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали. По будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.
Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.
Слайд 17Ножницы садовые конец 19 века
История возникновения ножниц уходит корнями в
глубокую древность. Самые первые ножницы появились у человека совсем не
потому, что ему надо было как-то обслуживать себя, а потому, что ему надо было как-то стричь овец.
В Европу ножницы пришли, приблизительно в 10 веке. К этому же периоду времени относятся самые старые ножницы, найденные на территории России. Это произошло при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.
Слайд 18Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в
дырках. (Сито)
Перед замесом теста, муку просеивали через сито. Мука в
процессе просеивания должна была «надышаться».
Слайд 19Рубель. Центральная Россия, XIX век
На Руси до середины прошлого века
для разглаживания ткани использовали набор из скалки – небольшой палки
с ровным круглым сечением и рубеля – плоского деревянного бруска с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Слайд 20Серп 20 век
Серп — старинное орудие земледельца. Его находят при
археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI—VII вв.
Древнерусские серпы были аналогичны серпам, которыми жали русские крестьянки в XIX в., но размеры были меньше, в пределах от 19 до 33 см, меньшей была и высота дуги, составлявшая обычно не половину расстояния от острия клинка до черенка, а треть. Серп — орудие труда, часто упоминающийся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленький, горбатенький, все поле обошел и под кровельку ушел».
Слайд 21Такие разные предметы быта
Сундук 19 век
Умывальник чугунный 19 век
Доска стиральная
20 век
Слайд 22Утюг цельнолитой
конец 19начало 20 в.в
Подставка под утюг.
Утюг, похожий
на современный, был известен в Китае около двух с половиной
тысяч лет назад. Первое упоминание о металлическом утюге на территории России найдено в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году: кузнец Иван Трофимов получил 5 алтын за изготовление утюга в царские палаты. Железные, бронзовые и чугунные утюги вошли в наш быт в эпоху Петра I и просуществовали в России вплоть до 1967 года. Первые утюги были цельнолитыми.
Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее.
Слайд 23Угольный утюг
19 – 20 в.в.
Самым популярным стал утюг с
горящими углями, который пришел на смену цельнолитому в середине ХVIII
века. Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Утюг изготавливался полым с боковыми дырочками (для вентиляции, чтобы угли лучше грели). Раскаленные угли (как правило, березовые) помещали внутрь корпуса, у которого было двойное дно (для удобства чистки от золы), и закрывали крышкой. Удобство такой конструкции было относительным. Утюгом нужно было постоянно размахивать, усиливая вентиляцию. Угли могли высылаться из боковых отверстий, испачкать и прожечь одежду. Со временем угольный утюг усовершенствовался: обзавелся трубой колосниковыми решетками. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя лишнее тепло. Решетку же клали под угли утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали горячие точки.
Слайд 24Ухват 20 век и сундук конец 19 века.
Длинная палка с
металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую
печь горшки, чугуны.
Сундуки делали из ценных пород дерева: таких, как дуб, сосна, или кедр. Их обивали тканью или кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Сундуки часто обивали металлическими полосами для прочности, одновременно эти элементы были украшением. Сундуки, богато украшенные гвоздями и застежками с замками держали и в комнатах, они одновременно служили мебелью, из поколения в поколение их передавали, как семейные реликвии.
«Сундук — большой ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком. Кованый». (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1972. С. 717); «Сундук — ящик с крышкой на петлях и замком, обычно окованный и соскобами, для хранения вещей» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1940. Т. IV. С. 594).
Сундуки делали из ценных пород дерева: таких, как дуб, сосна, или кедр. Их обивали тканью или кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Сундуки часто обивали металлическими полосами для прочности, одновременно эти элементы были украшением. Сундуки, богато украшенные гвоздями и застежками с замками держали и в комнатах, они одновременно служили мебелью, из поколения в поколение их передавали, как семейные реликвии.
Слайд 25Коромысло
19 век
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы.
При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV
вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Слайд 26Замок навесной 18-19 век
На Руси навесные замки используют с
X века, русские ремесленники-кустари славились производством запирающих устройств, которые использовала
вся Европа.
Слайд 27Кувшин и горшочек для топления масла
20 век
Гончарство считалось одним
из наиболее почётных занятий и постоянно развивалось и совершенствовалось, получая
всеобщую поддержку. В IX-X вв. керамикой занимались преимущественно женщины. Они изготовляли всевозможные сосуды из глиняной массы, к которой примешивались песок, гранит, кварц, мелкие осколки раковин и прочие материалы. Такая технология позволяла получить более вязкую массу и более крепкое изделие.
Слайд 28Гончарные изделия.
Распространение гончарного круга на территории Руси началось в IX
веке на юге. К этому времени к женщинам присоединились мужчины-ремесленники.
Памятники письменности Киевской Руси свидетельствуют исключительно о мужчинах-гончарах. Занимались гончарством преимущественно зимой, то бишь в свободное от земледельческих забот время. Иные мастера трудились и летом, по ночам.
Слайд 29Мы ждем Вас в гости.
Вы посмотрели небольшую часть экспозиции
«Деревенский уголок», но у нас все время что-то меняется, нам
приносят новые предметы, которые мы с радостью демонстрируем нашим гостям и рассказываем о них.
Проект создан Лопатиной Е.В.
2017 г.