Слайд 1Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Слайд 2Электро́нная му́зыка
От англ. Electronic music, в просторечии также «электроника»)
—
широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных
инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).
Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей.
Слайд 3Электромеханические музыкальные инструменты.
Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании
электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов
могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты как терменвокс, синтезатор и компьютер.
Слайд 4Телармониум
В период с 1898-й по 1912-й годы, американский изобретатель Тадеуш
Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум
Но
этот инструмент не приняли из-за его габаритов: его версия 1906 года весила порядка 200 тонн, его механизм занимал площадь приблизительно равную 18 кв. метрам.
Слайд 5Синтезатор – от слова синтез
Это изменило образ популярной музыки —
синтезаторы стали использовать многие рок- и поп- артисты. С этого
момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.
Слайд 6Фонограмма
Вскоре после выхода на рынок новых средств звукозаписи —
магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать
новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук. Эту технику композиции назвали «конкретной музыкой» Задача композитора, использующего данную технику — создать фонограмму из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков. Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером.
Слайд 7Экспериментальная музыка
Наиболее известный и видный деятель немецкой электронной музыки —
Карлхайнц Штокхаузен. Он является автором более 350-ти музыкальных произведений, значительная
часть которых относится к области экспериментальной электронной музыки. Штокхаузен говорил об опыте, который переживали слушатели, прослушивая его музыку. Некоторые говорили, что они испытывают чувство полёта, или находятся в космосе, или в каком-то фантастическом нереальном мире.
Слайд 8Японская электронная музыка
В довоенной Японии почти не были известны такие
ранние электронные инструменты, как Волны Мартено, терменвокс и траутониум (англ.
Trautonium). Но некоторые композиторы, в числе которых был Минао Шибата, знали, что такие инструменты уже существуют. Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны японские музыканты начали экспериментировать с электронной музыкой. В некоторых случаях эти эксперименты приводили к положительным результатам исключительно благодаря институциональной финансовой поддержке: у музыкантов была возможность работать с новейшими моделями звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники. Так азиатская музыка стала частью развивающегося жанра электронной музыки. Позже это привело к тому, что через несколько десятилетий Япония стала лидером в области развития музыкальных технологий.
Слайд 91960-ые годы были плодотворными для электронной музыки. Успехов достигли не
только музыканты от академической электроники, но также и независимые музыканты
— технология синтеза звука стала более доступной и, как следствие, в свободной продаже появились первые синтезаторы.
К этому времени сформировалось и достаточно развилось сообщество композиторов и музыкантов, работающих с новыми звуками и с новыми инструментами.
Слайд 10Новый виток развития музыки
К началу 1980-х годов установились три основных
направления в развитии электроники:
Электронно-инструментальная музыка, использующая полный набор электро-музыкальных инструментов
для создания композиционно развёрнутых синтезаторных пьес, часто на «космическую» тематику.
Слайд 11«Песенные» формы электронной музыки
(синти-поп, электро-поп, техно-поп), отличающиеся чётким, механистичным танцевальным
ритмом, демонстративной искусственностью звука (синтезаторы более не имитируют звучание реальных
музыкальных инструментов), использованием вокала (зачастую роботоподобного) в качестве контрапункта синтезаторной аранжировке, минимализмом и остинатной структурой композиции. Тексты песен часто имеют социально-футурологическую и научно-фантастическую направленность. Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Китаро группа Зодиак, группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, и другие.
Слайд 12Техно-музыка
Мощную ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют Laserdance и Koto.
Но более всего различных подстилей и ответвлений содержит техно-музыка. Идеи
Kraftwerk были «на ура» восприняты в диджейских клубах, и на поверхность из клубного андерграунда постепенно вышел новый стиль техно, в котором ритм и эффекты ставятся на первое место. Мелодия не обязательна, ибо цель такой музыки — достижение технотронного экстаза. Не случайно на клубных вечеринках зачастую использовались химические стимуляторы для усиления эффекта.
Слайд 13«Эмбиент» –фоновая музыка
Фоновая «музыка окружающей среды», лишенная чёткого ритма и
определённой мелодии, получившая название «эмбиент». Автором этого определения стал Брайан
Ино, который по праву считается основателем стиля. Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до него.
Слайд 14XXI век
Начало XXI века для электронной музыки ознаменовано стремлением к
единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в
теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих видов музыки, и для описания альбомов приходится использовать сложные составные определения.
Очень популярной является идея создания техно-ремиксов на темы знаменитых композиций 1970—1980-х годов.
Многие техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра, и теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи новаторов. Альбом Жарра «Metamorphoses» выполнен с заметным вливанием
техно/поп/нью-эйдж, а Клаус Шульце активно занялся экспериментами с Техно, транс, эмбиент и индастриал переплелись воедино в музыке. Синтез тяжелого альтернативного панк-рока и техно .
Ностальгию по старым добрым временам, когда электронная музыка была доходчивой, выражает Андрей Климковский.