Слайд 1Основные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений.
Слайд 2Здоровье ребенка определяет сочетание 3-х групп факторов:
1. Биологические, в том
числе генетические, течение беременности и родов.
2. Образ жизни.
3. Состояние окружающей
среды.
Слайд 3Влияние факторов риска на формирование здоровья школьников
Слайд 4Биологические маркеры техногенного загрязнения окружающей среды:
1. Аллергические болезни (в первую
очередь атопический дерматит).
2. Бронхолегочная патология.
3. Железодефицитные анемии.
4. Врожденные аномалии развития.
Слайд 5Особенности роста и развития, повышающие чувствительность организма ребенка к действию
факторов среды:
Высокая интенсивность синтеза нуклеиновых кислот;
Незрелость ферментных систем;
Низкая кислотность желудочного
сока;
Повышенная проницаемость кожи, слизистых, гематоэнцефалического барьера;
Интенсивный процесс миелинизации нервных волокон;
Ограниченные функции почек;
Становление эндокринной системы;
Увеличение массы тела, что ведет к кумуляции вредных веществ в биосредах.
Слайд 6Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей.
Слайд 7На медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, возлагаются следующие
функциональные обязанности:
1. Организация медицинского обеспечения детей.
2. Первичная профилактика: контроль за
санитарно-гигиеническими условиями; оказание помощи в организации учебно-методического процесса, в составлении суточного режима.
3. Контроль за питанием детей.
4. Контроль за организацией физического воспитания.
5. Врачебно-профессиональная консультация.
6. Гигиеническое воспитание в детском коллективе.
7. Иммунопрофилактика.
8. Мероприятия, обеспечивающие адаптацию в образовательном учреждении.
9. Ведение документации.
10. Диспансеризация.
11. Анализ состояния здоровья детей, разработка медико-профилактических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.
Слайд 8Гигиенические принципы построения суточного режима:
Строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность
перехода к новому режиму.
Все виды деятельности должны включаться в режим
с учетом возраста (содержание режима и суточный бюджет времени).
Рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование (структура режима).
Виды деятельности и отдых должны соответствовать возрасту.
Слайд 9Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями
включает следующие обязательные элементы:
режим питания (интервалы между приемами пищи и
кратность питания);
время пребывания на воздухе в течение дня;
продолжительность и кратность сна;
продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Слайд 10«Мы говорим уже о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся
через внешнюю обстановку учебных заведений; мы видели, что у ребенка
появляются неправильности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К сожалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой…»
Ф.Ф. Эрисман
Слайд 11Для младших школьников характерно:
а) преобладанием возбуждения над торможением;
б) иррадиации
над концентрацией, в связи с чем возбуждение распространяется на большие
участки мозга;
в) легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей;
г) слабость тормозных реакций, чем объясняется малая продолжительность активного внимания.
Слайд 12Учебные занятия сопровождаются
- статистическим напряжением ряда мышечных
групп (шеи, затылка, спины, таза)
- тонкой координацией движений при письме;
-
большой нагрузкой на орган зрения.
Слайд 13Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, то
есть:
- с учетом основных анатомоморфологических особенностей детского организма;
- в наиболее
благоприятных условиях окружающей среды.
Слайд 14О развитии утомления у школьника свидетельствуют признаки:
Снижение продуктивности труда.
Ослабление внутреннего
торможения (двигательное беспокойство, рассеянность внимания).
Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный
ритм и координация движений)
Появление чувства усталости.
Слайд 15
Переутомление развивается, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфофункционального
развития ребенка.
Признаками переутомления являются:
1. Резкое и сильное снижение умственной
и физической работоспособности.
2. Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность).
3. Стойкие изменения в регуляции вегетативных функций (аритмия, ВСД).
4. Снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов, патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна. Для восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а подчас и медикаментозная терапия.
Слайд 16Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
Соответствие учебных нагрузок возрастным
и индивидуальным потребностям ребенка и подростка.
Научная организация учебного процесса в
современной школе.
Обеспечение оптимальных условий обучения.
Слайд 17Гигиенические критерии здоровье-сберегающих технологий
Ранжирование содержания обучения.
Индивидуализация обучения в зависимости от
психофизиологических возможностей, состояния здоровья и темпа учебной деятельности.
Построение учебного процесса,
направленное на повышение двигательной активности учащихся.
Формирование отношений между учителями и учениками на педагогике сотрудничества и доброжелательности.
Слайд 18Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)
называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую
потребность ребенка в движении (кинезофилия)
Слайд 19Параболическая зависимость иммунологических реакций от суточной двигательной активности (Сухарев А.Г.,
1991г.)
Слайд 20Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека физических
упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.
Слайд 21Основные задачи физического воспитания:
обеспечение созревания и функционального совершенствования ведущих систем
организма; повышение его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора, стимулирование развития
основных двигательных качеств, работоспособности организма;
повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствование терморегуляции;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов, коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития;
формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 22Гигиенические принципы физического воспитания
Обеспечение оптимального двигательного режима, с учетом потребностей
растущего организма в движениях и его функциональных потребностей.
Дифференцированное применение средств
и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности.
Систематичность занятий.
Постепенное увеличение нагрузок.
Комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.
Создание благоприятных условий внешней среды.
Обеспечение положительной эмоциональной настроенности.
Основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.
Слайд 23Медицинский контроль за физическим воспитанием включает:
Распределение учащихся по медицинским группам
по результатам медосмотра.
Врачебное наблюдение за влиянием физических упражнений на организм.
Врачебный
контроль за содержанием и методами физического воспитания и занятий спортом, за соответствием физической нагрузки возможностям детей.
Санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения занятий и соревнований.
Профилактика спортивного травматизма.
Гигиеническое воспитание учащихся.