Слайд 1
Электронные дидактические материалы к уроку
литературы на тему «К. Г. Паустовский
«Теплый хлеб» для учащихся 5-х классов
Санкт- Петербург
2014
Слайд 2Константин Георгиевич Паустовский
Слайд 3Цели урока:
показать особенности изображения героев в литературной
сказке,
выявить элементы сказки в
произведении,
обсудить нравственные проблемы.
Слайд 4Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной
коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы
вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
Слайд 5ТЁПЛЫЙ, –ая, –ое; тёпел, тепла.
1. нагретый, дающий или содержащий тепло.
Тёплый луч солнца. Тёплая комната. Тёплое молоко.
2. не знающий морозов,
южный (о климате, местности). Тёплые страны.
3. хорошо защищающий тело от холода.
Тёплая одежда.
4. имеющий отопление. Тёплая дача.
5. перен. Ласковый, приветливый. Тёплое чувство. Тёплые слова утешения.
Слайд 6Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните
название, которое дал ей автор?
Почему хлеб в конце сказки назван
«чудесным»?
Слайд 7- Чем литературная сказка отличается от народной?
- Докажите, что «Теплый
хлеб» - это литературная сказка.
Слайд 8Сказка состоит
из 3-х частей
Слайд 9О каком времени пишет Паустовский?
Слайд 10Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам?
Почему его звали «Ну Тебя»?
Как менялась погода на протяжении происходящих
в сказке событий?
Слайд 11Какую историю рассказала бабка Фильке? Перескажите ее
Слайд 12- Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?
- Как вы
думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?
Слайд 13Почему Филька сознался Панкрату в своем поступке?
Слайд 15
Что придумал Филька, чтобы поправить дело?
Слайд 17Какие приемы помогают созданию сказочных образов?
«…колючий мороз прошел по деревне.
Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок
по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах…»
Слайд 18Метафоры - скрытые сравнения
Олицетворения - оживления предметов
Эпитет – образное
определение
Слайд 19Чему учит сказка?
Совершая зло, человек может погубить не
только себя, но и своих близких. Поэтому надо вовремя осознать
свои дурные поступки и исправить их.
«Бессмысленным гражданином» называет Панкрат Фильку, потому что гражданин - это человек, любящий Родину и заботящийся о людях.
Надо всегда надеяться, что «поправит человек свое злодейство».
Слайд 20О каком хлебе всегда вспоминают жители Ленинграда?
Слайд 21На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово - что
дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не
стыдиться.
Слайд 22Домашнее задание
Написать развернутый ответ на вопрос
«О чем заставляет задуматься
сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?