Разделы презентаций


Елисеева М.Б. melyseeva@yandex.ru

Содержание

Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемнойС переходом речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая структура этой речи. Звук… получает смыслоразличительную функцию. Возникает фонема, фонемная речь. Под воздействием изменения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Елисеева М.Б. melyseeva@yandex.ru
Порядок появления гласных и согласных фонем в речи русскоязычного

ребенка

Елисеева М.Б. melyseeva@yandex.ruПорядок появления гласных и согласных фонем в речи русскоязычного ребенка

Слайд 2Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемной
С переходом

речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая структура этой речи.

Звук… получает смыслоразличительную функцию. Возникает фонема, фонемная речь. <...>
Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции, и речевого слуха ребенка.
Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемнойС переходом речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая

Слайд 3По дневниковым материалам начатки этого перехода отмечаются в начале второго

года жизни. В период до-фонемной речи звук сопровождает артикуляцию и

следует движениям речедвигательного аппарата. <...> Впоследствии, в период фонемной речи, соотношение между звуком и артикуляцией в корне изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Произвольность является основным свойством артикуляции фонемы.

Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемной

По дневниковым материалам начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. В период до-фонемной речи звук

Слайд 4Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
«Мы замечаем строгую правильность

в последовательном усвоении фонем… относительная хронология определенных новшеств везде и

всюду остается одной и той же… Обычно вокализм начинается с широкого гласного, а консонантизм одновременно с взрывного, образуемого в передней части полости рта; как правило, это А и губной взрывной».
Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений«Мы замечаем строгую правильность в последовательном усвоении фонем… относительная хронология определенных

Слайд 5Эти первые противопоставления - «консонантный минимум в живых языках мира»:

нет языков, в которых не было бы взрывных согласных, но

существуют языки (в Океании, Африке, Южной Америке), где отсутствуют щелевые. Усвоение велярных и палатальных согласных, отмечает Р. О. Якобсон, предполагает предварительное усвоение лабиальных и дентальных.

Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений

Эти первые противопоставления - «консонантный минимум в живых языках мира»: нет языков, в которых не было бы

Слайд 6Точно так же «в любом языке мира наличие веляро-палатальных подразумевает

одновременное существование лабиальных и дентальных». Позже всего усваиваются «противоположения, сравнительно

редкие во всех языках мира», например, у многих русскоговорящих детей поздно появляются вибранты.

Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений

Точно так же «в любом языке мира наличие веляро-палатальных подразумевает одновременное существование лабиальных и дентальных». Позже всего

Слайд 7Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
Первым появляется противопоставление гласных

и согласных,
затем в определенном порядке возникают оппозиции в области

согласных:
носовые — ртовые;
губные — зубные (язычные);
смычные — щелевые;
твердые — мягкие;
редкие в языках мира противопоставления.

Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставленийПервым появляется противопоставление гласных и согласных, затем в определенном порядке возникают

Слайд 8В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова о порядке появления фонологических противопоставлений
Основанием для группировки

звуков «служили факты из сурдопедагогической и логопедической практики по обучению

аномальных детей произношению». Авторы объединили согласные в группы и расположили следующим образом:
носовые — ротовые;
звонкие — глухие;
твердые — мягкие;
смычные — шипящие.
В том же порядке осваиваются противопоставления согласных в лепете (кроме последнего)
В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова о порядке появления фонологических противопоставленийОснованием для группировки звуков «служили факты из сурдопедагогической и логопедической

Слайд 9Точки зрения Р. О. Якобсона/ В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой: отличия
Р. О. Якобсон обращает внимание на

активный речевой орган (губные – язычные), а В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова

— на наличие/ отсутствие голоса при артикуляции шумных (звонкие-глухие). Сонорные согласные не упомянуты, но из приведенных авторами примеров очевидно, что сонорные усваиваются раньше).
Исследование В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой обнаружило, что разница в появлении в речи носовых и ротовых, а также звонких и глухих согласных несущественна.
Точки зрения Р. О. Якобсона/ В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой: отличияР. О. Якобсон обращает внимание на активный речевой орган (губные – язычные), а

Слайд 10В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова
Очень незначительные преимущества имеют звонкие согласные.
Статистически значимая

разница наблюдается в появлении
мягких зубных в сравнении с твердыми,


твердых губных в сравнении с мягкими;
смычных в сравнении со щелевыми, свистящих в сравнении с шипящими.


В. И. Бельтюков и А. Д. СалаховаОчень незначительные преимущества имеют звонкие согласные. Статистически значимая разница наблюдается в появлении мягких зубных в

Слайд 11А.Н. Гвоздев о ранних согласных
А. Н. Гвоздев писал (опираясь, помимо дневника речи

Жени Г., на данные еще двух детей, представленные в исследованиях

А. Александрова, 1883, и В. Благовещенского, 1885), что «в отношении согласных начальный период характеризуется обилием смычных и бедностью фрикативных».
А.Н. Гвоздев о ранних согласныхА. Н. Гвоздев писал (опираясь, помимо дневника речи Жени Г., на данные еще двух детей,

Слайд 12Материал исследования -
лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые

и видеозаписи).

Материал исследования -лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые и видеозаписи).

Слайд 13Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизы
гласные - согласные;
смычные

— щелевые;
ртовые — носовые;
губные

– язычные;
глухие - звонкие;
мягкие — твердые;
поздние консонантные противопоставления (плавные, дрожащие, двухфокусные и аффрикаты).
Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизыгласные - согласные; смычные — щелевые;   ртовые — носовые;

Слайд 14Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизы Е.
1) согласные –

гласные: П – А.
(узкий губной смычный взрывной П -

самый широкий гласный А) (первое слово - «папа» (0,8) .
2) внутри согласных - смычные — щелевые: нетипично раннее появление щелевого В: ава (0,9), ввв (1,2) .
Но период усвоения (ПУ) щелевого [В] был длительным - до 2,7. Ср.: Ф – 1,3 (ПУ – до 2,8), Ф’ – 2,1 (ПУ до 2,8).

Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизы Е.1) согласные – гласные: П – А. (узкий губной смычный

Слайд 153) ртовые — носовые: П – М (0,11).
4) губные

– язычные: друг за другом возникают К’ (1,0), С’ (1,1),

J (1,1), образуемые разными частями языка (но ПУ переднеязычного С’ – до 1,10).
5) глухие – звонкие, причем позже - звонкие (что логично: в их произношении участвует дополнительная артикуляция – голосовые связки), ср.: Б (1,2) – П (0,8), Д’ (1,3) – Т’ (1,2), Г и Г’ (1,5) – К’ (1), К (1,4). (в отличие от данных В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой)

Порядок возникновения противопоставлений в области согласных

3) ртовые — носовые: П – М (0,11). 4) губные – язычные: друг за другом возникают К’

Слайд 166) мягкие/ твердые переднеязычные смычные (1,5) (твердые позже): Д’ (1,3)

— Д (1,5); Т’ (1,2) –Т (1,5); Н’ (1,4) —

Н (1,5);
8) твердые/мягкие губные смычные (1,6-1,10), мягкие позже твердых: Б (1,2) — Б’ (1,6, период усвоения до 1,9); М (0,8, ПУ – 2,0) — М’ (1,6, ПУ – 2,8); П (0,8) — П’ (1,6);
9) твердые/мягкие губные щелевые, мягкие позже твердых (1,10- 2,1): В (0,8, ПУ – 2,7) — В’ (1,10, ПУ – 2,7). Ф (1,3, ПУ – 2,8) — Ф’ (2,1, ПУ – 2,8).



Порядок возникновения противопоставлений в области согласных

6) мягкие/ твердые переднеязычные смычные (1,5) (твердые позже): Д’ (1,3) — Д (1,5); Т’ (1,2) –Т (1,5);

Слайд 179) мягкие/ твердые заднеязычные щелевые (1,6), мягкий позже твердого: Х

(1,2, ПУ до 2,5) – Х’ (1,6);
10) мягкие/

твердые переднеязычные щелевые (1,6), твердые позже мягких: С’ (1,1) – С (1,6, ПУ – до 2,7); З’ (1,5) – З (1,9, ПУ – до 2,11).
Поздние консонантные противопоставления (от 2 до 8 лет) - плавные, дрожащие, двухфокусные и аффрикаты.


Порядок возникновения противопоставлений в области согласных

9) мягкие/ твердые заднеязычные щелевые (1,6), мягкий позже твердого: Х (1,2, ПУ до 2,5) – Х’ (1,6);

Слайд 18Поздние консонантные противопоставления

Поздние консонантные противопоставления

Слайд 19Р. О. Якобсон отмечал, что «при усвоении языка ребенком первое вокалическое противопоставление

оказывается более поздним по сравнению с первыми консонантными противоположениями. Это

значит, что существует период, когда согласные уже выполняют смыслоразличительную функцию, тогда как единственный гласный служит всего лишь опорой согласного и носителем экспрессивных вариаций».

Р.О. Якобсон о возникновении противопоставлений в области гласных

Р. О. Якобсон отмечал, что «при усвоении языка ребенком первое вокалическое противопоставление оказывается более поздним по сравнению с первыми

Слайд 20Порядок появления гласных (по Якобсону и Швачкину)
Р. Якобсон: вслед за

широким А возникает самый узкий И, затем — У.
Н. Х. Швачкин:

«…данные филогенеза речи указывают на более позднее различение гласных И – Э, У – О. В качестве наиболее древних гласных обычно фигурируют А, И, У. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только А, И, У; лакский, арабский, новоперсидский и др. В древнесемитском языке не различаются фонетически даже И – У, т. е. мы в нем имеем только фонематическое различение гласных А – не-А»
Порядок появления гласных (по Якобсону и Швачкину)Р. Якобсон: вслед за широким А возникает самый узкий И, затем

Слайд 21Л.А.Пиотровская о появлении гласных фонем
Л. А. Пиотровская заметила, что в работе В. Благовещенского

(1885) указывалось на раннее появление в речи детей гласного А,

который мог замещать все остальные гласные. Последующие исследования (даны ссылки на В. А. Богородицкого, Р. О. Якобсона и Н. Х. Швачкина) позволили сделать вывод о такой последовательности появления ударных гласных в речи ребенка: I этап – А, II – И, У, III этап – Э, О.
Л.А.Пиотровская о появлении гласных фонемЛ. А. Пиотровская заметила, что в работе В. Благовещенского (1885) указывалось на раннее появление в речи

Слайд 22Н.И. Лепская о появлении гласных и согласных
Солидаризуясь с мнением Р.

О. Якобсона по поводу порядка появления консонантных оппозиций, Н. И.

Лепская указывает на другой порядок появления гласных:
сначала возникает дифференциация по подъему и лабиализации [a] — [u] и [a] — [o], а позже — по ряду [u] — [i].
Н.И. Лепская о появлении гласных и согласныхСолидаризуясь с мнением Р. О. Якобсона по поводу порядка появления консонантных

Слайд 23Такой порядок Н. И. Лепская обосновывает утверждением Н. С. Трубецкого

о том, что «в русском языке для гласных фонологически релевантными

оказываются такие признаки, как подъем и лабиализация, а не признак ряда».
Однако это мнение стоит особняком и не находит подтверждения ни у других авторов, ни в моем материале.


Такой порядок Н. И. Лепская обосновывает утверждением Н. С. Трубецкого о том, что «в русском языке для

Слайд 24Появление гласных фонем в речи Лизы
«Вокалический минимум» А – И

– У, и именно в этом порядке (по Якобсону).
Некоторым

отступлением было появление в 1,2–1,4 – вслед за А (0,8) и И (1,0) – гласного Э в трех словах, но после 1,6 этот гласный систематически заменяется И до 2,11. Более позднее, чем в речи большинства детей, появление У (в 1,8; ПУ - до 3,0) можно объяснить, опираясь на рассуждения Р. О. Якобсона.
Появление гласных фонем в речи Лизы«Вокалический минимум» А – И – У, и именно в этом порядке

Слайд 25Р. Якобсон о причинах более позднего появления У
«Противоположение U –

I содержит два параллельных различения: различение велярных и палатальных, с

одной стороны, и различение лабиализованных и нелабиализованных, с другой стороны. Выделение этих двух различий, позволяющее комбинировать два противоположных признака… является, само собою разумеется, позднейшим приобретением».
Р. Якобсон о причинах более позднего появления У«Противоположение U – I содержит два параллельных различения: различение велярных

Слайд 26Последние гласные
В 2,10 – У, ПУ – до 3,6.
В 2,11

– О, ПУ – до 3.
Время появления этих гласных совпадает

со временем появления сложного согласного Щ.
Позднее появление Ы – типично, О – нетипично: у многих детей О появляется раньше.
Тем не менее в минимум, указанный Якобсоном и Швачкиным, эти звуки не входят.
Последние гласныеВ 2,10 – У, ПУ – до 3,6.В 2,11 – О, ПУ – до 3.Время появления

Слайд 27Выводы
Время и порядок первого появления большинства согласных фонем в речи

Лизы совпали со временем и порядком появления согласных в речи

Жени Гвоздева.
Гораздо позже появились щелевые боковые, двухфокусные и дрожащие согласные, но в этом отношении Лиза является значительно более «типичным» ребенком, чем Женя (логопеды не могут считать время появления этих звуков в речи Жени «эталоном нормы»: дрожащие были усвоены к 2,3,9; двухфокусные — к 2,7,25; двухфокусная аффриката к 2,8,27).

ВыводыВремя и порядок первого появления большинства согласных фонем в речи Лизы совпали со временем и порядком появления

Слайд 28Выводы
Индивидуальность в ходе развития речи проявляется различным образом, в том

числе и «элекцией звуков, на которых ребенок по преимуществу останавливает

свое внимание» (Сикорский 1881). Порядок появления гласных и согласных фонем в речи нашего информанта не является строгим правилом, хотя в основном может быть назван типичным.

ВыводыИндивидуальность в ходе развития речи проявляется различным образом, в том числе и «элекцией звуков, на которых ребенок

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика