Слайд 1Елисеева М.Б.
melyseeva@yandex.ru
Порядок появления гласных и согласных фонем в речи русскоязычного
ребенка
Слайд 2Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемной
С переходом
речи ребенка к словесно-семантическому строю изменяется фонетическая структура этой речи.
Звук… получает смыслоразличительную функцию. Возникает фонема, фонемная речь. <...>
Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции, и речевого слуха ребенка.
Слайд 3По дневниковым материалам начатки этого перехода отмечаются в начале второго
года жизни. В период до-фонемной речи звук сопровождает артикуляцию и
следует движениям речедвигательного аппарата. <...> Впоследствии, в период фонемной речи, соотношение между звуком и артикуляцией в корне изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению. Произвольность является основным свойством артикуляции фонемы.
Н.Х. Швачкин о переходе от дофонемной речи к фонемной
Слайд 4Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
«Мы замечаем строгую правильность
в последовательном усвоении фонем… относительная хронология определенных новшеств везде и
всюду остается одной и той же… Обычно вокализм начинается с широкого гласного, а консонантизм одновременно с взрывного, образуемого в передней части полости рта; как правило, это А и губной взрывной».
Слайд 5Эти первые противопоставления - «консонантный минимум в живых языках мира»:
нет языков, в которых не было бы взрывных согласных, но
существуют языки (в Океании, Африке, Южной Америке), где отсутствуют щелевые. Усвоение велярных и палатальных согласных, отмечает Р. О. Якобсон, предполагает предварительное усвоение лабиальных и дентальных.
Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
Слайд 6Точно так же «в любом языке мира наличие веляро-палатальных подразумевает
одновременное существование лабиальных и дентальных». Позже всего усваиваются «противоположения, сравнительно
редкие во всех языках мира», например, у многих русскоговорящих детей поздно появляются вибранты.
Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
Слайд 7Р.О. Якобсон о порядке появления фонологических противопоставлений
Первым появляется противопоставление гласных
и согласных,
затем в определенном порядке возникают оппозиции в области
согласных:
носовые — ртовые;
губные — зубные (язычные);
смычные — щелевые;
твердые — мягкие;
редкие в языках мира противопоставления.
Слайд 8В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова о порядке появления фонологических противопоставлений
Основанием для группировки
звуков «служили факты из сурдопедагогической и логопедической практики по обучению
аномальных детей произношению». Авторы объединили согласные в группы и расположили следующим образом:
носовые — ротовые;
звонкие — глухие;
твердые — мягкие;
смычные — шипящие.
В том же порядке осваиваются противопоставления согласных в лепете (кроме последнего)
Слайд 9Точки зрения Р. О. Якобсона/ В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой: отличия
Р. О. Якобсон обращает внимание на
активный речевой орган (губные – язычные), а В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова
— на наличие/ отсутствие голоса при артикуляции шумных (звонкие-глухие). Сонорные согласные не упомянуты, но из приведенных авторами примеров очевидно, что сонорные усваиваются раньше).
Исследование В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой обнаружило, что разница в появлении в речи носовых и ротовых, а также звонких и глухих согласных несущественна.
Слайд 10В. И. Бельтюков и А. Д. Салахова
Очень незначительные преимущества имеют звонкие согласные.
Статистически значимая
разница наблюдается в появлении
мягких зубных в сравнении с твердыми,
твердых губных в сравнении с мягкими;
смычных в сравнении со щелевыми, свистящих в сравнении с шипящими.
Слайд 11А.Н. Гвоздев о ранних согласных
А. Н. Гвоздев писал (опираясь, помимо дневника речи
Жени Г., на данные еще двух детей, представленные в исследованиях
А. Александрова, 1883, и В. Благовещенского, 1885), что «в отношении согласных начальный период характеризуется обилием смычных и бедностью фрикативных».
Слайд 12Материал исследования -
лонгитюдные данные Лизы Е. 1996 года рождения (дневниковые
и видеозаписи).
Слайд 13Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизы
гласные - согласные;
смычные
— щелевые;
ртовые — носовые;
губные
– язычные;
глухие - звонкие;
мягкие — твердые;
поздние консонантные противопоставления (плавные, дрожащие, двухфокусные и аффрикаты).
Слайд 14Порядок возникновения фонологических противопоставлений в речи Лизы Е.
1) согласные –
гласные: П – А.
(узкий губной смычный взрывной П -
самый широкий гласный А) (первое слово - «папа» (0,8) .
2) внутри согласных - смычные — щелевые: нетипично раннее появление щелевого В: ава (0,9), ввв (1,2) .
Но период усвоения (ПУ) щелевого [В] был длительным - до 2,7. Ср.: Ф – 1,3 (ПУ – до 2,8), Ф’ – 2,1 (ПУ до 2,8).
Слайд 153) ртовые — носовые: П – М (0,11).
4) губные
– язычные: друг за другом возникают К’ (1,0), С’ (1,1),
J (1,1), образуемые разными частями языка (но ПУ переднеязычного С’ – до 1,10).
5) глухие – звонкие, причем позже - звонкие (что логично: в их произношении участвует дополнительная артикуляция – голосовые связки), ср.: Б (1,2) – П (0,8), Д’ (1,3) – Т’ (1,2), Г и Г’ (1,5) – К’ (1), К (1,4). (в отличие от данных В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой)
Порядок возникновения противопоставлений в области согласных
Слайд 166) мягкие/ твердые переднеязычные смычные (1,5) (твердые позже): Д’ (1,3)
— Д (1,5); Т’ (1,2) –Т (1,5); Н’ (1,4) —
Н (1,5);
8) твердые/мягкие губные смычные (1,6-1,10), мягкие позже твердых: Б (1,2) — Б’ (1,6, период усвоения до 1,9); М (0,8, ПУ – 2,0) — М’ (1,6, ПУ – 2,8); П (0,8) — П’ (1,6);
9) твердые/мягкие губные щелевые, мягкие позже твердых (1,10- 2,1): В (0,8, ПУ – 2,7) — В’ (1,10, ПУ – 2,7). Ф (1,3, ПУ – 2,8) — Ф’ (2,1, ПУ – 2,8).
Порядок возникновения противопоставлений в области согласных
Слайд 179) мягкие/ твердые заднеязычные щелевые (1,6), мягкий позже твердого: Х
(1,2, ПУ до 2,5) – Х’ (1,6);
10) мягкие/
твердые переднеязычные щелевые (1,6), твердые позже мягких: С’ (1,1) – С (1,6, ПУ – до 2,7); З’ (1,5) – З (1,9, ПУ – до 2,11).
Поздние консонантные противопоставления (от 2 до 8 лет) - плавные, дрожащие, двухфокусные и аффрикаты.
Порядок возникновения противопоставлений в области согласных
Слайд 18Поздние консонантные противопоставления
Слайд 19Р. О. Якобсон отмечал, что «при усвоении языка ребенком первое вокалическое противопоставление
оказывается более поздним по сравнению с первыми консонантными противоположениями. Это
значит, что существует период, когда согласные уже выполняют смыслоразличительную функцию, тогда как единственный гласный служит всего лишь опорой согласного и носителем экспрессивных вариаций».
Р.О. Якобсон о возникновении противопоставлений в области гласных
Слайд 20Порядок появления гласных (по Якобсону и Швачкину)
Р. Якобсон: вслед за
широким А возникает самый узкий И, затем — У.
Н. Х. Швачкин:
«…данные филогенеза речи указывают на более позднее различение гласных И – Э, У – О. В качестве наиболее древних гласных обычно фигурируют А, И, У. Имеются языки, которые по сей день фонематически различают только А, И, У; лакский, арабский, новоперсидский и др. В древнесемитском языке не различаются фонетически даже И – У, т. е. мы в нем имеем только фонематическое различение гласных А – не-А»
Слайд 21Л.А.Пиотровская о появлении гласных фонем
Л. А. Пиотровская заметила, что в работе В. Благовещенского
(1885) указывалось на раннее появление в речи детей гласного А,
который мог замещать все остальные гласные. Последующие исследования (даны ссылки на В. А. Богородицкого, Р. О. Якобсона и Н. Х. Швачкина) позволили сделать вывод о такой последовательности появления ударных гласных в речи ребенка: I этап – А, II – И, У, III этап – Э, О.
Слайд 22Н.И. Лепская о появлении гласных и согласных
Солидаризуясь с мнением Р.
О. Якобсона по поводу порядка появления консонантных оппозиций, Н. И.
Лепская указывает на другой порядок появления гласных:
сначала возникает дифференциация по подъему и лабиализации [a] — [u] и [a] — [o], а позже — по ряду [u] — [i].
Слайд 23Такой порядок Н. И. Лепская обосновывает утверждением Н. С. Трубецкого
о том, что «в русском языке для гласных фонологически релевантными
оказываются такие признаки, как подъем и лабиализация, а не признак ряда».
Однако это мнение стоит особняком и не находит подтверждения ни у других авторов, ни в моем материале.
Слайд 24Появление гласных фонем в речи Лизы
«Вокалический минимум» А – И
– У, и именно в этом порядке (по Якобсону).
Некоторым
отступлением было появление в 1,2–1,4 – вслед за А (0,8) и И (1,0) – гласного Э в трех словах, но после 1,6 этот гласный систематически заменяется И до 2,11. Более позднее, чем в речи большинства детей, появление У (в 1,8; ПУ - до 3,0) можно объяснить, опираясь на рассуждения Р. О. Якобсона.
Слайд 25Р. Якобсон о причинах более позднего появления У
«Противоположение U –
I содержит два параллельных различения: различение велярных и палатальных, с
одной стороны, и различение лабиализованных и нелабиализованных, с другой стороны. Выделение этих двух различий, позволяющее комбинировать два противоположных признака… является, само собою разумеется, позднейшим приобретением».
Слайд 26Последние гласные
В 2,10 – У, ПУ – до 3,6.
В 2,11
– О, ПУ – до 3.
Время появления этих гласных совпадает
со временем появления сложного согласного Щ.
Позднее появление Ы – типично, О – нетипично: у многих детей О появляется раньше.
Тем не менее в минимум, указанный Якобсоном и Швачкиным, эти звуки не входят.
Слайд 27Выводы
Время и порядок первого появления большинства согласных фонем в речи
Лизы совпали со временем и порядком появления согласных в речи
Жени Гвоздева.
Гораздо позже появились щелевые боковые, двухфокусные и дрожащие согласные, но в этом отношении Лиза является значительно более «типичным» ребенком, чем Женя (логопеды не могут считать время появления этих звуков в речи Жени «эталоном нормы»: дрожащие были усвоены к 2,3,9; двухфокусные — к 2,7,25; двухфокусная аффриката к 2,8,27).
Слайд 28Выводы
Индивидуальность в ходе развития речи проявляется различным образом, в том
числе и «элекцией звуков, на которых ребенок по преимуществу останавливает
свое внимание» (Сикорский 1881). Порядок появления гласных и согласных фонем в речи нашего информанта не является строгим правилом, хотя в основном может быть назван типичным.